^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Образовательные программы в ДОУ

В настоящее время существует немало программ, как целостных, вариативных, альтернативных, так и парциальных, которыми может пользоваться психолог в ДОУ.
Существует примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего дошкольного возраста под редакцией Л.А. Парамоновой, основанная на фундаментальных закономерностях развития ребенка. В ней даны возрастные характеристики, показатели физического, социального, познавательного и эстетического развития, изложены режимные моменты, зная о которых психолог ДОУ может планировать свою деятельность для разных групп с учетом рекомендуемого времени занятий в первой и второй половине дня. Программа включает описание и примеры реализации физической, эстетической, познавательной деятельности. Основываясь на данных рекомендациях, психолог может создать парциальную программу «Психолог в ДОУ — помощник и друг» и включить в нее свои наработки, отражающие специфику конкретного ДОУ, контингента детей, воспитателей и родителей.


На основе программ: «Детство», «Радуга», «Детский сад — дом радости» — психолог может разработать программу социально-эмоционального развития дошкольников. Анализируя и интегрируя программы «Истоки», «Детство» психолог может создать программы, направленные на коррекцию проблем в поведении детей посредством различных видов искусства.
Остановимся подробнее на программах, используемых в ДОУ сегодня.

Программа «Радуга»

Авторы — сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ.
Работа по программе «Радуга» для воспитания и обучения детей 3—б лет в ДОУ ведется с 1989 г. по заказу Минобразования России.
Педагогическая деятельность в программе строится на основе теоретических позиций о ведущей роли в психическом развитии ребенка и становления его личности. Авторы ставят своей целью формирование несущих качеств личности: самостоятельность, умение добиваться поставленных задач, воспитанность и др.
Авторы программы назвали ее «Радуга» — семь самых важных видов деятельности детей сравниваются с цветами спектра радуги.
Красный цвет связывается с физической культурой. В разделе «Растим здорового ребенка» освещаются общие задачи и рекомендации по двигательному режиму, закаливанию, физкультурно-оздоровительной работе, рассматриваются вопросы воспитания у детей правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, умение сознательно избегать и даже предварять их.
Оранжевый цвет в программе связывается с ведущей деятельностью ребенка — игрой, обеспечивающей всестороннее воспитание, развитие и психологический комфорт.
В каждом возрастном периоде перед педагогом ставятся задачи, которые можно решить в процессе игровой деятельности. Задачи и акценты тактичного управления игрой раскрываются в разделах «Игра с детьми от 3 до 4 лет», «Игра с детьми от 4 до 5 лет», «Игра с детьми от 5 до 6 лет».
Анализируя варианты игровой деятельности, предлагаемые в программе «Радуга», психолог разрабатывает новые игровые техники, обсуждает их с воспитателями, предлагает детям, оставляя лучшие для внедрения в игровую деятельность в разных группах.
Желтый цвет связывается с изобразительной деятельностью и художественным трудом.
В программе подчеркивается бережное отношение к результатам деятельности детей, изобразительную деятельность называют продуктивной. Рисование, лепка — формы проявления детской активности, в которых дети получают результат. Важно с уважением относиться к детским рисункам и «скульптурам», помогать ребенку совершенствовать творчество и поощрять к деятельности.
Зеленый цвет связывается с конструированием. Конструирование неотделимо от игры и изобразительной деятельности. Показывая некоторые простые приемы создания построек, знакомя с разнообразием строительных деталей, включая постройки в сюжет игры, воспитатели помогают детям овладевать пространственным мышлением.
Голубой цвет связывается с музыкальными занятиями и пластическим развитием. В программе показано, как реализуются мотива-ционные, нравственные, эстетические, воспитательные задачи. На конкретном материале объясняется, как формируются эстетические переживания, интерес к музыке, развиваются музыкально-сенсорные способности ребенка: слуховые, интонационно-речевые, декламационные и певческие, элементарно-инструментальные и двигательные.
Синий цвет посвящен разделам «Ребенок и окружающий его мир», «Обучение родному и иностранному языкам». Данные разделы помогают научиться общению со взрослыми и сверстниками, выражать свои мысли, оценивать ситуацию и действовать в ней. В программе предполагается большая работа по формированию умения читать наизусть стихотворения, пересказывать текст. Рекомендуемая литература для работы с детьми дается в приложении.
Взяв за основу эти разделы, психолог может создать парциальную программу по развитию коммуникативных навыков детей в разных группах.
Фиолетовый цвет связывается с обучением математике, овладением первичными навыками учебной деятельности, умением выделять учебную задачу, определять направление поисков ее решения, оценивать результаты, исправлять ошибки.
Разработанная научно-методическая система педагогического творчества программы «Радуга» достаточно трудоемкая, требует высокой культуры организации труда. Поэтому в методических рекомендациях для каждой возрастной группы приводится планирование работы на год, раскрывается содержание работы в течение дня: перечень и продолжительность отдельных элементов режима дня, а также их методическое содержание, цель и средства.

Программа «Истоки»

Авторский коллектив — научные сотрудники центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.
Научные редакторы — кандидаты педагогических и психологических наук: Л.А. Парамонова, СЛ. Новоселова, Л. Ф. Обухова, Т.Н. Алиева и доктор психологических наук К.В. Тарасова.
В программе «Истоки» ребенок является центральной фигурой образовательного процесса. Цель программы предполагает разностороннее развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества, обеспечение для всех детей равного старта развития, сохранения и укрепления их здоровья. Создавая программу, авторы опирались на работы выдающихся отечественных ученых: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Н.Я. Гальперина и др., развивали идеи психологов и педагогов, создавших научный фундамент современной системы отечественного дошкольного воспитания. Личность ребенка имеет ряд ведущих базисных характеристик, составляющих неповторимую индивидуальность того или иного человека. Авторы программы выделяют ряд компонентов.
♦Компетентность. Включает в себя ряд аспектов: интеллектуальный (сформированность интеллектуальных операций, умение выбирать необходимую информацию, овладение обобщенными, а затем универсальными способами действия), языковой (свободное выражение своих намерений, пояснение смысла действий с помощью языковых и невербальных средств в соответствии с принятыми речевыми канонами фонетики, семантики, грамматики и общечеловеческими способами выразительности речи), социальный (способность выбрать адекватную форму поведения, осознание своих возможностей, уважение желания других, умение включиться в совместную деятельность, умение управлять своим поведением и способами общения), физического развития (овладение различными видами движений, соответствующими возрасту, умение реагировать на изменения окружающей обстановки).
♦Креативность. Способность к творческому решению проблем, возникающих в различных ситуациях, готовность к созданию нового продукта, отличающегося оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.
♦Инициативность. Проявляется в разных видах деятельности, общении, игре, экспериментировании. Ребенок умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, проявляя любознательность, изобретательность.
♦Самостоятельность и ответственность. Самостоятельность — своеобразная форма активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка и обеспечивающая инициативную постановку и решение разного рода задач, возникающих в жизни и деятельности. Ответственность за свои действия проявляется в ситуации выбора между «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо», «хочу» и «должен».
♦Произвольность. Умение управлять своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами. Обдуманные действия преобладают над импульсивными, ребенок действует на основе внутренних побуждений — данного слова, обещания.
♦Свобода поведения и безопасность. Свобода поведения рассматривается как овладение способами ограничения сферы своей деятельности, воспитание в ребенке чувства меры, осторожности и предусмотрительности. Безопасность поведения требует соблюдения социально-детерминированных правил и запретов.
♦ Самосознание и самоконтроль. Самосознание — образ своего «я» возникает у ребенка в период детства на основе оценок окружающих, сопровождается проявлением самого себя и своей деятельности, отличной от взрослого. Ребенок начинает понимать ограниченность своих возможностей и необходимость учиться. Чувство собственного достоинства является важной чертой формирующегося самосознания ребенка.
Базисные характеристики складываются в дошкольном возрасте не одновременно и находятся в постоянном изменении и развитии. На каждом возрастном этапе имеют свое содержание.
Зная базисные характеристики личности, психолог ДОУ может создавать коррекционные, развивающие программы как для индивидуальных занятий, так и для занятий в группах.
В программе «Истоки» задачи развития ребенка в деятельности представлены по четырем основным направлениям:
— социальное;
— познавательное;
— эстетическое;
— физическое развитие.
По этим же направлениям в каждом возрасте представлены со
держание и условия педагогической работы, конкретизируются ее
особенности, приводятся показатели развития детей данного возра
ста в рассматриваемой сфере.
В приложении к программе даны факультативы:
— «Обучение второму языку»;
— «Компьютер в детском саду»;
— «Ребенок и живой мир природы в городе».

Программа «Детский сад — дом радости»

Авторы — кандидат педагогических наук Н.М. Крылова, воспитатель-новатор В. Т. Иванова.
Основная цель научно-методической системы программы определяется авторами как содействие обогащению всестороннего развития неповторимой индивидуальности ребенка и его наставника.
Специфика данной программы (ее идея начала разрабатываться и внедряться более 30 лет назад) заключается в том, что воспитатели впервые получили новую форму организации труда: план-сценарий с режимом двенадцатичасового пребывания детей, построенный с учетом общего биологического закона ритма — колебательного характера всех физиологических функций человека.
В программе раскрываются условия и методические приемы такой организации, при которой ребенок непрерывно и разнообразно занят, но при этом ощущает себя свободным от внешнего воздействия, выполняет то, что для него значимо и интересно.
Особое внимание должно быть направлено на обогащение и развитие игры, труда, познания и общения. Каждая минута жизни ребенка в «Детском саду — доме радости» должна воспитывать индивидуальность.
Совместная работа В.Н. Логиновой, Н.М. Крыловой и В.Т. Ивановой привела к открытию методики формирования у детей системы знаний о любом виде деятельности посредством применения разработанного метода — моделирования структуры деятельности, представленного для ребенка образно в виде пальцев руки. Мизинец означает «цель» деятельности (что задумали, что хотим сделать), безымянный — «предмет» (из чего хотим сделать, что надо преобразовать), средний — «средства» (чем надо делать), указательный — «действия» (как делать по порядку), большой палец, поднятый вверх, — достигнут «результат» (что получилось, соответствует ли замыслу, удалось ли проявить заботу).
Самовоспитание и самообразование осуществляются через создание условий для самоорганизации ребенком той деятельности, которую он освоил самостоятельно и творчески. Ведущей формой самовоспитания авторы программы считают игру, которая занимает центральное место в жизни «Детского сада — дома радости».
Индивидуальная работа в программе ценится значительно выше, чем занятия. Авторы программы считают, что мы должны растить и воспитывать детей, учитывая их особенности, настроения, поведение, темп развития.
Анализируя формы индивидуальной работы, представленные в программе, психолог может разработать, обсудить с воспитателями и предложить внедрить формы работы, учитывающие специфику данного ДОУ, группы, особенности личности каждого ребенка.

Программа «Развитие»

Авторский коллектив — сотрудники института дошкольного образования и семейного воспитания РАО — в лаборатории способностей и творчества начинал исследование и создание программы под руководством доктора психологических наук Л.А. Венгера. Продолжалась работа под руководством члена-корреспондента РАО О.М. Дьяченко.
За основу программы «Развитие», как указывают авторы, взяты два теоретических положения.
Первое — это теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории, основной путь совершенствования ребенка — амплификация развития, т.е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.
Второе — это концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, которые принимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Основное при этом — построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений.
Детские виды деятельности содержат богатейший материал для овладения образными формами опосредствования. Однако они развиваются у детей неравномерно, а их потенциальные возможности используются далеко не полностью. Л.А. Венгером выделяются сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие способности, позволяющие ребенку самостоятельно анализировать действительность, находить решение в новых и неожиданных ситуациях, произвольно, а к концу дошкольного возраста осознанно относиться к собственной деятельности.
Развитие способностей имеет непреходящее значение для всей человеческой жизни.
Основной акцент в работе по программе направлен не на то, какой фактический материал дается детям, а на то, как он дается. В младшей группе основными являются сенсорные эталоны, в средней — наглядные модели пространственных отношений типа плана и элементарного чертежа. В старшем дошкольном возрасте центральное место занимают условно-символические наглядные модели, отражающие количественные отношения, отношения звуков в слове, взаимосвязь явлений природы, отношение между содержанием и объемом понятий.
Авторы указывают на центральные задачи развития умственных способностей в разных группах.
Анализируя программу «Развитие», психолог ДОУ может создать парциальные программы для воспитателей, детей, родителей и т.д. «Формируя доверительные отношения», «Тренинг комфортного общение», «Дисциплина в радость» и др.

Программа «Одаренный ребенок»

Разработана авторским коллективом под научным руководством доктора педагогических наук Л.А. Венгера. Продолжалась работа под руководством доктора психологических наук, члена-корреспондента РАО О.М. Дьяченко.
По определению Л.А. Венгера и его сотрудников, с которыми создавалась программа, способности развиваются и проявляются в деятельности. Различаются разные виды способностей. Общие способности влияют на успешность развития многих видов деятельности, специальные (музыкальные, изобразительные, литературные, математические, конструктивные) — характерны для того или иного вида деятельности.
Общие умственные способности можно условно разделить на познавательные и творческие. Познавательные проявляются при решении интеллектуальных, повышенной трудности задач, требующих нахождения единственно верного результата, творческие — при решении задач, которые отличаются открытым характером и могут иметь неограниченное число правильных решений. Творческие способности характеризуются возможностью нестандартного решения познавательных задач.
В структуре детской одаренности наблюдаются значительные внутрииндивидуальные различия: одни способности развиваются у ребенка высоко, другие ниже среднего уровня. Например, с вербальными тестами ребенок справляется отлично, а с невербальными в пределах нормы или хуже. Вот несколько типичных вариантов одаренности и ее проявления:
♦ Быстрый взлет. Яркое проявление способностей, успех в определенном виде деятельности (или нескольких). Через некоторое время — спад, талант менее заметен, успехи реже.
♦ Медленное продвижение вперед, иногда отставание от нормальных темпов развития. Постепенное выравнивание, компенсация упущенного, ускоряющееся развитие, успех в каком-то виде деятельности. Одаренность целого ряда ученых развивалась по этой схеме.
♦ При наличии природной одаренности неумение ею пользоваться. Неспособность к волевому усилию, воплощению намеченного в реальных действиях.
♦ Оптимальное использование способностей на протяжении всей жизни. Реализация таланта, продуктивная работа, высокие результаты, нередко в разных сферах деятельности (Пушкин, Ломоносов, Лермонтов и др.).
Программа «Одаренный ребенок» разработана тем же авторским коллективом, что и программа «Развитие», и построена на общих теоретических позициях. Она предназначена для образовательной работы с детьми шестого и седьмого годов жизни, обладающими высоким уровнем развития, также направлена на развитие умственных и художественных способностей.
Программа состоит из десяти разделов, направленных на развитие умственных способностей:
—«Ознакомление с пространственными отношениями»;
—«Развитие элементов логического мышления»; —«Развитие речи и ознакомление с художественной литературой»; —«Развитие элементарных математических представлений»;
- «Подготовка к обучению грамоте»;
—«Конструирование»;
—«Подготовка к сюжетно-ролевой игре»;
—«Ознакомление с природой»;
—«Ознакомление с элементарными физическими явлениями»;
—«Изобразительное искусство».
Форма проведения занятий может и должна быть различной.
Используя в работе программу «Одаренный ребенок», протестировав детей, психолог ДОУ может обратить внимание родителей на способности ребенка, дать рекомендации по их развитию.

Программа «Детство»


Авторский коллектив — преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена. Начиналась работа под руководством доктора педагогических наук В. И. Логиновой.
Научные редакторы — кандидаты педагогических наук Т.Н. Бабаева и Л.М. Гуревич.
«Детство» — программа развития и воспитания ребенка-дошкольника в разных видах деятельности.
Содержание программы условно объединено вокруг четырех основных блоков.
Блок «Познание» предназначен помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.), развить познавательную активность, любознательность.
Блок «Гуманное отношение» ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру. Это понимание детьми жизненных потребностей всего живого, эмоциональных и физических состояний людей, способность к сопереживанию и проявлению активного, действенного участия к близким, сверстникам, другим людям, а также животным и растениям.
Блок «Созидание» помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить детскую активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. Творческие проявления детей становятся высшим выражением их самостоятельности.
Блок «Здоровый образ жизни» создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка в детском саду, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Программа «Детство» состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (третий и четвертый годы жизни), средний (пятый год жизни), и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой годы жизни).
Авторским коллективом опубликован ряд методических пособий для воспитателей, составляющих библиотеку программы «Детство».
Анализируя данную программу, сравнивая и синтезируя части различных программ, психолог ДОУ может разработать парциальные программы, тренинги для воспитателей: «Каждый ребенок — личность», «Эмоциональный интеллект», «Мы — партнеры» и др. Для детей: «Я и мир, мир и я», «Помогу друзьям», «Я — сам» и др. Для родителей: «Растем вместе с ребенком», «Все краски детства», «Решаем проблему» и др.

Программа «Из детства в отрочество»

Авторы — кандидаты педагогических наук Т.Н. Доронова, Л. Г. Голубева и др.
Задумана и разработана как комплексная программа для родителей и педагогов, воспитывающих детей в возрасте от 4 до 10 лет, и представляет собой синтез монопедагогической стратегии и технологии для взрослых, заинтересованных в укреплении здоровья детей, своевременном и полноценном развитии, воспитании и подготовке в системе образования.
Работа по программе может осуществляться в нескольких направлениях: в воспитательно-образовательных учреждениях с решением задач дошкольного и начального образования («Школа — детский сад» от 4 до 10 лет), а также в работе с детьми, которые нерегулярно посещают дошкольное учреждение.
В названии программы авторами заложен особый смысл, связанный с процессами, происходящими при развитии личности.
Дошкольный возраст — уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется на всю жизнь.
Период отрочества не менее важен. В этот период происходит взросление человека. Ребенку необходимо умение существовать в социуме, находить в нем свое место, уметь взаимодействовать с детьми и взрослыми. Целесообразно объединить усилия родителей и педагогов.
Тщательно изучая ребенка, детские психологи установили общие закономерности его психического развития. Благодаря этому стало возможно на научной основе руководить данным процессом. Взаимодействуя с воспитателями и участвуя в жизни детского сада, родители могут приобрести опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.
Авторы программы «Из детства в отрочество» придают серьезное значение знакомству родителей с программой, по которой воспитываются и обучаются их дети. В ней содержится необходимая научно-популярная информация (медицинская, педагогическая, психологическая), знание которой поможет родителям защитить ребенка от некомпетентного или негативного педагогического вмешательства.
Авторы программы рассматривают взаимодействие воспитателей, родителей, детей. В ней содержатся рекомендации для воспитателей и родителей по разным аспектам развития — интеллектуальному, эстетическому, физическому, экологическому и др.
Анализируя программу «Из детства в отрочество», синтезируя ее фрагменты с фрагментами других программ, дополняя их собственными наработками, психолог ДОУ может создать парциальные программы для детей: «Учусь с радостью», «Школы не боюсь» и др. Для воспитателей: «Бесконфликтное обучение», «Радость открытий» и др. Для родителей: «Хочу все знать», «Скорая родительская помощь» и др.

Программа ТРИЗ

Автор идеи Г.С. Альтшуллер. Дальнейшая разработка технологии проводилась его учениками, один из них — М. Шустерман.
уриз — теория решения изобретательских задач. В 1945 г. Г.С. Альтшуллер приступил к разработке научной технологии творчества, решив понять, чем отличается талантливое мышление от обычного.
Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где возникла и стала развиваться вторая часть программы — творческая педагогика, а затем и новый ее раздел — теория развития творческой личности.
В настоящее время приемы и методы технической ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности. Каждому педагогу необходимо опираться на «заповеди» творческой личности:
— будь хозяином своей судьбы;
— достигни успеха в том, что любишь;
— внеси свой конструктивный вклад в общее дело;
— строй свои отношения с людьми на доверии;
— развивай свои творческие способности;
— культивируй в себе смелость;
— заботься о своем здоровье;
— не теряй веру в себя;
— старайся мыслить позитивно и др.
Тризовская концепция опирается на положение Л.С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Программа ТРИЗ для дошкольников — это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. ТРИЗ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Кредо тризовцев: каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Не следует давать детям готовые знания, ответы на вопросы, следует учить ребенка находить их.
В программе ТРИЗ используются методы и приемы, разработанные М.В. Ломоносовым, Ф. Кунцем, Ч. Вайтингом и др.
Основной этап работы по программе ТРИЗ — решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов.
Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратился в кустик? О чем ты думаешь? С кем ты дружишь? Кого ты боишься?» и т.д. Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.
Самая главная цель педагога, работающего в программе ТРИЗ, — формирование у детей творческого мышления, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.
Изучая, анализируя и применяя данную программу, психолог ДОУ может создавать парциальные программы для детей: «Каждый ребенок — гений», «Маленький мыслитель», «Я решаю все задачи» и др. Для воспитателей: «Мыслим нестандартно», «Проблем не существует», «Воспитатель — творец!» и др. Для родителей: «Нет предела совершенству», «Понимание», «Просто о сложном» и др.

Программа «Кроха»

Авторский коллектив Нижегородского гуманитарного центра под руководством кандидата педагогических наук ГГ. Григорьевой.
Программа ориентирует на комплексное развитие и воспитание детей в возрасте до 3 лет в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения. Цель программы — помочь родителям осознать самоценность и особую значимость раннего периода жизни человека, убедить их воспитывать ребенка с учетом знаний общих закономерностей развития и природной индивидуальности малыша, оказать помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания.
Программа состоит из четырех глав:
— «Мы ждем тебя, малыш!» (предродовая педагогика);
— «Как я буду расти и развиваться» (характеристика особенно
стей физического и психического развития ребенка от рождения до
3 лет);
— «Гуленька» (развитие и воспитание детей первого года жизни);
— «Я сам» (развитие и воспитание детей 2 и 3 года жизни). Программа содержит информационные материалы по всем направлениям развития личности ребенка до 3 лет, а также методические рекомендации для родителей и педагогов. В приложениях даны таблицы уровня развития и достижения детей в каждом возрастном периоде, а также приводятся литературный материал, примерные сценарии семейных праздников.
Небезынтересны для психологов ДОУ материалы по Монтессори-педагогике, педагогике Вальдорфской школы. Сегодня существуют центры, в которых психологи могут посетить семинары, овладеть техниками и методами, предлагаемыми этими программами, оценить необходимость внедрения той или иной части программы в ДОУ. Ознакомившись с программами: «Школа будущего», «Шаг за шагом», «Зеленая дверца» — психолог может обсудить их с родителями, воспитателями, проанализировать рекомендации зарубежных педагогов и психологов, в случае необходимости внедрения в ДОУ — адаптировать к условиям, контингенту конкретного ДОУ.
Новые программы образования и воспитания создаются ежедневно. Изучая опыт специалистов, анализируя опыт коллег, взяв на вооружение лучшие методы, технологии, психолог ДОУ может создавать уникальные авторские программы, способствующие полноценному развитию детей, формированию позитивного психологического климата, совершенствованию педагогической культуры воспитателей.

Источник: Аралова М.А. А79 Справочник психолога ДОУ. (Справочники образования). М.: ТЦ Сфера, 2010. — 272 с.