^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Инновационная деятельность в современном дошкольном учреждении: состояние, проблемы, перспективы

Нетрадиционные формы работы с кадрами по экологическому образованию

Материалы из опыта работы городского экологического клуба «ЭкоПриЗ»

Л.П.Алейникова

В настоящее время прогресс коснулся всех сфер деятельности человека, и на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. Во второй половине ХХ века, когда особенно резко усилились процессы урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы все, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен.
Все сказанное: диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. Она должна стать для человека родной, знакомой и понятной. Единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном учреждении соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.
Повышению экологической культуры педагогов г.Орши способствовал созданный в городе клуб, работа которого предполагает неформальное общение между его членами, обмен опытом, обсуждение проблем экологического образования дошкольников. Название клуба «ЭкоПРИЗ» образовалось из таких понятий: экология, природа, здоровье. Членами клуба разработаны и утверждены устав клуба, его девиз, эмблема и песня.
При планировании работы клуба воспитателям предлагались анкеты, тесты, включающие следующие вопросы:

  • можете ли вы назвать источники экологической опасности, находящиеся вблизи вашего д/с, вашего дома?
  • Как эти источники могут повлиять на ваше здоровье и здоровье детей?
  • Экономите ли вы электричество, воду, тепло, бумагу? Можете ли объяснить необходимость их экономного использования?
  • Какие проблемы в экологическом образовании и воспитании вы видите?
  • Какие вопросы вы хотели бы рассмотреть на заседаниях клуба?
  • Ваши предложения и пожелания по формам проведения? И др.

Анализ анкет показал, что педагоги недостаточно владеют информацией об экологических проблемах, о пользе природы для здоровья людей, о нетрадиционных способах оздоровления.
В результате выяснился круг вопросов, которые рассматривались на заседаниях клуба шире и подробнее. Изучались запросы педагогов, на основе анализа планировалась работа.
Каждое заседание клуба начинается с песни, используются валеологические паузы, релаксационные упражнения. Обязательным являются рекомендации по использованию материала в работе с детьми.
Примерная тематика заседаний клуба:

  • Экологизация предметно-развивающей среды
  • Ароматерапия
  • Экология жилища
  • Апифитотерапия
  • Экологическая обстановка в городе и др.

В ходе работы клуба были использованы такие нетрадиционные формы работы с педагогами:

  • экологический проект,
  • акции,
  • гостиная,
  • суд,
  • фестиваль,
  • выставки,
  • дегустационный бар и др.

Опыт работы городского клуба «ЭкоПРИЗ» показал позитивную динамику в:

  • экологизации предметно-развивающей среды дошкольных учреждений (70% соответствия современным требованиям развивающей среды дошкольных учреждений не только внутри ДУ, но и на территории: это и уголки леса, ландшафтные уголки с ручьем я/с № 30, организация пространства на участке по Фэн-шуй я/с №15, игровые площадки с оригинальными композициями из бросового материала в ГДЯ/С № 17, 32,16,39,35,создание альпийских горок и другие ландшафтные композиции);
  • участие родителей в разнообразных формах работы ДОУ по экологическому воспитанию (более 62% родителей приняли участие в экологических акциях;
  • повысилась педагогическая компетентность педагогов по вопросам экологии (85% показали оптимальный и высокий уровень знаний по экологическому образованию);
  • привлечение работников городского экологического центра , центра детского творчества для работы в дошкольных учреждениях.

Несмотря на весь тот опыт, что приобрел клуб за годы существования, имеются и проблемы: недостаточно учебно-методического материала по экологическому образованию наших белорусских авторов, недостаток знаний по ландшафтному оформлению территории дошкольного учреждения. Но работа продолжается, мы в поиске новых интересных тем и форм работы как с педагогами, так и с детьми.
Опыт работы был распространен через местное кабельное телевидение репортаж «Образ жизни любить и беречь природу», республиканский методический журнал «Пралеска», обобщен и представлен на областном конкурсе учебно-методических кабинетов отделов образования. Мы стараемся следовать девизу нашего клуба: «В природе будь вежливым гостем у добрых хозяев».