^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Инновационная деятельность в современном дошкольном учреждении: состояние, проблемы, перспективы

 

Механизм внедрения ТРИЗ-РТВ-педагогики
в образовательный процесс ДУ

Т.Н.Миронова

В современном обществе происходят динамичные изменения, которые характеризуются огромным количеством нововведений. Инновационные процессы являются закономерностью развития современного дошкольного образования.
В нашем дошкольном учреждении функционирует пять групп с общим количеством детей 95. Зная коллектив, его сильные и слабые стороны, мы пришли к выводу, что должны включиться в инновационную деятельность. И основания для этого были: проводя анализ речевого развития детей, мы столкнулись с тем, что речь дошкольников недостаточно развита. Стали выяснять, какие эффективные методики можно использовать, чтобы развить речь ребёнка, научить его не просто говорить, а связно излагать свои мысли, научить описывать, сочинять, рассказывать.
Знакомясь с инновационными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, пришли к выводу, что применение технологии ТРИЗ позволит достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей, потому что методы и приёмы технологии ТРИЗ и РТВ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников.
Была приобретена и изучена научно-методическая, нормативно-правовая литература. Надо было так донести свои идеи до коллектива, чтобы педагоги не только поняли, но и приняли их, захотели осуществить. Оценили инновационный потенциал педагогического коллектива с помощью тестирования педагогов, беседы с каждым сотрудником, разъяснениями преимуществ, которые даёт инновация детскому саду, конкретному члену педагогического коллектива.
Чтобы понять реакцию человека на инновацию, учитывали, что одни люди легко и быстро принимают изменения, другим надо подумать, присмотреться. В ходе первоначальных обсуждений «нужна ли нам инновация» каждый педагог открыто и честно высказывал своё мнение, звучали конкретные предложения.
В ходе дальнейшей работы изложили коллективу ясную, основанную на интересных идеях программу и план действий, чего мы достигнем и к каким результатам придём в ходе её реализации. Теперь точно знали, что программа выполнима коллективом.
Начали с того, что подали в районный отдел образования заявку на открытие инновационной площадки, составили программу, определили этапы работы.
Первый этап – организационный. Его цель: изучение теоретических основ и практического опыта работы по технологии ТРИЗ. Второй этап – этап внедрения технологии ТРИЗ в практику. Третий завершающий этап – анализ результатов работы. Теоретическая подготовка педагогов по ТРИЗ-технологии включила целевое обучение на курсах повышения квалификации в Витебском ИПК и АПО. После курсов прошли творческие отчёты педагогов для всего коллектива. Воспитатели изучили методическую литературу: С.И.Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду», А.Строунинг «Методы активизации творческого мышления», Т.А.Сидорчук «Воображаем, размышляем, творим» и др.
Прошла внутрисадовская учёба для всех педагогов: на протяжении года провели занятия семинара-практикума «Методы активизации творческого мышления». Прошло четыре занятия. Педагоги изучили основные методы ТРИЗ: мозговой штурм, морфологический анализ, синектика, метод фокальных объектов. Все эти методы способствуют развитию мышления, воображения и речи дошкольника.
Для углубления теоретических знаний воспитателей провели семинары «Содержание работы по развитию речи в разных возрастных группах», «Формирование связной речи дошкольников».
Провели консультации «Индивидуальный подход к развитию речи детей» и «Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития». Для быстрейшего продвижения идей, методов, приёмов ТРИЗ-педагогики в практику работы воспитателей организована деятельность творческой группы педагогов, членами которой разрабатывались игры, творческие задания для детей, конспекты занятий, т.е. формировался банк информации в помощь воспитателям дошкольного учреждения.
Педагогами изготовлены дидактические пособия для игр, системный оператор, кольца Луллия, морфологические дорожки. Наладили тесную связь с коллегами из других садов района, имеющих опыт работы по технологии ТРИЗ. Педагоги посещают новую форму обучения – мастер-класс воспитателя яслей-сада №3 г.Миоры по ТРИЗ-технологии, где перенимают опыт практической работы, консультируются, что положительно сказывается на их работе. Составили картотеку методической литературы по технологии ТРИЗ, сделали подборку игровых заданий, используемых в работе по развитию речи в каждой возрастной группе.
Интересно прошла деловая игра «Справочное бюро» для воспитателей. Они показали знания методики развития речи и программных требований по данному разделу.
Запомнился педагогам ТРИЗ-КВН. Его целью было практическое освоение идеи и концепции технологии ТРИЗ. Выполнение творческих заданий способствовало раскрепощению личности, активизации творческих способностей воспитателей.
Поддерживаем тесную связь с педагогами средней школы №1 г.Миоры в работе по преемственности. На базе нашего сада прошёл семинар на тему «Развитие связной речи в детском саду и школе». В работе семинара активное участие приняли воспитатели нашего детского сада и учителя начальных классов.
Большую работу провели с родителями: родительские собрания, индивидуальные консультации, дни открытых дверей, посещение занятий. В настоящее время инновационные идеи находят поддержку у родителей воспитанников: с их помощью приобретена литература, магнитный мольберт для занятий.
Педагоги поверили, что достижение поставленных перед ними целей ведёт к получению значимого для них результата.
В своей работе руководствовались:
- системностью в работе с педкадрами по развитию их профессиональных навыков и умений;
- постоянным анализом успехов и достижений педагогов в работе;
- созданием творческой атмосферы, установлением добрых, открытых отношений;
- проведением открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности, где каждый высказывал собственную точку зрения, но решения принимались коллегиально.
За два года внедрения образовательной технологии ТРИЗ можно отметить ряд положительных результатов:
- произошло сплочение педагогического коллектива, педагоги заинтересованы в нововведениях, повышается их профессиональное мастерство;
- дети на занятиях стали раскрепощённее, не бояться ответить неправильно;
- обогащается словарный запас детей и развивается речь;
- занятия способствуют расширению кругозора детей, обогащают их воображение, развивают логическое мышление, приобщают к простейшим исследованиям.

Развитие творческих способностей детей
по «Игровой продуктивной технологии» Л.С. Ходонович

Н.Н.Пузанова, Т.И.Алексий

Ясли-сад № 91 г.Витебска занимается по игровой продуктивной технологии музыкально-творческого развития дошкольников Л.С.Ходонович с 2004-2005 учебного года. Погружение в технологию началось с посещения в апреле 2004 года авторских курсов «Музыкальная игра – путь приобщения дошкольников к музыкальному творчеству» в учреждении образования «Академия последипломного образования». Для повышения качества овладения технологией была приобретена методическая литература, учебно-методические пособия для педагога, ребенка и фонохрестоматия, разработанные и предложенные автором.
Работа по данной технологии начинается с проведения диагностики по предложенной автором методике. Диагностику эмоционально-личностного развития музыкально-творческих проявлений детей с 5- 6 лет проводили ежегодно: 2 среза – сентябрь и май. 2004, 2005 и 2006 учебные годы проводили с использованием дидактической игры «Приключения веселых музыкантов. В 2007 г. использовали МСИК «В цирке», предложенные автором. Диагностический игровой комплекс «В цирке» вызвал эмоциональный подъем у детей, личностные ассоциации и как результат – массовое проявление творческих импровизаций танцевальных, песенных, инструментальных. Первый раз за 3 года работы по технологии на начало учебного года по результатам диагностики установлены следующие уровни музыкально-творческого развития детей:
Низкий Средний Высокий
40% 40% 20%


2004 -2005 учебный год

Уровни развития и показатели

 

Н

С

Д

В

1 срез (сентябрь)
2 срез (май)

71,43
-

28,57
3

-
59,2

-
37,8

2005 – 2006 учебный год

1 срез (сентябрь)
2 срез (май)

41,8
-

52,94
41,1

5,88
6

-
52,9

2006 – 2007 учебный год

1 срез (сентябрь)
2 срез (май)

57,9
-

42,1
42,1

-
15,7

-
42,2

Анализ проведенных диагностик выявил получение гарантированного качественного результата. Выбранная автором технологии методика проведения социометрии позволила получить наиболее полную картину личностной самооценки каждого ребенка, что позволило выстроить сугубо индивидуальную коррекционную работу с каждым ребенком, исходя из его творческих проявлений. К концу учебного года у всех детей группы наблюдалось положительное эмоциональное состояние, которое позволило каждому ребенку стать субъектом в педагогическом процессе, повысить личностную самооценку, свой статус в группе. Все это способствовало массовому проявлению музыкально-творческих способностей детей группы, гарантировало 100% выполнение государственного стандарта «Дошкольное образование. Готовность к школе».
Метод тройного моделирования творческого продукта направлен на развитие музыкальной композиции импровизации:
1-ое моделирование от сжатой (мотив, фраза) до развернутой синтетической или однородной композиции, т.е. на начальном этапе развития музыкально-сюжетно-игрового комплекса индивидуальный творческий продукт ребенка имеет сжатую музыкальную композицию.
Во 2-м моделировании этот вид продукта с однородной композиции-импровизации переходит в развернутую синтетическую композицию-импровизацию песенно-инструментального или песенно-танцевального жанра, как индивидуального, так и в подгруппе сверстников.
В 3-м моделировании это уже коллективный творческий продукт с композицией определенного жанра (мини-опера, мини-балет и т.п.).
Метод тройного моделирования процесса музыкально-творческого развития дошкольников направлен на моделирование игры-занятия в музыкально-игровой комплекс и в сюжетную композицию того или иного жанра. Представленная в технологии система сюжетно-музыкально-дидактических игр и музыкально-сюжетно-игровых комплексов включает 3 серии игр. За эти годы работы по технологии были использованы в воспитательно-образовательном процессе следующие: І серия – это игры и игровые комплексы, раскрывающие выразительные особенности музыкального языка, вызывающие у ребенка положительное отношение к музыкальному искусству, детской музыкальной деятельности, играм данного вида, установлению особо доверительных взаимоотношений между педагогом и ребенком. Это СМДИ «Певец-попугай», «Чудесный молоточек», «Собери друзей», «Подскажи голосок», «Ежик», «Чижик», МСИК «Плыви, кораблик».
Во ІІ серию вошли музыкально-сюжетно-игровые комплексы, ориентирующие на накопление ярких музыкально-образных впечатлений, нового опыта музыкального исполнительства, способов творческого самовыражения, общения изменяющие позицию ребенка из «ведомого» на «ведущего» и в позитивном отношении личность в целом. Это МСИК «Новые приключения Буратино». Из ІІІ серии МСИК нами пройдены «Кура-Златопюра», «Коцiк i Пеўнiк», «Доктор Айболит» - это музыкальные сюжетно-игровые комплексы, на основе которых возможны стимулирование и развитие разных видов самостоятельного музыкального творчества у детей, гармонизация их самооценки, эмоционального состояния межличностных отношений в группе сверстников. Музыкальный репертуар ІІІ серии игровых комплексов отличается от предыдущих серий усложненным содержанием, в котором акцентируется внимание на «сквозное» развитие музыкально-игрового образа. Музыкальное воздействие вызвало у детей глубокое эмоциональное сопереживание музыкально-игровому образу, перевоплощение в него, побуждало дошкольников к индивидуальному творчеству, к композиционному, целостному построению музыкальных импровизаций. И благодаря этим музыкально-творческим импровизациям наших воспитанников, идущие от внутреннего мироощущения, только им присущих чувств, образов, способствовали появлению в нашем дошкольном учреждении разного коллективного творческого продукта детей: мини-балета «Три чуда», мини-оперы «Доктор Айболит», мини-мюзикла «Коцiк i Пеўнiк»
Работа по данной технологии показала ее актуальность.
1. Только данная технология дает музыкальному руководителю ощутить радость от своего труда. Это горящие интересом глаза детей, умение слушать и слышать музыкального руководителя и их многообразие музыкально-творческих импровизаций радуют педагога.
2. На занятиях отпадают вопросы дисциплины, формируются внимание и внутренняя потребность ребенка участвовать в процессе.
3. Именно данная технология позволяет на практике осуществить воспитание музыкально-творческих способностей ребенка на позициях сотворчества, содружества взрослого и ребенка.
4. Позволяет сохранить здоровье воспитанников, уменьшая нагрузку при подготовке утренника, организуя воспитательный процесс через игру, давая ребенку право выбора.
5. Предложенная автором диагностика эмоционально-личностных проявлений ребенка позволяет увидеть каждого ребенка.
6. Качественно и в полном объеме разработан инновационный педагогический инструментарий, что создает хорошую базу для работы по технологии.
Индивидуальные тетради ежегодно обновляются. В этом году – «Падарожжа ў свет музыкi» создает условия для проявления творческой активности ребенка, способствует созданию единого воспитательно-образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи, включая родителей в образовательный процесс.