^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Инновационная деятельность в современном дошкольном учреждении: состояние, проблемы, перспективы

Инновационные технологии экологического образования
дошкольников

Т.В.Толпегина

Реформирование системы образования в нашей стране связано с глубокими изменениями, произошедшими в последние годы в ее социально-экономическом укладе. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • самостоятельно добывать новые необходимые знания;
  • умело использовать их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
  • генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • быть коммуникабельными, контактными, работать в команде.

Решение этих задач связано с поиском и разработкой новых эффективных педагогических технологий, способствующих интеллектуальному, творческому, нравственному развитию подрастающего поколения.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Экологический проект – это средство, с помощью которого педагог решает образовательные задачи дошкольников по экологической тематике. Его общий характер, несомненно, определяется принципами, положенными в основу программы, в рамках которой он реализуется.
В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-практической деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Впервые данный метод в своей практике работы я использовала в группе «Фантазеры». Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началу анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Работе над проектом предшествует составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

  • Постановка цели.
  • Поиск формы реализации проекта.
  • Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта.
  • Организация развивающей, познавательной, предметной среды.
  • Определение направлений поисковой и практической деятельности.
  • Организация совместной (с педагогом и детьми) творческой, поисковой деятельности.
  • Работа над частями проекта, коррекция.
  • Коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Деятельность педагога и детей в зависимости от этапа реализации проекта, я распределяю следующим образом.


Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Формулировка проблемы (цели).
Введение в игровую (сюжетную) ситуацию.
Формулировка задачи

Вхождение в проблему.
Вживание в игровую ситуацию.
Принятие задачи.
Дополнение задач проекта

2 этап

Помощь в решении задачи.
Помощь в планировании деятельности.
Организация деятельности

Объединение детей в рабочие группы.
Распределение амплуа.

3 этап

Практическая помощь (по необходимости)
Направление и контроль за осуществлением проекта

Формирование специфических знаний, умений, навыков

4 этап

Подготовка к презентации.
Презентация

Продукт деятельности готовят к презентации.
Представляют продукт деятельности

Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества, сотворчества не только воспитателя и детей, но и родителей, а порой всего персонала детского сада.
Организуя предметную среду, стремлюсь к тому, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Например, в книжном уголке размещаю яркие книги-энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке привожу в систему дидактические игры на экологическую тему. Содержанию сюжетно-ролевых игр придаю экологический характер: «Путешествие в лес», «Путешествие в подводное царство», «Путешествие на Луну», «Зоологический магазин» и т.д.
Один из проектов, используемых мною в практике работы – это экологический проект «Мусор». Путешествуя с детьми по парку, мы обратили внимание на то, что в некоторых местах появляется мусор, что ухудшает экологическую обстановку парка, его эстетический вид. Организуя работу, мы начали с уборки в парке. Складывали весь мусор в ведро и относили в мусорные баки (при этом следили за безопасностью детей, пользовались резиновыми перчатками). Среди мусора мы обнаружили пластиковые бутылки, металлические банки, бумагу, кусочки стекла, пластиковые пакеты. При этом беседовали с детьми о том, может ли этот мусор как-нибудь навредить парку и его обитателям. Например, от солнечных лучей, которые проходят через стекло, может начаться пожар; в пакеты заползают разные насекомые, улитки, которые не всегда могут выбраться оттуда и погибают.
Решили провести эксперимент – что произойдет с мусором через год, если его закопать в землю. Выбрали место захоронения. Для каждой группы мусора определили условное обозначение. Например, стекло зеленого цвета обозначили треугольником, полиэтиленовый пакет с рисунком «Молоко» - квадратиком и т.д. Захоронили мусор в подготовленные ямки с определенной маркировкой.
Дети участвуют в этом процессе с огромным интересом. Перед тем, как откопать ямки через месяц, мы с ребятами вспомнили, что именно клали в землю, дети выдвинули свои гипотезы о том, что произойдет с разным мусором. Откопав ямки, рассмотрели, что небольшие изменения произошли с бумагой, а все остальное осталось прежним. Через месяц мы снова вскрыли ямки, и оказалось, что исчезли апельсиновые и яблочные корки, практически не осталось картофельной кожуры, бумага поменялась, стала влажной, мягкой, в некоторых местах порвалась, потемнела. Все остальное не изменилось. Через год мы не обнаружили и бумагу. Краска на металлической банке отшелушилась, но сама банка не изменилась. Прекрасно сохранились и пластиковые бутылки, и полиэтиленовые пакеты.
Результаты своих исследований мы заносили в специальную таблицу.
На обобщающем этапе выяснили с детьми, что же произошло с пищевыми отходами. Почему остались бутылки, стекло и пакет? Предложили детям определить, что из исследуемого материала относится к природным объектам, а что нет. Пришли к выводу, что все природные объекты перерабатываются, кем-нибудь съедаются и превращаются, в конце концов, в почву. А вот бутылки, банки сделаны руками человека, это не природа, а искусственные объекты. Пластмассы в природе нет, поэтому нет и животных, которые бы ее могли съесть, переработать. Возник вопрос: ведь бумага тоже сделана руками человека, но она все же со временем исчезает. Почему? Вспомнили, из чего сделана бумага: из дерева, а дерево – это природа, деревом не прочь поживиться многие обитатели леса. Обсудили вопрос, почему мусор нельзя оставлять в лесу, парке и других местах. Предложила детям на основе собственных исследований и выводов составить правила поведения в лесу и природоохранительные знаки, связанные с проблемой мусора. Экологический проект завершился конкурсом среди детей и родителей на лучшую серию знаков, дети поделились сведениями о том, что происходит с различными продуктами жизнедеятельности человека, о необходимости сбора отходов, уборки мусора после пребывания на природе.
В процессе работы над проектом дети обратили внимание, что в ямках с пищевыми отходами находятся дождевые черви. Решили узнать как можно больше сведений о них. Это послужило началом работы над новым экологическим проектом «Дождевой червячок».
Основу форм и методов работы с детьми в рамках экологического проекта составляют эксперименты, наблюдения и самонаблюдения. Организовать работу по проекту «Снежное царство» стремилась в тесном сотрудничестве с родителями. Родители вместе с детьми подбирали энциклопедическую информацию о происхождении снега, наблюдали за снежинками во время оттепели и мороза, участвовали в выставке рисунков «Самая красивая снежинка» и т.д. Организуя познавательно-практическую деятельность с детьми, определяли, когда снег бывает чистым и грязным, что получится, если окрашенный снег растает, где быстрее замерзает вода в бутылке: на открытом пространстве или под слоем снега. Наблюдая за снегом, любуясь красотой белого покрывала, мы с детьми заметили, что снежное покрывало неровное, а имеет углубления и возвышенности, если снег встречает преграды (пенек, кустик), образуется пригорок. На открытом месте снег передувается и образуется ровное покрывало. Решили замерить глубину снежного покрова в различных местах участка детского сада. Свои наблюдения в течение месяца после каждого снегопада заносили в календарь наблюдений. Пришли к выводу, что препятствия значительно влияют на сохранение толщины снежного покрова, а значит, и увеличение в весеннее время влаги в почве. Возник вопрос: для чего человек использует преграды на полях для задержания снега. Оказывается, чтобы зимой растения не вымерзли, а весной сохранилась влажность почвы, которая влияет на рост озимых культур.
Работа над проектом завершилась «Путешествием к Деду Морозу», где дети представили свои наблюдения гостям и родителям. Решили понаблюдать за ростом и развитием растений весной в местах, где наблюдался снежный покров различной высоты. Так наш проект нашел свое продолжение.
Можно выделить следующие положительные аспекты работы по методу проекта:

  • работа по проекту проводится при наличии интереса и желания у детей, а обучение успешно тогда, когда оно приятно для ребенка, имеет позитивную мотивацию;
  • по ходу проект может дополняться новыми индивидуальными «мини-проектами», учитывающими запросы детей;
  • процесс получения знаний, навыков и умений у детей происходит в различных видах деятельности;
  • дети имеют возможность почувствовать себя самостоятельными, мыслящими личностями и проявить свои знания и умения;
  • работая совместно, дети учатся принимать чужую точку зрения, начинают сами мыслить критически, когда описывают свои идеи;
  • к работе по проектам обязательно привлекаются родители в качестве активных помощников.

Наблюдая за детьми, которые были вовлечены в проектную деятельность, можно отметить, что эти дети быстрее вникают в суть изучаемого материала, чувствуют себя самостоятельными; умеют вести себя свободно с собеседником, формулировать четкие и краткие вопросы, делать логические выводы, устанавливать причинно-следственные связи; проявляют друг к другу внимание, сопереживание, чутко относятся ко всему живому.