^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

От чего зависят способности?

способности

Особый интерес вызывает вопрос о способностях — известно, как рано и как глубоко проявляется различие их. Нельзя ли «вывести» своеобразие способностей из особенностей нервной системы? Конечно, обучение детей с высокой и низкой динамичностью нервных процессов будет, видимо, при прочих равных условиях идти по-разному. Конечно, музыкальный слух будет развиваться у детей с высокой чувствительностью иначе, чем у детей с низкой чувствительностью. Но эти особенности нервной системы могут лишь наложить отпечаток на ход развития способностей, не более.

Темперамент и характер.

темперамент и характер

Пожалуй, ни один психологический термин не употребляется нами в повседневной жизни столь часто, как термин «темперамент». Пожалуй, даже столь часто, что истинное значение его как бы перестает осознаваться.
Между тем темперамент — это действительно очень важная характеристика психологических особенностей человека. Естественно, у детей темперамент только складывается (и не всегда можно обнаружить те или иные его черты с такой ясностью, как у взрослого человека), но все мы знаем, что не бывает и двух одинаковых младенцев — один спокойный, другой — нет; один ярко выражает свои чувства, другой чуть улыбается, плачет редко; один невозмутим даже при сильных внешних раздражителях, другого беспокоит и складка в простынке...

Ребенок остается ребенком.

rebenok

Часто мы, воспитатели, забываем, что познание мира начинается для маленьких детей с познания человека. Добро и зло открываются перед ребенком уже в том, каким тоном обращается отец к матери, какие чувства выражают его взгляды, движения.
В. А. Сухомлинский

Приобретая все новые черты в поведении, обнаруживая все большее совершенство внутренних психических качеств, ребенок все-таки остается ребенком. Общий психологический облик малыша сохраняет своеобразие, отличающее его от взрослого, да и от школьника, даже младшего.
Каковы же приметы этого психологического облика?

Периодизация и закономерности психического развития ребенка.

Периодизация и закономерности психического развития ребенка

Большинство психологов делит детство на периоды. В основу периодизации психического развития ребенка Л.С.Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками: она должна быть смыслообразующей для ребенка. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования. В контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками. В связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь). На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.

Ступени возраста.

ступени возраста

"Андрюша стал упрям. Зову на кухню. Стоит, ни с места, будто не слышит. Взяла за руку: "Идем, ребеночек!" Андрюша: "Не веди меня! Я сейчас плиду (приду) сам". Освобождает свою руку из моей: "Я сейчас плиду сам". Возвращается на место, где стоял прежде, и сам идет на кухню..."
Это запись из дневника психолога В.С.Мухиной. Андрюше три года. Возможно, многие смогут припомнить, что и их дети (или дети, которых они имели возможность наблюдать достаточно близко) примерно в этом возрасте вдруг становились неузнаваемыми. Был малыш как малыш. А теперь все наперекор, все будто назло взрослым. Просто удивительно...