^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Инновационная деятельность в современном дошкольном учреждении: состояние, проблемы, перспективы

 

Инновационные техники и технологии развития творчества
детей в процессе изобразительной деятельности

Е.И.Борко

Не секрет, что искусство как специфическая форма познания мира вызывает сильный эмоциональный отклик, оказывает огромное влияние на формирование личности ребёнка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие её проявлений, увидеть её красоту и неприглядные стороны.
Период дошкольного детства является сензитивным для развития творческого потенциала ребёнка. С учётом требований современного мира развитие творческих способностей должно стать одним из важных звеньев современного образования. Меня как педагога всегда волновал вопрос о стереотипности детского рисунка. Работая воспитателем, я отмечала, что дети выполняют программу по изобразительной деятельности, умеют пользоваться изобразительными материалами, но в их работах нет творческого подхода.


На выставках детских работ я наблюдала совершенно одинаковые рисунки с отсутствием индивидуальности. Они повторяли образец воспитателя, как будто в мире нет разнообразия. Чтобы увести детей от стереотипного мышления я поставила перед собой несколько задач:
1) разбудить фантазию, воображение ребёнка;
2) научить пользоваться различными изобразительными средствами, нетрадиционными изобразительными техниками.
Всё это стало возможным в 2005г. при переходе нашего учреждения на художественно-эстетическое направление в работе. Мной был составлен план-программа по изобразительной деятельности «Мой пёстрый мир», которая предполагала создание условий для развития творчества дошкольников. Была открыта студия изобразительной деятельности, где имеется всё необходимое для привития любви дошкольника к изобразительному искусству, развития его творчества. Работа в данном направлении помогла мне понять, что для развития творческих способностей дошкольника нужен иной взгляд на общение с ним, отличный от традиционных рассказов и показов. Главным в развитии детского воображения считаю применение нетрадиционных технологий и техник в разных видах изобразительной деятельности.
Большие возможности для развития фантазии дают творческие задания с элементами технологии ТРИЗ:

  • задания на «дорисовку», где в соединении хаотично расставленных точек, ребёнок учится видеть какой-нибудь образ и дорисовать его;
  • игры с линией позволяют проявить фантазию и в маленькой закорючке увидеть птиц, зверей либо предмет;
  • игра «Волшебная клякса» помогает превратить обычную кляксу в фантастическое существо;
  • задания «Нарисуй настроение», «Рисую музыку», «Мои цветные сны» помогают ребёнку передать на бумаге состояние своего внутреннего мира;
  • уйти от стереотипности в изображении, например, домика, поможет творческое задание «Такие разные домишки», где детям предлагается изобразить свой дом в виде какого-нибудь объекта (грибок, яблоко, цветок, посуда и т.д.).

При проведении занятий использую элементы арт-терапии.
Дети перевоплощаются в деревья, цветы, животных. От их лица рассказывают о своих чувствах, переживаниях. Этот приём позволяет ребёнку лучше прочувствовать состояние каких-то живых объектов, что в свою очередь влияет на качество передачи образов при рисовании. В таких рисунках часто можно увидеть индивидуальные черты характера ребёнка. Мальчик нарисовал себя в образе кота с растопыренными лапами, большими глазами, заявляя: «Я очень сильный, большой, меня все боятся».
Неоценимое значение для развития творчества дошкольника имеет сказка, т.к. она по своей сути наиболее близка ребёнку. На занятиях по рисованию использую свои авторские сказки: «Сказка об осеннем листочке», «Об облаках», «О чёрной кляксе», «О том, как Зима с Весной поспорили», «Ёж и зайчик», «Новогодняя история», «Ателье снежной королевы», «Страна мурлындия», «Про жар-птицу». Они расширяют представления ребёнка об окружающем мире, вызывают позитивные эмоции и желание придумать продолжение сказки. Рисунки отличаются индивидуальностью и творческим подходом в изображении.
Очень привлекают детей и нетрадиционные изобразительные техники. Дети буквально на «УРА» принимают ранее неизвестные им способы изображения одних и тех же объектов.
Возьмём тему « Растительный мир» - рисование деревьев. В каждой возрастной группе можно использовать разные техники рисования. В группе «Малыши» подходит пальчиковая живопись, где разноцветные осенние листочки дети изображают пальчиком, используя для каждого цвета другой пальчик.
С детьми старшего дошкольного возраста:

  • - восковыми мелками и оттиском мятой бумаги рисуем «Осеннее дерево»;
  • - применяя технику кляксография, изображаем «Грустное дерево»;
  • - используя технику оттиска поролоном, изображаем «Яблоню с румяными яблочками»;
  • - с помощью техники монотипия рисуем «Дерево, отражающееся в воде»;
  • - в технике цветной или чёрно-белый граттаж дети изображают «Сказочный лес».

Выполняя рисунки по теме «Цветы», кроме традиционного примакивания и тычка, использую:

  • печать ластиком при рисовании « корзинки с подснежниками»;
  • печать трафаретом, изображая « Тюльпаны»;
  • набрызг при изображении «Осеннего букета»;
  • печать матрицами при рисовании белорусского орнамента «Слуцкие пояса»;
  • рисование свёрнутой тряпочкой « Розы»;
  • оттиск картоном со сдвигом помогает передать красоту астр, васильков, одуванчиков.

Много удовольствия доставляет детям техника гравюры при изготовлении открыток, пригласительных билетов, что в свою очередь даёт простор для творчества.
Ознакомив детей с разными изобразительными техниками, добилась того, что дети самостоятельно смешивают краски, умеют получать оттенки, создают неповторимые, не похожие один на другой рисунки. Из лексикона старших дошкольников исчезла фраза «Я не умею рисовать». Свободный выбор изобразительных материалов даёт возможность оценить ребёнка, проследить какой техникой он пользуется свободно, а в применении какой ему необходима помощь.
Работа по развитию творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности проходит в тесном сотрудничестве с педагогами возрастных групп и не ограничивается стенами изостудии. В группах созданы мини-центры по развитию детского творчества. В них расположены все необходимые материалы для самостоятельной деятельности детей. Всё находится в рабочем состоянии в достаточном количестве, в удобном для детей месте.
Работы ребят используются для украшения интерьера групповых комнат и помещений нашего учреждения. Привитие эстетического вкуса, развитие умения замечать и ценить прекрасное в окружающей жизни для наших воспитанников начинается с территории детского сада, красоту которой создали коллектив сотрудников и родителей.
Исходя из вышесказанного, считаю, что изобразительная деятельность как средство развития творчества дошкольника должно входить в жизнь детей с раннего возраста.
Сведения об авторах

Алейникова Л.П.

– руководитель экологического клуба "ЭкоПРИЗ" (г.Орша)

Алексий Т.И.

– музыкальный руководитель УО "Государственный ясли-сад № 91 г.Витебска"

Батурина С.Е.

– заместитель заведующего по основной деятельности УО "Кировский государственный ясли-сад Витебского района"

Борко Е.И.

– воспитатель УО "Чашникский государственный детский ясли-сад № 7"

Василевская И.В.

– заместитель заведующего по основной деятельности УО "Толочинский государственный детский ясли-сад № 2"

Воднева Г.Д.

– методист отдела коррекционной педагогики УО "Витебский областной государственный ИПК и ПРР и СО"

Гречихо Е.В.

– методист отдела инновационного развития учреждений образования УО "Витебский областной государственный ИПК и ПРР и СО"

Данильченко О.В.

– заместитель заведующего по основной деятельности УО "Государственный ясли-сад № 99 г.Витебска"

Демещенко С.Н.

– воспитатель УО "Государственный детский сад № 2 г.Сенно"

Ерашова Г.Л.

– воспитатель УО "Чашникский государственный детский ясли-сад № 2"

Ероменок Р.П.

– директор Дошкольного центра развития ребёнка № 2 Первомайского района г.Витебска

Жук В.И.

– начальник отдела дошкольного образования УО "Витебский областной государственный ИПК и ПРР и СО"

Калинкевич А.В.

– заместитель заведующего по основной деятельности УО "Городокский государственный детский ясли-сад № 3"

Любезная Т.В.

– заместитель заведующего по основной деятельности УО "Чашникский государственный детский ясли-сад № 6"

Миронова Т.Н.

– заведующая УО "Государственный детский ясли-сад № 2 г.Миоры"

Пузанова Н.Н.

– заведующая УО "Государственный ясли-сад № 91 г.Витебска"

Сердюкова Н.А.

– методист отдела дошкольного образования УО "Витебский областной государственный ИПК и ПРР и СО"

Сесицкая Т.К.

– заместитель заведующего по основной деятельности УО "Государственный детский ясли-сад № 2 г.Докшицы"

Тарасова Н.Г.

– педагог-психолог УО "Государственный детский ясли-сад № 6 г.Лепеля"

Толпегина Т.В.

– воспитатель УО "Шумилинский государственный детский ясли-сад № 2"

Федуро Г.В.

– заместитель заведующего по основной деятельности УО "Обольский государственный ясли-сад"

Хацкевич Т.В.

– руководитель физического воспитания УО "Государственный ясли-сад № 65 г.Витебска"

Источник: "Инновационная деятельность в современном дошкольном учреждении: состояние, проблемы, перспективы" Витебск
Редакционная коллегия: В.И.Жук, Н.А.Сердюкова, С.И.Тарарышко