^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Инновационная деятельность в современном дошкольном учреждении: состояние, проблемы, перспективы

Развитие творческого мышления и речи детей
через ТРИЗ – РТВ-технологию

Т.К.Сесицкая

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ОТСМ-ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям – развитию речи, мышления и воображения. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.
Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.
Именно методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. При этом у ребят формируется умение работать по моделям, они позволяют ему организовывать собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития мышления, воображения и речи педагог может судить по речевому продукту, который создает ребенок.
Чтобы повысить уровень выразительности речи дошкольников, педагоги нашего дошкольного учреждения начинают свою работу с обучения созданию сравнений с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
В младшем дошкольном возрасте педагоги отрабатывают модель составления сравнений по признаку цвета, формы, звука, вкуса… Воспитатель учит детей выделять признаки объектов и сравнивать их с признаками других, составляя сравнения по какому-то признаку. Педагог, показывая картинку, спрашивает.
- Что это? (огурец).
- Какой огурец по цвету? (зеленый).
- Что еще бывает такого же цвета? (травка, яблоко, елка, кузнечик, листок…).
- Послушайте, какое предложение я составила про огурец: «Огурец по цвету такой же, как елочка». Именно повторы позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее. Постепенно тренинги усложняются: на пятом году жизни не произносится признак, а оставляется только его значение.
Воспитатель, показывая картинку, спрашивает:
- Что это? (репка). Какая репка по цвету? (желтая).
- Что еще бывает такого же желтого- цвета? (лимон, серединка у ромашки, солнышко, бабочка-лимонница…)
- Какое сравнение можно составить о репке? (Репка желтая, как лимон) В сравнениях усиливается характеристика второго объекта (репка желтая, такая же, как спелый лимон).
В старшем возрасте по заданному воспитателем признаку дети учатся самостоятельно делать сравнения. Воспитатель показывает картинку с изображением елочки. Педагог просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме…) Ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.
Елочки по цвету зеленая, как травка.
Развитию творческой речевой деятельности детей, обучению образной речи способствуют тренинговые занятия в художественной мастерской. Когда из-под кисти «маленького художника» рождаются чудесные рисунки «Овощного короля», «Цветочной принцессы», «Фруктового принца»…
- Голова по форме какая? (круглая.)
- Какие овощи бывают такой же формы? (репка, тыква, помидор, лук…)
- Какое сравнение у нас получилось? (голова круглая, как репка.)
Воспитатель:
- Что это? (глаза), какие они по цвету? (синие).
- Какие цветы бывают такого же синего цвета? (незабудки, васильки, анютины глазки…)
И у нас получилось следующее сравнение (глаза синие, как васильки.)
Так постепенно совместными усилиями мы достигаем желаемых результатов в обучении наших воспитанников выразительности речи, развитию творческой речевой деятельности.
Параллельно с обучением составлению сравнений нашими педагогами проводилась работа по составлению загадок. Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.
Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Наши педагоги в своей работе используют модели составления загадок. Дети получают радость от речевого творчества. Обучение детей составлению загадок мы пробуем с детьми с 3,5 лет. Однако, в этом возрасте это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослыми. В группе «Почемучки» 4-5 лет дети более активно подбирают сравнения объектов по заданным их признакам, сочиняя загадки. Так составляя сравнения по двум и более признакам, мы учим детей умению понимать сравнения, побуждаем их к составлению загадок по модели «какой -что такое же». Старшие дети не только сочиняют самостоятельно в подгруппе, паре или индивидуально, но и выбирают модели сочинения загадки.
Результатом, при проведении занятия на тему «Предметы, облегчающие труд человека в быту», явились следующие загадки;

  • Светло-зеленый, как трава.

Гудящий, как пчела.
Овальный, как кабачок. (Пылесос).
Далее педагог просит детей дать образные характеристики объектов, выбранных для сравнения. После заполнения второй таблички справа воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не».

  • Светло-зеленый, как весенняя трава.

Гудящий, как летящая пчела.
Овальный, но не толстый кабачок. (Пылесос).
Работа с моделью 2 проходит аналогично работе с первой моделью. После проведения наблюдения с детьми на прогулке за птицами (галка). У нас получилась вот такая загадка:
Ходит, но не человек.
Летает, но не самолет.
Каркает, но не ворона. (Галка).
Умение составлять загадки пригодилось нашим воспитанникам при участии в экологическом проекте «Дерево года». «Деревом года» была выбрана ель - лесная красавица, украшающая участок ДУ. И эти чудесные строки загадки о ней:

  • Зеленая, как трава.

Мохнатая, как медведь.
Колючая, но не кактус. (Ель).
С целью развития словесного творчества одаренных детей в практике работы мы используем лимерики. Как правило, это стихотворение состоит из 5 строк. Лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет воспитатель. Такие занятия мы начинаем с детьми 4–5 лет. Из вышеизложенной рифмовки с добавлением последующих у нас получился лимерик:
Жил-был снегирек,
Красный, как огонек.
К нам в детский сад прилетал
И зернышки на кормушке клевал.
Вот как мы заботимся о птичках.
В процессе составления стихов у детей не только развивается словесное творчество, они учатся делать выводы, мораль, заботиться о своем здоровье, своих близких, «пернатых друзьях».
Жила-была прозрачная сосулька.
Была она твердая, как пулька.
Подошел к ней мальчик и сбил,
И себе он в рот положил.
А потом мальчик заболел
В 2007 году для нас и нашего города-юбиляра была знаменательная дата – 600 лет со дня его основания. Она нашла отражение в наших занятиях с воспитанниками по развитию речи, словесного творчества:
1. Жил-был городишко.
И был он для всех уютным домишком.
-Дети и взрослые дружно в нем жили
-И дружбою этой они дорожили.
Вот какой наш город.

  • Жил-был город.

Был он не стар и не молод.
С деревьями и птичками всегда дружил
И дружбою этой он дорожил.
Вот какой наш любимый город.
Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы. Поддерживая это стремление, наши педагоги используют в своей работе обучение составлению творческих рассказов по картине, которое проходит несколько этапов.
После рассматривания картины в группе «Фантазеры» «Птицы зимой» –появились новые загадки и лимерики о зимующих птицах; зимних явлениях.

  • Разноцветная, но не радуга.

Летает, но не бабочка.
Пушистая, но не елочка. (Синица)
2.Жило-было ветвистое дерево
Весной и летом было оно зелено.
Но когда оно с зимой подружилось,
Наше дерево от листочков освободилось,
Чтоб веточки под снегом не сломались.
Почитайте, расскажите нам, пожалуйста, сказку. Эту фразу мы слышим часто от своих воспитанников. Современными программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрена работа с текстами сказочного содержания. Дети испытывают огромный интерес к сочинению сказок. Для того, чтобы научить ребенка составлять сказку, не нарушая его индивидуальных способностей, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст.
В нашем ДУ педагоги используют в работе с детьми составление сказок с помощью метода каталога. Наработан и оформлен опыт работы с детьми по составлению таких сказок: «Сказка про добрый сон, который попал в беду», «Волшебный дом», «Жила-была коробка», «Хвостик и его друзья», «Солнечный дождик». Все эти произведения вошли в большую книгу «Сказки».
ОТСМ–ТРИЗ-педагогика формирует определенный способ мышления и обеспечивают развитие творческого воображения и совершенствования, формирует мыслительные процессы, что необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе.