^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Сводная таблица по теориям развития в возрастной психологии.

 

Теория

Автор

Метод

Факты

Теоретические взгляды

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Рекапитуляции

С. Холл

Самонаблюдение, наблюдение за играми детей, анкетирование родителей.
1) интроспекция,
2) наблюдение,
3) анкетирование

Основа детские страхи и игры. Есть страхи, не связанные с с жизненным опытом ребенка (страх воды и т.п.). Существуют последовательность игр, сменяющих друг друга, которым никто детей не обучает. 1) детские страхи, не имеющие реальных оснований;
2) схематизм рисунков, алогичность мышления, анимизм, трансдукция..

Ребенок в своем развитии повторяет социогенез в сжатом виде. Исследование страхов показало, что дети часто бояться того, чего никогда не было в их личном опыте, и их можно объяснить памятью прошлого, от которой ребенок освобождается в процессе игры. Определенная последотельность этих игр (встречающаяся у многих детей) соответствует социогенетическим стадиям (жиэнь в пещерах охота строительство скотоводство растеневодство меновые отношения).
Развитие определяется генетическими механизмами.
Мех-м развития - развертывание генетической программы. Отсюда – аналогия между филогенезом и онтогенезом.
Периодизация построена на основе появления и угасания в онтогенезе разных форм игры.

  • установил наличие закономерности в развитии ребенка;
  • классифицировал игры.

 

1) констатация закономерного, а не стихийного характера развития психики
2) построение периодизации развития психики
3) исторически первые исследования детских страхов и игры

  • использовал неадекватный метод самонаблюдение (дети часто не различают фантазию и реальность);
  • критика бихевиористов: страхи не врожденны, а возникают из реальных событий;
  • критика Гросса: игра есть период подготовки ко взрослой жизни, а не избавление от прошлого;
  • критика Рубинштейна: социогенез и онтогенез идут по «от простого к сложному», но не правильно отождествлять эти процессы.

 

1) Рубинштейн: не может быть прямой экстраполяции законов развития первобытного человека (филогенез) на законы развития ребенка (онтогенез). Биологизаторство.
2)Критика методов: самонаблюдение детей и родительские отчеты необъективны и сами оп себе – только сырой материал, а не основа для научной концепции
3) считал, что игра в онтогенезе должна отмирать.

2. Трех ступенчатого развития

К. Бюллер

Эксперименты аналогичные Келлеру, но вместо палки и бананов использовали стулья и игрушки.
1) психологический эксперимент,
2) наблюдение над детьми и животными

Развитие ребенка запаздывает по сравнению развитием животного (сначала человек проходит путь развития животного, а затем специфический человеческий).
1) формы поведения детей и животных
2) развитие мозга в процессе онтогенеза

Стадии развития ребенка сопостовимы со стадиями развития животных (онтогенез есть краткое повторение филогенеза). 3 ступени развития: инстинкт (01 год), формирование навыков (13 года), интеллект (35 лет). Развитие корковых слоев мозга в 3 года ведет к развитию новых психических способностей, поэтому ускорить процесс развития, пока не созреют определенные участки мозга нельзя (т.е. обучение не влияет на процесс развития).
единая схема развития психики у животных и человека (3 стадии: инстинкт-навык-интеллект). Механизм р-я – созревание нервной системы в условиях общения с людьми.

  • ввел эксперимент;
  • наметил движение от низших к высшим стадиям (от примитивных к совершенным стадиям поведения).

 

1) рассматривал поведение в целом, а не его отдельные формы
2) выделил в онтогенезе смены поведения в целом - первая завершенная периодизация
3)ввел эксперимент как метод исследования
4) отмечал важность развития НС в развитии психики и поведения
5) пытался объяснить мотивацию игры
6) создал теорию речи

  • перенес зоологический эксперимент на исследование человека;
  • навык и интеллект не существуют независимо друг от друга, т.к. в навыке есть интеллектуальные компоненты, а интеллект. действие может стать автоматизированным (навыком);
  • не учел роль активности субъекта в развитии;
  • полностью исключено средовое влияние.

 

1) по его мнению, не существует преемственности стадий развития;
2) преувеличение значения биологического фактора: развитие психики определяется не только созреванием НС
3) использовал зоопсихологический эксперимент для изучения детей

3. Нормативный подход

(не является самостоятельной теорией, а существует в рамках теории рекапитуляции).
(описательная теория)

Л. Гезелл,
Л. Термен.
(ученики С. Холла)

Лонгитюдные наблюдения, тестовые методики.
1) лонгитюд;
2) матиматическая статистика;
3) технические средства (фотогра- фии, киносъемка, зеркало Гезелла);
4) близнецовый метод.

Значительные изменения на физиологическом, интеллектуальном и моторных уровнях достигают своего максимума до 3х лет затем снижение темпов далее подобие плато, а к старости регрессив. изменения (закон затухания)
1) физические изменения;
2) словарный запас;
3) социальное поведение.

Разделяют позицию Холла, но ставят перед собой практическую задачу: если развитие предопределено, то каким образом происходит. Закон затухания.
1) механизм развития – созревание.
Основной тезис – уровень физического, речевого и социального развития ребенка должен соответствовать некоторой статистической возрастной норме. развитие заканчивается к 18 годам (все параметры стабилизируются).

  • первыми использовали близнецовый метод, технические срва (зеркало, фотографии) и тестовые методики;
  • разработали методику контроля за ходом нормального психического развития ребенка;
  • положили начало детской психологии как нормативной дисциплины;
  • учитывали пол и порядок рождения ребенка;

 

1) количественная оценка развития
2) использование матметодов; получение и обработка большого количества фактических данных;
3) использование технических средств наблюдения

  • все объективные изменения фиксировались вместе (психические и физические смешанное развитие);
  • представление о неизменности интеллекта на протяжении всей жизни;
  • исследовали не все психические функции (особенно происходящие на внутреннем уровне);
  • небольшая выборка исследуемых (особенность лонгитюдного исследования);

 

1) не анализируются причины развития, дается только описание возрастных норм
2) нет качественного анализа развития;
3) нет анализа влияния условий окружения на развитие – единственный фактор – наследственность

4. «Чистой доски»

Скиннер, Торндайк
ассоцио- нист-Лок.

Лабораторный (обучающий) эксперимент.
обучающий эксперимент

Законы научения:

  • готовности (наличие актуальной потребности в общении, познании);
  • повторения (для закрепления реакции нужно подкрепление);
  • эффекта (каждое действие имеет определенный эффект). 1) изменение реакций детей под влиянием научения

После появления на свет ребенок не может ничего. Затем у него появляются реакции, которые накапливаясь преобразуются в цепь поведенческих реакций.

  • естественнонаучный подход;
  • учет влияния среды на развитие.

 

1) роль средового фактора - научения
2) разработка эффективных программ обучения желательному и устранения нежелательного поведения, в том числе – психотерапевтических программ (дет. страхи).
3) обучающий эксперимент как метод исследования

  • игнорирование активной позиции ребенка;
  • научение может происходить и вопреки всем законам научения (эксперимент на латентное обучение), т.е. к интеллектуальному развитию законы научения не применимы.

 

1) отрицание роди наследственности
2) отрицание роли собственной активности ребенка
3) критика метода – зоопсих. эксперимент
4) критика 3-х законов развития – они не всегда соблюдаются

5. Конвергенции двух факторов

В. Штерн

Наблюдение, биографический метод.
биографический, близнецовый

Способности детей повторяют способности родителей.
1) различный уровень способностей детей
2) изменения в поведении в результате повреждения мозга.

Развитие ребенка определяется суммой воздействия наследственности (задатки) и среды, но они не определяют его. Движущей силой развития здесь является потребность к саморазвитию и самосохранению.
Механизм развития - научение
Осн. тезис: развитие человека – это развитие поведения. Любое поведение можно сформировать путем научения.
3 закона обучения (Торндайк)
з-н готовности (д.б. потребность для научения)
з-н эффекта (необходимо подкрепление)
з-н. упражнения(нужно упражнять).

  • учет влияния и средовых и генетических факторов

 

1) «оптимизация» соотношения средового и социального факторов в развитии ребенка по сравнению с предыдущими теориями
2) Разрабатывает теорию способностей. Роль задатков в развитии способностей

  • потребность в самосохранении является основой для психического развития.
  • социальная среда и биологические задатки ничем не отличаются (приспособленность к соц. среде есть процесс адаптации);
  • роль наследственности ведущая.

 

1) отсутствие роли собственной активности ребенка
2) констатация врожденной способности к речи

6. Психодинамическая концепция развития личности

З. Фрейд
А. Фрейд

Гипноз, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, игра (исп. в качестве коррекц. мероприятий).
Психоанализ

  • наличие неосознаваемых процессов, комплексов и защитных механизмов, что можно выявить при анализе оговорок, сновидений и др.
  • психопатология взрослых как отражение ущербного (в сексуальном отношении) развития в детстве

В основе процесса развития лежит структура строения личности: я (ядро человеческой личности) оно (неосознаваемые потребности)сверхЯ (культурное образование, как совокупность правил и т.п.). СверхЯ считается сформированным если человек внутрь себя запреты извне.
Мех-мов развития 2 - созревание в некоторых условиях среды; интроцепция - выбор и присвоение некоторого общественного признаваемого варианта развития (целей, ценностей и т.п)

  • первая концепция личностного развития;
  • открытие периода детства, как факта, оставляющего отпечаток в человеке;
  • формирование личности происходит в процессе взаимодействия с другими;
  • разработка проблемы защитных механизмов;

 

1) разработка первой динамическая концепция личности
2) роль родителей, и особенно – раннего опыта в развитии ребенка
3) роль сексуального развития (= развития либидо) в развитии
4) эффективный метод психотерапии для того времени

  • сведение побудительных сил развития к телесным;
  • ребенок поставлен в антагонистическое отношение к обществу;
  • периодизация получена на клиническом материале (неврозы);

 

1) пансексуализм (развитие определяется развитием либидо). Адекватно разве что для пуританского общества того времени.
2) определенный фатализм – раннему опыту придается ведущее значение в последующем развитии, во всей жизни
3) ограниченность применения психоанализа взрослыми представителями среднего и высшего слоев общества (к детям и рабочим психоанализ как метод терапии не применим)

7. Эпигенетическая
концепция

Э. Эриксон

Анализ биографий, кросскультурные сравнения, анализ современного ему общва с выделением его специфики.
автобиографический,
кроскультурные исследования, психоанализ.

Существуют различные подходы к воспитанию ребенка в разных культурах, различные стили материнства, феномены счастливой и несчастной старости и их связь с предыдущим развитием. Большая часть его современников страдают от оторванности от общества.
1) социализация в условиях смены привычных условий «жесткими» (Вьетнам)
2) стили воспитания в различных культурах
.

Придерживался концепции Фрейда в части структуры личности, но выделил собственную перодизацию психического развития. Каждый новый этап характеризуется сменой значимой социальной группы и задачей развития. Их последовательность результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Есть 2 врожденные потребности: в эгоидентичности и в групповой принадлежности.
1)мех-м развития описывается как борьба двух «инстанций» в личности – энергии либидо, или принципа удовольствия (Id), и нормативных предписаний общества, или принципа реальности (Superego) . Часть личности, которая «примиряет» их – Ego, она же и развивается, находя все более и более сложные компромиссы в этой нелегкой борьбе.
2) стадии развития психики определяются развитием либидо: оральная (0-1), анальная (1-3), фаллическая (3-6 или 7), латентная (7-12), генитальная (12-19).

  • единственная концепция, охватывающая все периоды жизни человека;
  • человек сам определяет свою судьбу
  • социальное начало двигатель развития;
  • период старости не имеет негативного значения;

 

1)По сравнению с психоанализом – не антагонистичный характер отношений личности и общества, а интегративный.
2)тезис о том, что развитие продолжается всю жизнь
3)Выделение кризисов развития, в частности, подробное описание подросткового кризиса
4)описание развития идентичности (Я, самосознания) как ведущего содержания развития
5) роль общества и существующей технологии в развитии
6) выделение задач развития , которые соответствуют каждому возрасту. Констатация альтернатив развития, т.е. альтернатив возможного решения этих задач.

  • не полный отход от фрейдовской позиции (особенно на ранних этапах);
  • не определения критерия перехода от стадии к стадии;
  • человек не может вернуться к решению задач, которые не были реализованы ранее.

 

1) сложность операционализации концепции и проведения на ее основе эмпирических исследований
2) в ранних работах подчеркивает роль развития либидо в развитии психики

 

8. Концепция развития интеллекта

Ж. Пиаже

Клиническая беседа

клиническая беседа, наблюдение за манипуляциями детей с объектами

Особенности детского мышления:

  • эгоцентризм;
  • реализм;
  • артифициализм;
  • алогизм;
  • трансдукция.
  • отличия мышления и речи детей от мышления и речи взрослых

развитие мышления и действий ребенка, в том числе в первые два года жизни

Интеллект общая способность к познанию, которая отражается в каждой психической функции. Единица познавательного способности интеллекта познавательное действие, которое стремиться к объединению с др. действиями в познавательные структуры (биологические по знам которых развивается интеллект). Интеллект развивается во взаимодействии с окружающей средой, насыщенность которой является стимулом для развития. Интеллект развивается последовательно (ступени развития) и строго логично: каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. Стадии: сенсомоторный интеллект (02 г.), дооперацион. стадия (27 л.), стадия конкретных операций (712 л.), формальных операций (1217 л.)
Механизм развития – преодоление кризисов развития в течение всей жизни описываемое как решение задач. У каждого возрастного периода - «свой» кризис, «своя» задача, которую необходимо решить. Результат кризиса – достижение психосоциальной идентичности (создание и принятие целостного образа себя в единстве с социальными связями)

  • введение метода клинической беседы;
  • интеллект не существует изначально, а возникает и развивается в онтогенезе;
  • развитие интеллекта связанно с собственной познавательной активностью;
  • отметил процесс интериоризации как одну из форм познавательной деятельности;

 

1) описывается специфика детского мышления
2) констатируется эгоцентризм и ряд других возрастных феноменов развития мышления ребенка
3) отмечается роль социализации в развитии ребенка как общения (пока еще без действия)

1) первая «деятельностная» концепция развития интеллекта
2) рассмотрение развития действий, мышления и восприятия в единстве
3) выделение стадий развития интеллекта; периодизация в зависимости от развития мышления
4)констатация доречевой стадии в развитии мышления (сенсомоторный интеллект)
5) изучение происхождения числа, количества, пространства, времени, движения

 

  • использовал биологические механизмы при объяснении развития интеллекта;
  • игнорировал влияние обучения на развитие;
  • ребенок в своем познавательном развитии рассматривается вне социального взаимодействия.

 

1) не рассматривается развитие мышления ребенка в зависимости от условий его развития.
2) неверно рассматривается роль эгоцентрической речи в развитии ребенка – как выражение внутреннего содержания сознания, «логики чувств», а не как средство самоорганизации.

1)привязка определенных феноменов мышления к определенным возрастам, в то время как наличие этих феноменов зависит от условий развития, от культуры, в которой воспитывается ребенок.
2) игнорирование социальных условий как фактора развития
3) не объясняются временные запаздывания в переходах с одной стадии на другую
4) не выделяются механизмы перехода с одной стадии на другую

9. Культурноисторическая

Л. Выготский

Эксперимент (развитие понятий)

 

Животные просто приспособились к среде, а человек совершенствует свои способности и психику. Человек, в отличии от животных, ставит между собой и природой опосредованную связь (орудия) и таким образом, такое развитие культурное. Закон формирования ВПФ: каждая ПФ появляется на свет дважды сначала как внешняя функция, а затем как интрапсихическая. 2 линии развития: интериоризация и от интер к интра. Каждый вид имеет видовой опыт. У человека он существует вокруг него, а не внутри, за счет чего и происходит присвоение культурного опыта (механизм развития).
Механизм р-я – социализация, кот. рассматривается как способ преодоления эгоцентризма ребенка.
основные характеристики дет. мышления:
- эгоцентризм (перенос внутренних побуждений на реальные связи вещей)
- магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы)
- анимизм (внешние предметы наделяются сознанием и волей)
- артифициализм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей)
- реализм (не может фантазировать и представить что-то, если никогда этого не видел);
- трансдукция (нет дедуктивного мышления, обобщения).

Мех-м развития - развитие действий.
Концепция развития психики ребенка как трансформация совершаемых им действий (операций) и развития интеллекта через развитие операций.
Действия, первоначально единые с мышлением (сенсомоторная стадия р-я интеллекта) приобретают особые признаки и превращаются в операции. Сенсомоторная и доооперациональная стадии сменяются операциональной.
От стадии конкретных операций мышление переходит на стадию формальных операций, которая завершается к 15 годам. Исходя из этого, Пиаже разработал особое направление исследований – генетическая эпистемология.

  • введение понятия ВПФ, как содержания психического развития;
  • среда источник развития;
  • ввел представление о смысловом строении сознания;
  • для развития необходима активность ребенка.

 

 

При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.