^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Инновационная деятельность в современном дошкольном учреждении: состояние, проблемы, перспективы

Система управления дошкольным учреждением
в режиме внедрения инноваций

Т.В.Любезная

Одним из факторов, определяющих характер управления дошкольным учреждением, является режим его жизнедеятельности. Развивающее и развивающееся учреждение постоянно работает в поисковом режиме. Управление в учреждении, которое находится в режиме укоренения инноваций, также носит инновационный характер.
В августе 2005 года УО «Государственный детский ясли-сад № 6 г.Чашники» решением районного исполнительного комитета был преобразован в учреждение образования с углубленным экологическим направлением в работе, а с 1 сентября 2006 года – в областную экспериментальную площадку по теме «Экологическое воспитание дошкольников средствами познавательно-практической деятельности». Особенностями нашего дошкольного учреждения в режиме инновации являются:

  • Удовлетворение изменяющихся образовательных потребностей родителей, превышение государственных стандартов образования (по направлениям инновационной деятельности).
  • Непрерывность инновационной деятельности и поисковый характер деятельности педагогов.
  • Периодическое обновление целей образовательного учреждения как системы.

Но как показала жизнь, перевод дошкольного учреждения из режима функционирования в режим инновации делает необходимым определение новых подходов к его управлению. Ведущее место в режиме инновации мы отвели стимулирующей мотивационной деятельности. Так, наряду с моральным поощрением применяем материальное вознаграждение (надбавки к зарплате педагогов за инновационную образовательную работу).
Анализ различных аспектов деятельности дошкольного учреждения включает исследование конечных результатов образовательного процесса, установление связей между факторами и условиями, препятствующими или способствующими оптимальному достижению запланированных результатов.
Целеполагание занимает центральное место в определении всей деятельности ребенка, воспитателя и руководителя. Цель деятельности нашего дошкольного учреждения стала личной целью всех участников педагогического процесса благодаря усилию стимулирующих длительных факторов.
Планирование и организация инновационной деятельности стали для нас общим делом. На начальном этапе педагогам и родителям было предложено вносить свои предложения в план – проект (вижу проблему…, предлагаю решение…, могу оказать помощь…). Планирование и организация деятельности позволили нам приобщить каждого к общему делу, включить его в образовательный процесс.
Изменился и характер контроля. Контроль сверху перешел в самоконтроль. Мы установили профессиональный контроль специалистов за конечными результатами (психолог – за развитием детей; воспитатель по экологической деятельности – за познавательным развитием; учитель-дефектолог – за результатами коррекционной работы и т.д.). Соответственно изменилось и отношение наших воспитателей к контролю. Они чаще стали просить оказать консультативную помощь как профессиональную услугу. Контроль приобрел результативно – коррекционный характер.
При переводе дошкольного учреждения в режим инновации у нас были:

  • программа развития;
  • модель образовательного процесса как системы, помогающей саморазвитию личности;
  • сплоченный общностью цели коллектив – дети, педагоги, родители;
  • оптимальная система самоуправления;
  • система эффективной научно-методической деятельности;
  • материально-техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно-развивающей среды.

Переход коллектива на работу в инновационном режиме поставил проблему обновления модели методической работы, а анализ выявил основные направления методической работы в дошкольном учреждении:

  •  
    • В информационной деятельности:
      • обеспечение педагогов программой экологического образования и воспитания; новинками методической и научно-методической литературы;
      • информирование педагогов о современных и парциальных программах.
    • В диагностико-прогностической области:
  • изучение профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов в целях создания эффективных условий для повышения их профессиональной компетентности;
  • прогнозирование, планирование и организация обучения педагогических кадров, оперативное оказание информационной, консультативной методической помощи.
    • В области содержания образования:
  • методическое и научно-методическое обеспечение введения нового содержания дошкольного образования.

В своем дошкольном учреждении мы административно (нормативно) закрепили формы методической работы, сориентированные на освоение инновационной педагогической деятельности, повышение профессиональной компетентности педагогов.
4. В области повышения квалификации:

  • обеспечение личностно ориентированной стратегии, индивидуально-дифференцированного подхода к каждому педагогу в зависимости от уровня его профессиональной компетентности;
  • выявление, систематизация и распространение позитивного педагогического опыта.

Эффективное и планомерное использование сил, средств, времени и людских ресурсов для достижения оптимального результата стало основной целью управления методической работой в нашем учреждении. Созданы условия для повышения профессиональной компетентности педагогов, занимающихся инновационной педагогической деятельностью:

  • социально-правовые – забота о здоровье всех участников инновационной деятельности, достаточная материальная и финансовая база учреждения, наличие времени для самообразования и инновационной методической работы;
  • перспективно-целевые – наличие «Программы по экологическому образованию и воспитанию» и других программ;
  • потребностно-стимулирующие – взаимопонимание между участниками инновационной методической работы, взаимодоверие, демократичный стиль общения, атмосфера творчества и психологической свободы участников инновационной деятельности, моральное и материальное стимулирование творческой деятельности педагогов;
  • коммуникативно-информационные – наличие и доступность информации о современных формах и методах педагогической деятельности, педагогических технологиях в образовании детей дошкольного возраста; психологическое сопровождение инновационного процесса.

При организации методической работы мы руководствовались задачами, стоящими перед коллективом, уровнем учебно-воспитательного процесса, состоянием учебно-методической базы, накопленным опытом работы.
В состав методической службы вошли следующие структурные компоненты:

  • педагогический совет – высший орган коллективного руководства методической работой. В его состав входят все педагоги яслей-сада, члены родительского комитета;
  • заместитель заведующего по основной деятельности выступает в роли координатора, обеспечивающего взаимодействие равнозначных структурных компонентов, и в то же время выполняет следующие функции: планирование, информационно-аналитическую деятельность, педагогическую диагностику, выявляет и распространяет передовой педагогический опыт, проводит индивидуальное и групповое консультирование, оказывает адресную помощь педагогам и родителям;
  • творческая группа – в состав вошли педагоги, желающие совершенствовать свой профессионализм путем изучения инновационной технологии экономического образования. Творческая группа педагогов выступает в роли генератора идей.

Диагностика помогла нам определить мотивы повышения квалификации педагогами, составить характеристику коллектива. Тест на темперамент выявил психологическую совместимость педагогов, анализ анкет по самодиагностике и самооценке – единство подходов к образовательному процессу и личностные особенности каждого педагога. Полученные данные были занесены в профессиональные карты педагогов.
Проделанная нами работа позволила условно разделить педагогов на четыре группы: высокого профессионального мастерства; совершенствования мастерства; становления мастерства; особого контроля (молодые специалисты).
В практике своей работы мы стали использовать систему индивидуального сопровождения педагогов, в основе которой лежит распределение их на группы с учетом стажа педагогической деятельности. Был намечен план действий, представляющий собой систему взаимосвязанных мер и наиболее эффективных (активных) форм работы с педагогическим коллективом и отдельными педагогами, которые позволяют:

  • максимально активизировать имеющиеся у педагога знания;
  • создать благоприятный психологический климат в коллективе;
  • обеспечить оптимальные условия для обмена опытом;
  • дать педагогу попробовать себя в новой роли.

При оценке работы в режиме инновации мы использовали следующие критерии:

  •  
    • Эффективность для ребенка:
      • отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья;
      • положительная динамика качества обучения и воспитания;
      • дифференцированный подход к каждому ребенку.
    • Эффективность для родителей:
  • положительная оценка деятельности дошкольного учреждения и педагогов;
  • готовность и желание помогать ДУ;
  • высокая степень информированности о состоянии дел в ДУ среди родителей.
    • Эффективность для педагога:
  • повышение квалификации и образовательного уровня педагогов;
  • повышение активности педагогов в методической, познавательной и самообразовательной работе, в том числе и на уровне г.Чашники (например, активное участие в работе районных методических объединений, практическая помощь другим дошкольным учреждениям, реализующим творческие проекты и др.)
  • изменение мотивов деятельности педагогов.

Данная работа позволила сделать следующие выводы:
1. Управление в режиме инновации – объективно обусловленное явление, вызванное закономерностями и взаимосвязями развивающейся образовательной системы ДУ.
2. Каждый из подходов в управленческой деятельности: ситуационный, исследовательский, человекоцентрированный – успешно решает определенный круг управленческих задач. Самоорганизационный подход позволяет приблизиться к организации дошкольного учреждения в режиме развития.
3. Управление методической работой представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Основная цель управления методической работой – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени и людских ресурсов для достижения оптимального результата.
4. Методическая работа должна быть ориентирована в первую очередь на раскрытие потенциала каждого педагога, педагогического коллектива в целом, на эффективность образования.
5. Реализация предлагаемой модели методической работы позволяет организовать ее на проблемно – диагностической основе, отследить и подробно проанализировать результаты, дает возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации готовых планов и выполнении разработанных рекомендаций, но и активно участвовать в их разработке.