^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Инновационная деятельность в современном дошкольном учреждении: состояние, проблемы, перспективы

Система взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
в рамках организации работы по образовательной модели
«Первый шаг»

Р.П.Ероменок

Основной целью развития национальной системы дошкольного образования является создание оптимальных условий для физического и психического развития ребенка. Важнейшее условие достижения цели – интеграция семейного воспитания и общественного дошкольного образования, в процессе которого вырабатывается общая стратегия действий по вопросам развития личности ребенка, так как именно воспитательные возможности семьи позволяют воздействовать на человека на протяжении всей жизни.
Актуальность проблемы формирования позитивного родительства в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи определяется основными тенденциями развития дошкольного образования в Республике Беларусь на современном этапе. В международных (Конвенция о правах ребенка, 1989г.), а также республиканских законодательных и нормативно-правовых актах зафиксировано смещение акцентов во взаимодействии двух главных институтов воспитания ребенка – дошкольного учреждения и семьи. В них отмечается, что основная ответственность за воспитательный процесс лежит на родителях, а государство оказывает им надлежащую помощь в выполнении воспитательных функций.
Наше дошкольное учреждение «Центр развития ребенка №2 Первомайского района г. Витебска» уже более 10 лет работает в этом направлении, активно внедряя образовательную модель «Первый шаг» – модель открытого детского сада. Работа всего коллектива сориентирована на взаимодействие с семьей для равномерного и органичного участия родителей в воспитании и обучении детей. Сущностью такого взаимодействия является личностно ориентированное образование дошкольника, которое соединяет воспитание и обучение в единый процесс помощи, поддержки и эмоциональной педагогической защиты развития ребенка.
Первым шагом к налаживанию совместной деятельности стала организация в детском саду образовательного взаимодействия педагогов и родителей. Для продуктивной работы Центр организует деятельность с родителями на разных уровнях: общесадовом, внутригрупповом, индивидуально-семейном, используя различные формы. Это родительские собрания, родительские конференции, диспуты, «круглые столы», школа молодой семьи, вечера вопросов и ответов, тренинги, «Школа эффективного родительства». Выбор той или иной формы организации совместной деятельности определяется, прежде всего, целевыми установками Центра, каждой определенной группы и отдельной семьи, спецификой родительского контингента. Положительный родительский контингент центра предполагает вдумчивое отношение к содержанию совместной деятельности и формам взаимодействия.
Организуя образовательное взаимодействие, педагоги отказались от оценочной стратегии в отношениях с родителями. Они создают доброжелательную атмосферу диалога, внимательно относятся к проблемам родителей, их переживаниям; стараются излагать научные сведения доступно; учат родителей наблюдать за поведением своего ребенка, замечать его особенности, способности; умеют вселить в родителей надежду на успех. В качестве основного содержания образовательного взаимодействия выступают: укрепление здоровья детей, защита прав ребенка, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей; подготовка ребенка к школе. Актуальность избранных вопросов для совместного обсуждения даёт возможность позитивного отношения родителей к планируемым мероприятиям, которые родители посещают с большим желанием.
Например: «Школу эффективного родительства»
в 2003 – 2004 уч. году посетил 61 родитель.
в 2004 -2005 уч. году посетило 93 родителя.
в 2005 – 2006 уч. году посетило 113 родителей.
Совместная работа педагогов родителей корректирует и сближает позиции двух сторон, стимулирует переход их отношений на более высокий уровень– равное партнерство.
Эффективность подобной организации работы с семьёй можно проследить на примере работы «Родительского актива» Центра. В «Родительский актив» входят по 3 – 4 родителя от каждой возрастной группы. На заседаниях обсуждаются вопросы предстоящей совместной работы педагогов, детей и родителей, например, организация мероприятия «Осенняя ярмарка».
Члены «Родительского актива» на общесадовом уровне на первом заседании обсуждают содержание мероприятия: дату и план проведения. На заседании предоставляется возможность обсудить варианты оформления и проведения ярмарки в подгруппах. Каждая подгруппа разрабатывает проект, в котором обсуждаются все моменты: предварительная работа в системе: родитель – ребенок: ход и средства для проведения праздника. Назначаются ответственные из числа педагогов и родителей и сроки выполнения работы.
Выработанные проекты «Осенней ярмарки» обсуждаются затем во всех возрастных группах. В группе подробно обсуждается предстоящая работа по подготовке к ярмарке:
Такая подготовительная работа охватывает детей, педагогов, родителей на 1–2 недели. Она дает возможность включить всех участников образовательного процесса в общую деятельность и является действенным средством для повышения социальной педагогической культуры родителей, способствует созданию сообщества единомышленников.
Интересно и увлекательно прошло само мероприятие, которое проводилось в выходной день, чтобы все родители смогли придти с ребенком на праздник. Это был настоящий праздник в первую очередь для детей, потому что родители пришли в детский сад с поделками, выполненными вместе с ними. С каким восторгом и гордостью каждый малыш рассказывал о том, что они смастерили дома с мамой и папой! Организованная выставка поделок привлекла внимание детей и взрослых не только на «Ярмарке», но и радовала всех, потом на протяжении месяца, служила украшением интерьера учреждения.
На празднике дети выступили перед родителями с праздничной осенней программой, в которой они показали, чему научились: пели, танцевали, решали логические задачи. Во второй части «Осенней ярмарки» работало 10 мастерских. В них дети и взрослые смогли чему-нибудь научиться: например, в «Кондитерской мастерской» по предложенным рецептам можно было замесить тесто, лепить разные поделки, готовить белорусские бутерброды. В «Галантерейной мастерской» взрослые и дети мастерили бусы, браслеты из макаронов, сушек, каштанов, жёлудей.
«Осенняя ярмарка» прошла ярко, весело, на ней было интересно, её содержание было познавательно не только для малышей, но и для взрослых. Участники мероприятия выражали свои впечатления и пожелания в рассказах, семейных газетах, эссе. Сразу после проведенной ярмарки прошло заседание «Родительского актива», на котором обсудили выполненную работу, обозначили, что получилось, выявили недостатки в работе. Отзывы родителей были разнообразными, но главное в том, что активное участие взрослых в этом мероприятии имело смысл и значение для маленьких детей. Во всех высказываниях взрослых и детей было желание на дальнейшее сотрудничество.
Организация совместной деятельности Центра и семьи – достаточно сложный процесс, поскольку предполагает личностную и профессиональную готовность всех педагогов дошкольного учреждения к принятию и освоению новых подходов в работе с родителями, развитие перспектив образовательного пространства, выбор ценностей при организации образовательной среды. С этой целью в нашем учреждении проводится работа по подготовке педагогов к работе с семьёй на педсоветах, круглых столах и других формах аналитико-рефлексивной деятельности. Результатом этой работы является «Система сотрудничества воспитателя с родителями в дошкольной группе». Эта система предполагает работу воспитателя по вовлечению родителей в образовательный процесс группы. На первом родительском собрании в начале учебного года вниманию родителей предоставляются варианты их участия в работе группы. Также родителям предлагаются карты учебно-тематического проектов или тем, над которыми работают воспитатели в течение определённого времени, а также варианты родительского участия в их реализации;
- экран участия в работе группы, в котором родители сами определяют время и день, когда они смогут находиться в группе в качестве волонтеров;
- групповые правила и инструкции для родителей при посещении группы.
Кроме того, на родительских групповых собраниях родители имеют возможность познакомиться с видео- и фотоматериалами о совместной работе педагогов и родителей по развитию и обучению детей данного возраста. Обсуждаются вопросы целесообразности совместной работы и намечаются пути решения возникших проблем.
Для организации эффективной и результативной работы с семьями в дошкольном учреждении должны быть созданы определённые условия. Одним из них является создание «Родительской комнаты», где удобно и комфортно родителям, детям, педагогам. Она должна иметь домашнюю обстановку, располагающую к открытой беседе. В ней обязательно оборудуется библиотека для родителей по вопросам воспитания и обучения детей. Должно быть место отдыха, игрушки для детей, место для фотоматериалов из жизни детей и родителей в Центре.
Это информационный центр, в котором родители и другие заинтересованные в совместной деятельности представители иных организаций могут получить информацию по различным аспектам воспитания, обучения и развития в саду и дома.
Вся вышеперечисленная работа с семьёй дает возможность выработать у родителей привычку и потребность быть в курсе того, чем живет их ребенок, как и чему он учится.
Центр развития ребёнка живет и развивается в реальном контексте жизни местного сообщества, неотъемлемой частью которого посещающие его дети и их семьи. В Центре реализуется важный принцип: партнерство во имя успешного развития каждого ребенка. Только обеспечив это партнерство, мы можем быть уверены в том, что семья в нашей стране станет реальным заказчиком образования.