^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Инновационная деятельность в современном дошкольном учреждении: состояние, проблемы, перспективы

Создание здоровьесберегающей системы в условиях сельского дошкольного учреждения

С.Е.Батурина

На современном этапе развития системы образования проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает все большую масштабность. Неоспоримым является тот факт, что фундамент здоровья закладывается в дошкольном возрасте. Поэтому учреждениям, обеспечивающим получение дошкольного образования, отводится роль системообразующего звена в интеграции усилий медицинских работников, педагогов и семьи в решении данной проблемы.
Научно-методическое обеспечение по данной проблеме имеет в основном разноаспектный теоретический характер, но имеющийся материал недостаточно адаптирован для практического воплощения в жизнь. Оздоровительный потенциал, заложенный в образовательных программах и методиках, используется разными педагогами по-разному.
Системный анализ состояния здоровья воспитанников нашего дошкольного учреждения показал, что при одинаковых санитарно-гигиенических и экологических условиях, питании, медицинском обслуживании у детей разных дошкольных групп наблюдается различный уровень заболеваемости. Это послужило определением приоритетного направления деятельности нашего дошкольного учреждения – создание здоровьесберегающей системы.
В рамках реализации данного направления в нашем дошкольном учреждении совместно с отделом дошкольного образования УО «Витебский областной государственный ИПК и ПРР и СО» в 2006–2007 годах осуществлялась исследовательская деятельность. Была разработана и внедрена в практику план-программа, целью которой явилось создание здоровьесберегающей системы в условиях нашего ДУ и выявление при этом проблемных вопросов, определение путей их решения. План-программа реализовывалась воспитателем высшей категории Щека Р.А.
Для создания здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей системы в нашем дошкольном учреждении мы определили следующие направления деятельности:
1. Создание оптимальных условий для развития ребенка. Здоровьесберегающая среда жизнедеятельности детей в группе преобразована при непосредственном участии родителей и направлена не только на улучшение физического состояния ребенка, но и на его психологическое здоровье, эмоциональное состояние. Для этого:

  • физкультурный уголок пополнен нетрадиционным оборудованием:

сухой контрастный душ – для массажа всего тела ребенка;
трубочки для профилактики плоскостопия, позволяющие провести профилактическую и коррекционную работу с детьми;
индивидуальные коврики для физических упражнений, которые применяются в оздоровительной работе с детьми в течение дня;
разнообразное оборудование для дыхательной гимнастики – это бабочки, платочки, шарики, султанчики;
усовершенствована «дорожка здоровья», помогающая разнообразить виды физических упражнений и коррекционную работу с детьми во время утренней гимнастики и после сна.

  • оборудован уголок настроения, работа в котором позволяет определить эмоциональное состояние ребенка во время его пребывания в группе - с каким настроением он пришел утром, как он себя чувствует после занятий и т.д. – и на основе этого откорректировать индивидуальную работу с ним;
  • введен новый элемент «колокольчик приветствия», позволяющий настроить ребенка и родителей на положительные эмоции в начале дня;
  • создан уголок уединения, который дает детям возможность в любое время в течение дня отдохнуть от общения с другими детьми и взрослыми, побыть одному;
  • уголок природы пополнен таким материалом, как «Зеленый доктор» – это сборы и комнатные лекарственные растения; дидактические игры по валеологии. Комнатные растения были подобраны таким образом, что уголок природы стал не только объектом наблюдения, но и объектом здоровья (здесь присутствуют хлорофитум и каланхое, поглощающие вредные химические вещества из воздуха, а также алое и лимонное дерево, выделяющие фитонциды).

2. Создание системы мер по снижению заболеваемости. Оздоровительная работа в группе была организована как система мер по снижению заболеваемости, и это привело к следующим положительным результатам. Мониторинг здоровья детей в экспериментальной группе показал наличие положительной динамики в основных показателях здоровья детей:
– случаи заболеваний уменьшились с 27 до 12;
– количество ни разу не болевших детей в году увеличилось с 2 до 7;
– средняя заболеваемость на 1 ребенка уменьшилась с 6,7 до 3,4;
– частоболеющих детей в группе не выявлено.
3.Недопущение превышения нагрузки на каждого воспитанника при организации образовательного процесса в течение всего дня пребывания ребенка в дошкольном учреждении. В связи с этим мы привели в систему:

  • игровые формы работы с детьми, которым сегодня все педагоги нашего учреждения отдают предпочтение при организации деятельности детей как на занятиях, так и в совместной деятельности;
  • двигательный режим, осуществление которого идет с учетом индивидуальных особенностей детей. Двигательная активность в соответствии с требованиями программы «Пралеска» занимает не менее 2/3 всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении;
  • сокращение количества занятий в первой половине дня за счет их комплексности и комбинированности;
  • деятельность детей во второй половине дня, которая сейчас распределяется: на занятия в кружках (хореографический и по изучению английского языка), игровую и художественную деятельность, индивидуально-коррекционную работу. Вечерний отрезок времени планируется воспитателем таким образом, чтобы проходило чередование выше указанных видов деятельности, исключающее перегрузку ребенка и позволяющее сохранить его здоровье, например: занятия в кружке по изучению английского языка чередуются с игровой деятельностью (по желанию ребенка); занятия в кружке хореографии чередуются с индивидуально-коррекционной и художественно-речевой деятельностью. Для этого дети делятся на несколько подгрупп.

Все вышеперечисленное помогло достигнуть той положительной динамики здоровья детей, о которой я говорила ранее. Вашему вниманию ниже будут представлены те компоненты здоровьесберегающей системы, которые мы используем в нашем дошкольном учреждении:

Утренний отрезок времени:
-эмоционально-положительное приветствие воспитателя с детьми и родителями;
-мини-беседы с родителями о физическом и эмоциональном самочувствии ребенка вчера вечером, сегодня утром; о соответствии одежды ребенка погодным условиям дня и т.п.

Приемы организации смены деятельности детей:
С помощью различных игровых приемов воспитатель переключает внимание детей с одного вида деятельности на другой в течение всего дня между всеми режимными моментами. Данные приемы позволяют сохранить положительный эмоциональный фон настроения детей, что способствует укреплению психоэмоционального здоровья ребенка.
- художественное слово – зазывалочки, считалочки, стихотворения (авторские и народные);
- художественное слово с элементами театрализации (петрушка или другой знакомый детям герой для их возраста);
- проблемные ситуации;
- время круга – как элемент эколого-психологического тренинга: игры на сплочение группы, снятие затруднений в общении и оптимизации эмоционального состояния; логоритмические игры и упражнения.

Завтрак, обед, полдник:
Воспитатель или помощник воспитателя обязательно заостряют внимание детей на пользе для здоровья (здоровая пища) того или иного блюда меню. 

Учебная деятельность (занятия):
Одним из компонентов здоровьесбережения является сокращение времени занятий за счет их комбинирования. В основном все занятия проводятся в игровой форме, содержание разных видов деятельности связано единым сюжетом или темой. Организуем познавательную деятельность детей на занятиях, основываясь на принцип «минимакса», т.е. даем детям знания по возможному максимуму, а требования к усвоению знаний предъявляем по минимуму. Таким образом, успешность достигается не за счет облегчения знаний до уровня самых слабых детей, а за счет формирования у каждого ребенка желания и умения преодолевать трудности, что позволяет детям без перегрузки достигнуть уровня обязательных результатов, не замедляя развития более способных детей.
-комплексные и комбинированные занятия;
-занятия по синтезу искусств (изоискусство + музыкальная деятельность + художественная литература);

Динамические перемены между занятиями
Для удовлетворения потребности ребенка в объеме двигательной активности динамические перемены организуются между занятиями интеллектуальной направленности, например: развитие речи и синтез искусств. Все они организуются с музыкальным сопровождением.
-физкультурно-оздоровительные упражнения;
-танцевальные упражнения;
-игровые переменки (подвижные игры).

Минуты «тишины»:
В целях снижения уровня нервно-психического напряжения минуты «тишины» организуются в первой половине дня после физкультурных занятий, перед выходом на прогулку после всех занятий. Они также организуются с музыкальным сопровождением.
-релаксация;
-психогимнастика;
-элементы аутотренинга.