^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Инновационная деятельность в современном дошкольном учреждении: состояние, проблемы, перспективы

Использование физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения

Т.В.Хацкевич

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Здоровье детей – одна из актуальных проблем для нашей республики, в частности, для дошкольных учреждений. Сегодня к 1-ой группе здоровья (это практически здоровые дети) можно отнести не более 2-5 % детей, ко 2-ой гр. (с функциональными расстройствами различных органов и систем) – не более 60 %, к 3-й гр. (с хроническими патологиями) – 30-40 %,к 4-й гр. (с хроническими заболеваниями и патологией других органов) – 3 %. Появилась 5-я группа здоровья- с врожденной патологией. За последние 5 лет эта группа увеличилась в три раза.
Причин такого состояния очень много. Кратко остановлюсь на некоторых их них:
1.Увеличение количества занятий, дополнительных образовательных услуг в дошкольных учреждениях, требования по их качеству создают предпосылки для дисстресса, хронической утомляемости, снижения возможностей детского организма.
2.Авторитарные, дисциплинарные воздействия на детский организм также отрицательно сказываются на здоровье наших воспитанников.
3.Недостаточная оснащенность спортивным оборудованием.
4.Недопонимание родителями и педагогами значения физической культуры и особенно здорового образа жизни для укрепления здоровья детей и многие другие факторы.
Какие же задачи стоят перед нами по укреплению здоровья своего и здоровья наших воспитанников? По своему содержанию они очень многогранны и широко раскрыты в обновленной программе «Пралеска». Выделю основные:
-сохранять здоровье, как физическое так и психическое;
-создать в детском саду педагогически-охранительный распорядок дня, главной задачей которого является постоянная забота об укреплении здоровья детей и сотрудников;
-обучать детей конкретным приемам, укрепляющим их здоровье, в которых самым важным является деятельность по физическому воспитанию;
-создать благополучный психологический климат, обстановку доброжелательности и доверия между детьми, сотрудниками и родителями;
-поиск новых инновационных физкультурно-оздоровительных форм работы.
Обеспечение результативности этих задач наш коллектив начал с создания условий. Ведь эффективность физкультурно-оздоровительной работы зависит от разумной организации развивающей среды, которая максимально ориентирована на интересы дошкольника и укрепление его здоровья. Создавая в группах двигательные центры, мы учитывали инновационные требования к ним. В каждом уголке фантазией и умелыми руками педагогов созданы неповторимые варианты двигательной среды. Все оборудование создано с учетом эстетичности, динамичности, возраста детей, способствует развитию двигательного творчества. В каждой группе уголок имеет свое определенное название,

Уголок в гр. «Малыши» «Тим и Том».
Физкультурный уголок всех внимание привлек,
Познакомьтесь: Тим и Том, это их спортивный дом.
Приглашают погостить, физкультуру полюбить.

Уголок в гр. «Почемучки» «Сказочная поляна»
Расцвели у нас цветы небывалой красоты,
Все здесь есть для упражнений, для здоровья и движений!

Уголок в гр. «Фантазёры» «Дерево здоровья».
Крепкой дерево натуры, все на нем для физкультуры!
Подходите, не стесняйтесь и здоровья набирайтесь!

По-новому, нетрадиционно оформлен и физкультурный зал нашего детского сада. Вот как озвучил его оформление наш детсадовский поэт:
В физкультурный зал войдете, клад здоровья там найдете
С тучек дождик там не льется, ясно солнышко смеется,
Это что за чудеса – разбегаются глаза.
Мы как будто в магазине, здесь спортивная витрина:
Физкультурные снаряды, куклы в клоунских нарядах,
Крокодил зеленый Гоша - он спортсмен у нас хороший,
Упражнение любое может сделать лежа, стоя.
Физкультуры лучший друг в кольцеброс забросит круг,
По следочкам проползет и на лесенку взойдет
Поросята на лужайке резво прыгают на травке,
Даже волк спортивным стал и с ракеткой побежал.
Предлагают поросята игры разные ребятам
Погремушками стучать, с ленточками поиграть ,
И листочков целый воз для ребят Наф-наф привез,
Даже белые косички все похожи, как сестрички
Предлагает вам Нуф-нуф физкультуры лучший друг.
По стене идут ладошки на них смотрят куклы – крошки
Ближе к ним вы подойдете и султанчики возьмете,
И с флажками на «ура» поиграет детвора-
Ведь здоровье с физкультурой неразлучные друзья!

Необычное, сказочное оборудование, сочетание традиционного и инновационного развивает у детей повышенный интерес и желание заниматься физкультурой, стимулирует их двигательное творчество, улучшает эмоциональное состояние.
Созданная среда позволяет нам организовать разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы.
Утро наших малышей начинается с утренней гимнастики. Наряду с традиционным ее проведением я практикую различные комплексы танцевальной степ-аэробики, фитбол-аэробики, восточной гимнастики, силовой гимнастики, упражнений хатха-йоги. Часто использую в своей работе и танцевально-игровую гимнастику Филиревой и Сайкиной, так называемую «Са-Фи-Дансе». Эти комплексы обеспечивают тренирующий и оздоравливающий эффект, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние дошкольника.
Изменился мой подход и к проведению физкультурных занятий. Он стал по-настоящему инновационным, так как больше внимания уделяю развивающему и оздоровительному обучению, формированию ценности здоровья и здоровых привычек. Ведь оздоровительная физкультура показана не только здоровым, но и больным. В проведении физкультурных занятий использую элементы разных инновационных технологий, руководствуясь главным принципом «Не навреди здоровью детей».
Мои занятия с детьми проходят в нетрадиционных интересных формах: сюжетные, комплексные, интегрированные, тематические, игровые.
В программе «Очарование» доктора педагогических наук Глазыриной Ларисы Дмитриевны главное правило – это соблюдение сотворчества воспитателя и ребенка. В каждом моем занятии, проведенном по ее методике, присутствует сюрпризный момент, моменты экспромта, необычное использование разнообразных предметов окружающей среды. Все это позволяет мне в естественных природных условиях формировать разнообразные движения, учить с любовью относиться к окружающему миру, осуществлять индивидуальный подход, на занятиях по методике Глазыриной важен голос педагога, который должен быть не командным, а естественным, помогающим создать комфортное состояние души, тела и разума.
По-новому развивают свои методики Валентина Николаевна Шебеко и Валентина Андриановна Шишкина. Они уходят от традиционных приемов физкультуры к творчеству в двигательной деятельности детей. В своих методиках они отвечают на самый актуальный вопрос: какая физкультура нужна дошкольнику? Методики этих авторов позволяют мне как специалисту по физическому воспитанию стать в активную позицию самостоятельного поиска, дискуссии, выработать собственный подход к проведению физических занятий, овладеть самооценкой своего профессионального мастерства, постоянно его совершенствуя. Эти методики отличаются своей системностью, четкими обучающими задачами, опираются на самостоятельный двигательный опыт ребенка. Следуя этим методикам, дети постепенно овладевают совершенством «азбуки движений».
Более широко я использую эти инновационные методики в своей работе с детьми старшего возраста. Это помогает мне добиться их хорошей физической подготовленности, что очень важно при переходе детей в школу.
Заслуживает внимания руководителей физкультуры развивающая методика оздоровления доктора психологичеcких наук Кудрявцева Т.В. Он кардинально пересмотрел существующие методы физического воспитания дошкольников, обосновав главную мысль о том ,что автоматическое расширение диапазона физкультурно-оздоровительных процедур не приведет к желаемому результату, все зависит от того, как двигаться и как оздоравливать.
Здоровый ребенок есть эталон и практически достижимая норма детского развития – таково кредо этой методики. Опираясь на нее, я использую в работе с детьми много интересного по нетрадиционным и развивающим формам оздоровления (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, подвижные игры, упражнения для расслабления и правильной осанки, мимические разминки, точечный массаж, профилактические упражнения для носоглотки и др.). Эти формы работы рекомендую своим педагогам, которые проводят их на занятиях всех видов деятельности, прогулках в форме двигательных минуток.
Созвучна с методикой Кудрявцева оздоровительная и лечебная физкультура Логвиной Татьяны Юрьевны «Физкультура, которая лечит», ведь мои занятия посещают не только здоровые дети, но и имеющие отклонения в состоянии здоровья.
Часто вплетаю ее упражнения в разные формы своей работы с детьми. Для больных детей они являются таблеткой, а для здоровых профилактикой. целенаправленное систематическое использование методики Логвиной Т.Ю. позволило нам корректировать отклонения в состоянии здоровья дошкольников, осуществлять профилактику, способствовать снижению заболеваемости.
Большое значение для обогащения двигательного опыта дошкольников имеет методика Марины Николаевны Дедулевич «Сто тропинок, сто дорог». Она помогает мне организовать содержание прогулок-походов с детьми 5-6 лет, где широко реализуются задачи программы «Пралеска» не только по физическому воспитанию, но и по ознакомлению с окружающим миром. Мною используются такие формы простейшего туризма, как:
-туристский час,
-туристская прогулка,
-экскурсии,
-туристские игры.
Значение детского туризма очень велико – это прекрасное средство для расширения кругозора, познания красоты природы, развития самодисциплины, настойчивости, целеустремленности в преодолении физических нагрузок.
Очень органично и интересно вписывается в мою физкультурно-оздорови-тельную работу с детьми всех возрастов инновационная методика М.Ю.Картушиной «Зеленый огонек здоровья». Программа привлекает своей вариативностью. Ее может осуществлять не только руководитель физического воспитания, но и музыкальный руководитель, воспитатель, учитель-дефектолог, педагог-психолог, так как в ее структуру вплетены различные виды деятельности, подчиненные одной цели – мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья. На протяжении двух лет я успешно использую эту методику в своей работе. Хочу отметить ее содержательность, динамичность, оздоровительную направленность, познавательность, комфортность микроклимата в общении с детьми.
Каждое занятие проходит в сказочной, волшебной атмосфере, которая позволяет зажечь восторгом глаза наших воспитанников. В настоящее время использую эту методику для организации кружковой работы по оздоровлению детей, а также для проведения интересных развлечений, досугов, неделек здоровья, спортивных праздников. В своей работе с детьми делаю направленность не на достижение спортивных результатов и точной техники выполнения движений. Больше внимания стараюсь уделять работе по профилактике различных заболеваний, сохранению и укреплению здоровья детей.
Проведенный мониторинг здоровья наших выпускников 2007 года, за которыми велось медико-педагогическое наблюдение на протяжении трех лет ,показал:


Год

Физическая подготовленность

 

Группа здоровья

 

Заболеваемость

на 1 ребенка

кол.детей-230

2005
младшие
почемучки

 

высокий уровень -5%
средний - 85%
низкий - 10%

1 гр. здоровья-60,4%
2 гр. здоровья-32,6%
3 гр. здоровья-7%

10 детодней

 

2006
старшие почемучки

высокий-10%
средний-87,5%
низкий-2,5%

1 гр. здоровья-62,8%
2 гр. здоровья-30,2%
3 гр. здоровья - 7%

11,4 детодня

2007
фантазеры

высокий-22,5%
средний-77,5%
низкий-0%

1 гр. здоровья- 65%
2 гр. здоровья-32,6%
3 гр. здоровья - 2,4%

6,7 детодня за 7 мес.

Итак, сделаем краткие выводы из всего выше сказанного. У наших дошколят нет еще достаточного стремления укреплять свое здоровье. Они генетически запрограммированы до определенного возраста на уход за ними со стороны взрослых, поэтому наша задача – помочь им выработать собственные жизненные ориентиры, научить оценивать свои физические возможности, осознавать ответственность за свое здоровье – одним словом – создать детско-взрослое сообщество «дети-родители-педагоги».
Это далеко не все инновационные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, каждый из вас может их продолжить и умножить.