^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Инновационная деятельность в современном дошкольном учреждении: состояние, проблемы, перспективы

Здоровьесберегающий подход в процессе адаптации ребёнка к дошкольному учреждению

И.В.Василевская

Часто причиной болезней человека является стресс, который он получил в младенчестве или раннем детстве. И трудно представить себе более стрессовую ситуацию в жизни ребенка, чем отрыв от привычной домашней обстановки и приход его в детский сад. Негативный опыт адаптации к дошкольному учреждению может отразиться и на физическом, и на психическом здоровье ребенка, и на адаптации к школе, а, возможно, скажется и в более поздние возрастные периоды. Поэтому сегодня любой уважающий себя и свое дошкольное учреждение руководитель должен задуматься над тем, как проходят мероприятия адаптационного периода у него в учреждении и существуют ли они вообще.
1 июля мы начинаем принимать малышей в группу раннего возраста. Сегодня мы спокойно ожидаем этого дня. А совсем недавно мы находились в состоянии тревожного ожидания: опять будут слезы детей, беспокойство, а порой и агрессия родителей, нервозность воспитателей, рост заболеваемости. Перед моими глазами проплывают картинки из жизни группы в период адаптации: плачущие дети, бесцельно слоняющиеся по группе, где убраны почти все игрушки (за исключением резиновых зайцев и собак); воспитатель в халате с общим полотенцем для утирания слез; полное отсутствие образовательной работы с детьми; выжидательная позиция воспитателей (все должны поплакать, переболеть и привыкнуть); формальное, «на глазок» ведение документации периода адаптации; отсутствие прогноза и анализа периода адаптации; нервные и настороженные родители за дверью группы. И как результат всего этого – большое количество детей со средней и тяжелой степенью адаптации (дезадаптации), и наша обреченность при росте заболеваемости. Но так не должно быть! Детский сад не должен быть источником стресса для детей. Мы решили, что необходимо изменить существующее положение дел и создать новую систему мероприятий, которая снизит напряжение и нервозность как детей, так и взрослых (родителей и педагогов). Возникла необходимость в инновации, обновлении и изменении, т.к. остро встала проблема периода адаптации, появились явные противоречия между желаемыми и реальными результатами.
Первое, с чего мы начали, – это с полного изменения предметно-игровой среды группы раннего возраста. Сейчас группа обеспечена современными красочными игрушками, их много, дети свободно ими пользуются, не спрашивая: «Можно?».
Второе – это кадры. Работники ясельной группы – это лицо дошкольного учреждения, его визитная карточка. Почему-то так сложилось, что статус воспитателей группы раннего возраста ниже статуса воспитателей других групп. Необходимо было этот статус поднять. Этому помог серьезный и гибкий подход к ведению и оформлению документации периода адаптации, систематичное проведение медико-групповых совещаний, выступление на педсоветах, самообразование воспитателей. Для педагогов мы провели семинар-практикум «Адаптация в жизни ребёнка». Мы учились по-новому общаться с родителями и детьми. Избавиться от амбициозности, сменить позицию «Вы должны…» на позицию «Мы Вам хотели бы предложить…» или «Давайте попробуем…», «Поверьте, так будет лучше Вашему малышу…», нести родителям только положительный образ их ребенка, поддерживать и ободрять самих родителей, по-матерински относиться к детям, первыми идти на контакт с ними, а не ждать, когда плачущий малыш протянет к Вам свои ручки; утешить, погладить по спинке, поговорить с ним, а не предлагать поиграть с игрушками или, еще хуже, с другими детьми – все это оказалось довольно сложной задачей для воспитателей, привыкших к другому стилю общения.
Но мы видели, что проявление нехарактерных невротических симптомов у ребенка тревожит и пугает родителей. Они же отдают малыша в «чужие руки» и не знают, что с ним происходит в течение дня. Мы понимали, что без тесной связи с родителями мы вряд ли добьемся каких-то положительных результатов. Тогда мы решили провести родительское собрание-практикум для родителей, которые только собираются привести своих малышей в детский сад. Собрание провели в апреле. Мы уже 3 года проводим эти встречи. На собрании мы рассказываем родителям о периоде адаптации (просто и доступно), даем практические советы, как подготовить ребенка к дошкольному учреждению, как сделать момент расставания наиболее безболезненным, приводим примеры из опыта работы, просим родителей набраться терпения на период адаптации (часто именно у взрослых не хватает выдержки и сил), предлагаем приблизить домашний распорядок к распорядку детского сада, просим не пугать детей детским садом и воспитателями и многое другое. Здесь же заполняем анкету «Индивидуальные особенности моего ребенка», приглашаем приходить со своим малышом на участок детского сада, зайти в группу, проводим экскурсию для родителей по дошкольному учреждению, по группе. Родителям раздаем памятки «Несколько советов, которые помогут безболезненно оставлять малыша утром в группе», «Распорядок дня», «Ваш ребенок поступает в детский сад», где содержится информация о времени работы детского сада, распорядке, правилах оплаты за содержание ребенка в дошкольном учреждении, указан телефон детского сада, имена и фамилии воспитателей, помощника воспитателя, заведующей, старшей медсестры и другие сведения. При составлении графика поступления в группу учитываем пожелания родителей.
В первые дни пребывания ребенка в детском саду мы предлагаем родителям побыть вместе с ним в группе. Это, конечно, несколько усложняет работу воспитателей, но мы пошли на это, потому что ребенку так лучше. Кроме этого, мы уже четвертый год работаем по специальному плану образовательной работы на период адаптации, разработанному нами. Это комплекс специальных игр (игры с воспитателем, подвижные игры, пальчиковые, дидактические), игр-занятий, элементов театрализованной деятельности, общения и других видов организованной деятельности, которые вводятся постепенно и помогают малышу научиться находиться рядом с другими детьми, слышать воспитателя, отзываться на его обращение. Каждую неделю добавляются новые виды деятельности (речевое развитие, конструктивная деятельность, физическое развитие и пр.). Мы считаем, что особое значение в период адаптации имеет музыкальная и элементарная театрализовано-игровая деятельность. Музыка снимает напряжение у детей, расслабляет их. А театрализованные игры дают возможность ребенку «прикрыться» взятым на себя образом, как бы защититься от окружающей его неизвестности.
Я всегда выступала против того, чтобы во время периода адаптации проводить с детьми раннего возраста какие-либо открытые просмотры, особенно для родителей (малышей воспитатель не удержит, они все будут сидеть на руках у родителей). Но в прошлом году воспитатели сами, по собственной инициативе предложили в ноябре на родительском собрании показать театрализованно-игровую деятельность (сказка «Курочка Ряба»). И все получилось. А уже после Нового года мы спокойно ставим открытые просмотры в группе. В прошлом году смотрели элементы сюжетной игры «День рождения куклы Кати», на МО показывали театрализовано-игровую деятельность, в этом году планируем посмотреть работу по речевому развитию. Дети наши стали более общительными, открытыми, интересными.
И все же главный результат нашей работы – это прогноз адаптации, течение адаптации и заболеваемость. Анализ периода адаптации за последние три года показал: готовы к поступлению в дошкольное учреждение – 30% (2004г.), 35% (2005г.), 79% детей (2006г.); легкая степень адаптации – 30% детей (2004г.), 57% (2005г.), 84,7% (2006г.); пропущено дней по болезни на 1 ребенка – 3,2 (2004г.), 2,2 дня (2005г.), 0,7 дней (2006г.). Тенденция к снижению заболеваемости – неплохой результат.
Конечно, разрушать устаревшую и даже вредную для детей систему работы и выстраивать новую, научно обоснованную систему мероприятий на предадаптационный и адаптационный период для детей, родителей, педагогов, изменить схему общения, поведения и мышления сотрудников всего дошкольного учреждения – задача очень сложная. Но здесь не может быть полумер: вот что-то мы сделаем, а чего-то делать не будем. Только комплекс мероприятий для родителей, детей и педагогов, обязательный анализ периода адаптации, выявление причин каждого конкретного случая средней и тяжелой степени адаптации обязательно даст положительный результат в воспитании и развитии ребёнка.