^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

«Поиграй со мной, мама!»

Поиграй со мной, мама!

Жизнь требует от нас действий и движения. Мы не можем стоять на месте. Мы не можем ничего не делать. Даже когда «ничего не делаем», мы все же лежим на диване, читаем книгу, смотрим телевизор, слушаем радио, общаемся с друзьями, наконец, просто думаем. Наш мозг и наше тело все равно находятся в движении. Это их работа.
У наших малышей тоже есть своя работа, которую они выполняют в игре. Для ребенка играть — то же самое, что для взрослого человека работать.
Это не просто занятие, которое помогает убить время. Само по себе оно продуктивно и полезно. Ведь дети учатся прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий. Кроме того, это становится неотъемлемой частью их жизни.

Темп развития и будущее ребенка.

темп развития и будущее ребенка

Многие родители придают исключительно большое значение самому темпу развития ребенка, ревниво следя за тем, чтобы он буквально ни в чем не отставал от сверстников, а по возможности и опережал их. Что ж, когда речь идет о задержках развития, повышенное внимание к темпу вполне оправданно. Если ребенок не переходит вовремя к ролевой игре, не овладевает предметным рисованием, не усваивает простейших математических представлений, это должно насторожить родителей, должно побудить их выяснить причину задержки развития. Такими причинами могут оказаться как неблагоприятные условия и особенности воспитания (педагогическая запущенность), так и дефекты нервной системы (умственная отсталость, нарушение слуха).

Обучение и "зона ближайшего развития".

обучение и зона ближайшего развития

Против утверждения, согласно которому обучение должно считаться с уровнем развития ребенка, возразить нечего. Но что значит "считаться"? Было бы глубоко ошибочно истолковывать это утверждение так, будто обучение должно просто следовать за развитием, а развитие — это нечто стихийное, происходящее само по себе. Это не так: ребенок развивается, усваивая общественный опыт, овладевая разнообразными действиями, свойственными человеку. А формируются и передаются эти действия только через обучение.

Психическое развитие ребенка.

главное в жизни малыша

Разнообразными действиями — и внешними, и внутренними — ребенок овладевает под влиянием обучения и воспитания. Но это не значит, что все зависит лишь от желания взрослого. Ребенок не может в любой момент усвоить любые действия, небезразличен и порядок, в котором он их приобретает. Причин этого две.
Во-первых, очевидно, что более сложное действие останется недоступным, пока не усвоено более простое. Прыгать можно научиться лишь после того, как научишься ходить. Устанавливать кубик на кубик — после того, как будешь уверенно отличать по форме кубики от шариков. Складывать числа — после того, как поймешь, что 6 больше 5, а 2 меньше 3. И ни к чему хорошему не приводят попытки взрослых заставить малыша «перепрыгнуть» через неизбежные этапы сложности или их стремление «подсадить» ребенка на следующую ступеньку, в то время как он еще неуверенно чувствует себя вот на этой. В лучшем случае новые действия будут усвоены чисто механически, без всякого смысла и пользы. Самый верный путь — терпеливо и последовательно вести малыша от одного этапа к другому.

Как учить малыша.

учить, но как

Внутренние действия, которые производят дети, не появляются сами собой. Они формируются на протяжении детства под влиянием взрослых — на основе внешних действий с предметами, поэтому очень важно, чтобы ребенок в раннем детстве постигал мир предметов, учился использовать их.
Конечно, совершенно необходимо учить малыша и тем действиям, которые на виду, — рабочим, практическим («технике» рисования, конструирования, использованию предметов и игрушек).
Но это ни в коем случае не должно превращаться в самоцель, не должно отрываться от формирования ориентировочных действий. Иначе вместо действенного обучения детей, способствующего их развитию, мы получим голое «натаскивание», результаты которого на первых порах внешне эффектны, но на самом деле не играют положительной роли в развитии ребенка.

От действия к мысли.

от действия к мысли

От действия к мысли - в этой краткой формуле образно выражена одна из главных закономерностей психического развития ребенка.
Как на первый взгляд не похожи действие и мысль! Действие почти всегда легко увидеть, описать, запечатлеть тем или иным способом — так, с помощью современных средств фотографирования можно уловить мельчайшие детали любого действия с любым орудием труда и, скажем, выяснить, какой способ забивания гвоздя молотком наилучший. Или разложить на отдельные фазы прыжок рекордсмена — в назидание другим.