^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении

 

Приложение 7

План-конспект лекции
«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»

Цель: дать возможность родителям задуматься о последствиях воздействия негативных слов на психику окружающих людей и своего ребенка. Показать возможности самостоятельной психокоррекциионнойработы с детьми посредством положительного воздействия слова,
Вступительная часть
В актовом зале расположены стулья, образующие круг. Посередине круга находится журнальный столик с интересными книгами и проспектами по психологии? популярными текстами (например, «Умеете ли Вы воспитывать детей?», «Ребенок в Вашей жизни», «Ваш стиль воспитания детей») Под музыку родители заходят в зал, рассаживаются. Пока собираются опоздавшие родители, просматривают предложенный материал.
Круг общения
В начале родители по очереди называют свои имена. После этого про­водится игра «Оттенки чувств». Для ее проведения нужны карточки по числу присутствующих («громко», «тихо», «кратко», «растянуто, «заикаясь», вызывающе», «иронически», «ласково» и т.д). Карточки раздаются, ведущий называет любое слово, и каждый по очереди произносит его в соответствии с заданием на карточке. Проводится 3 - 4 раза.
Лекция
«Слово лечит, оно же и калечит» - гласит народная мудрость.
Давайте проведем небольшой эксперимент. Закройте глаза, сядьте поудобнее. Представьте себе, что в одной руке у Вас лимон, а в другом – нож. Вы берете тарелку, кладете на нее лимон и начинаете его разрезать тонкими дольками. Наконец лимон разрезан. Вы берете ложечку сахара и посыпаете лимон. А теперь Вы берете одну дольку и отправляете ее в рот. Но не глотаете сразу, а недолго держите на языке. Какой же он кислый! А теперь откройте глаза и ответьте: выделилась ли у Вас слюна в результате эксперимента? У большинства из Вас, наверняка, при упоминании о лимоне, слюна выделилась в достаточно большом количестве. Так организм отреагировал на слово «лимон», «кислый». Точно также организм реагирует на каждое произнесенное слово.
Нередко самая безобидная, на первый взгляд, фраза может привести к образованию стойкого невроза. В учебниках по психологии описано много случаев, когда руководители предприятий, учителя, родители, исходя из це­лесообразных, на их взгляд, воспитательных целей, наносили вред своему собеседнику. Для иллюстрации приведем один пример; молодая женщина 1 раз в два-четыре дня буквально набрасывалась на воду, выпивая по 3 - 5 литров за считанные минуты. В дальнейшем эта непреодолимая тяга к воде переросла в алкоголизм. Впервые потребность в употреблении большого коли­чества воды «возникла у нее еще в 4 - 5-летнем возрасте, когда родители за­прещали ей пить в «неположенное время», в электричке, например, добиваясь от нее послушания»
К сожалению, очень часто приходится видеть молодых родителей, которые, не стесняясь окружающих, издеваются над своими детьми. Нередко можно услышать от таких родителей «унижающие» фразы, оскорбляющие ребенка, выставляющие его на посмешище в глазах сверстников.
Психологи проанализировали типичные реакции со стороны родителей, оказывающие на детей негативное воздействие. К наиболее распространенным можно отнести:

  • Приказ, распоряжение, команда («Не трогай!»; «Марш домой!»; «Перестань вертеться!»);
  • Предупреждение, предостережение, угроза («Если ты сейчас же не пойдешь спать, то я тебя накажу»; «Если ты еще раз так сделаешь, то горько об этом пожалеешь»);
  • Увещевание, наставление, проповедь («Ты не должен так говорить»; «Ты обязан нас слушаться»);
  • Совет, предложение решений («Делай так, как мы сказали»; «Мы с мамой знаем, что лучше»);
  • Поучение, логическая аргументация («Если ты будешь так себя вести, то тебя никто не будет любить»; «Ты думаешь, что все на свете знаешь?»);
  • Осуждение, критика, несогласие, порицание («Нет, ты не прав!»; «Ну разве можно так делать?»);
  • Похвала, выражение согласия («Ох, как здорово! Ты – настоящий художник»; «Какой же ты умный. Такой маленький, а уже всезнаешь!»);
  • Обзывание, высмеивание, посрамление («Ну ты и лентяй!»; «Посмотрите на него - маменькин сыночек»);
  • Интерпретации, анализ, постановка диагноза («Я вижу тебя насквозь»; «Я знаю, почему ты так сделал»);
  • Успокаивание, сочувствие, утешение, поддержка («Лучше бы ты мне этого не говорил»; «Не расстраивайся, все будет нормально»);

- Зондирование, допрос («Ты вымыл руки, как я тебе сказала?»; «Почему ты мне этого не сказал?»);
- Увод в сторону, отшучивание, отвлечение внимания («Подрастешь, тогда узнаешь»; «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали»).
Как отражаются на детях подобные негативные реакции со стороны родителей? В большинстве случаев они развивают безынициативность, низкую самооценку, чувство вины, замкнутость, боязливость, нерешительность, лживость...
Порой мы слышим, но не слушаем детей. А если ребенок что-то попросит, то сразу же отвечаем отказом. Через шесть-семь лет наш малыш станет подростком. Шесть-семь лет… Как это много и как это мало, чтобы потерять его, разорвать с ним дружеские, доверительные отношения.
Иногда мы сами формируем негативные отношения в семье, провоцируем регрессивное развитие наших детей. Михаил Юрьевич Лермонтов в романе «Герой нашего времени» устами главного героя говорит об этом так; «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было, но их предполагали - и они родились. Я был скромен меня обвиняли в лукавст­ве; я стал скрытен... Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой…»
Игра «Анализ»
Присутствующим раздаются карточки с описанием различных проблемных ситуаций, складывающихся между ребенком и родителями, необходимо определить, есть ли в описанной ситуации негативное воздействие слова или нет.
Вот примерные ситуации с негативным воздействием:
Ситуация 1.
Ребенка не могут уложить в постель. Наконец мать в сердцах говорит; «Что за несносный ребенок! Сколько можно тебе говорить! Немедленно ук­ладывайся и спи!».
Ситуация 2.
Мать с сыном идут из магазина, неся вместе тяжелую сумку за руки. Сын жалобным голосом говорит; «Мама, у меня рука заболела. Давай поме­няемся».
«Какие же у тебя руки слабые! Давай сюда сумку», – отвечает мать, от­бирает сумку и дальше несет ее одна.
Ситуация 3.
Ребенок садится за обеденный стол с грязными руками. Отец недо­вольно спрашивает: «Почему ты не умылся перед едой? Сколько можно на­поминать? Не память, а дырявое решето!»
Ситуация 4.
Сын обещал сходить в магазин за хлебом, но заигрался и забыл. Семья осталась без хлеба. За ужином отец раздраженно ворчит; «Ничего тебе поручить нельзя. Ты целый день бьешь баклуши. Хоть бы немного о нас подумал».
Ситуация 5.
Сын забирается к отцу на колени, когда тот присел на диван почитать газету, и просит; «Папа, поиграй со мной»,
«Не мешай мне. Иди, займись делом», – отмахивается отец.
Эта же ситуация с положительным эффектом будет выглядеть в другой карточке иначе.
Ситуация 6.
Сынзабирается к отцу на колени, когда тот присел на диван почитать газету, и просит; «Папа, поиграй со мной».
«Сынуля, я так устал на работе, что хочется тихонько посидеть в ти­шине и почитать газету. Давай поиграем через 15 минут. Хорошо?»,
На обработку проблемных ситуаций отводится 1-2 минуты, После этого родители по очереди зачитывают свои ситуации и анализируют их. Ве­дущий уточняет, есть ли негативное воздействие или нет.Поочередно забирая карточки, он прикрепляет их в соответствии с ответами к двум табличкам:


Негативное воздействие есть

 

Негативного воздействия нет

После того, как все родители зачитают свои карточки и ведущих рас­пределит их по табличкам, он обращает внимание родителей, что в карточ­ках, имеющих негативное воздействие слова, имеются «Ты-сообщения» (сколько можно ТЕБЕ говорить; какие у ТЕБЯ руки слабые; почему ТЫ не умылся; ТЫ целый день бьешь баклуши). А в ситуациях, не имеющих негативного воздействия - «Я-сообщения» (Я так устал на работе; маленькая моя..; Я так спешу...; Я знаю, что у тебя руки сильные, но сумка такая тяжелая.., и т.д.)
Родители подводятся к мысли о том, что на первом этапе работы с детьми необходимо свои «Ты-сообщения» переводить в «Я-сообщения». Для ограничения ребенка от негативного воздействия слов.
Решение проблемных ситуаций
Родителям предлагаются 4-5 ситуаций с «Ты-сообщением». Необходимо подобрать такие «Я-сообщения», чтобы негативный эффект перерос в положительный.
Заключительная часть
Организуется чаепитие за сладким столом (заранее выпекается боль­шой пирог) под музыкальное сопровождение. На память присутствующим вручаются юмористические инструкции для родителей.