^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении

Приложение 8

Работа с семьёй по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства

Работа с неблагополучной семьей
Поступление сигнала об ущемлении прав ребенка в семье.

Сбор информации о семье (детский сад, школа, детская поликлиника, отделение милиции, соседи и др.)
Цель: получение первичных сведений об уровне проблемности семьи

Беседа с ребенком
Цель: определение уровня риска семьи как среды пребывания ребенка

Встреча с семьей
Цель: уточнение социальных характеристик семьи как субъекта воспитания

Изложение собранной информации о семье на комиссии при органах опеки и попечения
Цель: принятие коллегиального решения о наличии (отсутствии) необходимости срочного изъятия ребенка из семьи

Подписание соглашения с семьей о проведении реабилитационной работы с ней и при ее участии
Цель: повышение воспитательного потенциала семьи

Практическая реализация соглашения
Цель: создание в семье жизненных условий, соответствующих потребностям ребенка

Вынесение результатов работы по соглашению на обсуждение комиссии при органах опеки и попечения
Цель: оценка ситуации в семье после реабилитационных мероприятий и окончательное решение судьбы ребенка: оставить в семье или передать в учреждение защиты детства
Семьи, которые входят в группу социального риска

  • Неполная семья.
  • Многодетная семья.
  • Семья, где один или оба родителя являются несовершеннолетними.
  • Малообеспеченные семьи.
  • Семьи с родителями (или одним родителем) инвалидами.
  • Семьи с детьми-инвалидами.
  • Замещающие семьи:
  • опекунские семьи;
  • семьи с приемными родителями.
  • Фостерные («измененные») семьи.
  • Семьи беженцев, не имеющие гражданства.

10. Семьи переселенцев.
11. Семьи с неблагополучным воспитательным фоном:

  • родители пьют;
  • родители не оказывают должного внимания детям;
  • родители не справляются с воспитанием ребенка;
  • родители с аморальным поведением. 

Карта оценки риска семейного неблагополучия дошкольника

Этапы изучения семьи

Симптомы

индекс

1.

Первичное наблюдение в условиях детского сада

Систематическое опоздание в детский сад
Ребёнка поздно забирают из д/с
За ребёнком приходят дальние родственники, знакомые, соседи
Частое беспричинное отсутствие в д/с
Неопрятный внешний вид ребёнка
Отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви
Следы побоев у ребёнка
Родители приходят в д/с в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически)
Жалобы ребёнка (на голод, на недосыпание, на дискомфорт в семье, другое)

1
1
2

1
2
3

3
2/3

2

2.

Оценка санитарно-гигиенических условий воспитания ребёнка в семье

Запах в квартире (затхлый, алкоголя, сырости, сигаретного дыма, мочи, другое)
Общий хронический беспорядок, грязь, паутина, разбросанные вещи.
Плохое состояние квартиры (повреждение входной двери, оборванные обои, разбитые окна)
Антисанитарные условия в кухне (грязная посуда, пустые бутылки, отсутствие необходимых бытовых предметов).
Неухоженные домашние животные.
Антисанитарное состояние спальных мест (неубранные постели, отсутствие отдельного спального места у ребёнка)

3

3

 

2

3

2
3

3.

Оценка условий воспитания, атмосферы семьи

Отсутствие игрушек, книг
Отсутствие места для игр ребёнка (нет ковра, др.)
Отсутствие необходимой мебели для хранения иг­рушек, одежды ребёнка
Нахождение в доме взрослых в нетрезвом состоянии
Следы побоев у членов семьи (у взрослых, у детей)
Наличие в доме родственников с тяжёлыми форма­ми физических и психических заболеваний
Проживание нескольких семей в одной квартире
Недоброжелательное отношение к посетителям
Недоброжелательные, конфликтные отношения чле­нов семьи друг к другу

3
2
2

3
3
2

2
2
2

Индекс 1 - необходимо выяснить причины данных симптомов
Индекс 2 - необходимо углублённое изучение ситуации в семье
Индекс 3 - необходимо применение комплекса социально-педагогических мер по профилактике и коррекции семейного неблагополучия