^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Инновационная деятельность в современном дошкольном учреждении: состояние, проблемы, перспективы

Опыт организации образовательного процесса,
ориентированного на ребенка, в педагогической системе М.Монтессори

Г.Л.Ерашова

«Было бы чудесно, – писала М.Монтессори, – если бы всякое знание входило в нас таким естественным путем, не требующим больших усилий, чем те, которые мы тратим, чтобы дышать и есть».

Система М.Монтессори является системой свободного воспитания, поэтому воспитание и обучение организуется в специфических формах:

  • Свободная деятельность детей.
  • «Круги» или «работа на Монтессори-линии».
  • Уроки тишины.
  • Презентация материалов.
  • Работа над проектом.

Свободную работу в нашей группе мы организуем после «работы на Монтессори-линии». Каждый из детей разновозрастной группы выбирает самостоятельно, по совету друга или с помощью воспитателя определенный материал, с которым будет упражняться. Сначала ребенок готовит рабочее место: за столом, на ковре или индивидуальном коврике, который можно расположить и в спальне, и в раздевалке (по желанию ребенка), и работает с материалом, сколько считает нужным. Иногда ребенок работает с материалом длительное время, а иногда часто меняет материал. Во время свободной деятельности ребенок не может без разрешения присоединиться к работе другого. Я в это время не вмешиваюсь в работу детей, если только меня не просят об этом, а являюсь наблюдателем за деятельностью и действиями детей, при необходимости провожу «презентацию» материалов. Ошибки детей не исправляю, методические указания не даю, чтобы не разрушить его контакт с материалом, возможностью добиться самостоятельности в постижении истины. В группе разработаны правила поведения для детей и педагога.
Одной из важных форм организации обучения детей является коллективная «работа на круге». У нас в спальне нарисована линия в форме овала размером 2х3 м. Утром и вечером проводятся ежедневно ритуальные круги. На этих кругах мы приветствуем друг друга и прощаемся, обсуждаем какая пора года, месяц, день недели, часть суток, состояние погоды и т.д., проводим психологические тренинги, уроки вежливости, даем самооценку поведения, настроения и многое другое. Широко используем «круг» для коллективной презентации материалов, а также реализуем темы с содержание обучающего материала, рекомендованного программой «Пралеска», даем информацию на определенную тему, например «Наша планета Земля», «Растения», «Животные» и др.
Большую роль М.Монтессори уделяла упражнениям в полном молчании и тишине. В обстановке тишины дети могут упражнять свою волю. Такие упражнения мы проводим в разных позах (сидя, лежа на ковре, стоя, при ходьбе на линии, сидя на коленях, по-турецки и т.д.). Провожу такие упражнения:

  • вслушиваемся в тишину, определяем и называем внутренние и внешние шумы (шум воды из крана, шаги помощника воспитателя, чириканье попугая, шум ветра, дождя и т.д.);
  • прослушивание классической музыки, звуков природы в записи.

Также используем визуальные упражнения: рассматривание игрушки, картины; песочные часы и т.д. Проводим простейшие упражнения в тишине: ношение стула, открывание и закрывание дверей и т.д.
Для того, чтобы маленький ребенок мог свободно и самостоятельно пользоваться разнообразными дидактическими материалами, мы показываем ребенку способы действия с ними. Основным приемом презентации является использование ясных, четких движений рук и сопровождение речи. Презентации даем коллективно и индивидуально.
Большое внимание уделяем работе над проектом. Проектом в Монтессори-педагогике принято называть тему, вокруг которой организуются все виды детской активности: проведение опытов, экскурсии, конструирование, рисование, лепка, труд, чтение и т.д. В течение года мы планируем и реализуем не менее 9 проектов, например «Овощи и фрукты», «Растения», «Вода и её свойства», «Мая Радзіма – Беларусь» и т.д. Обучение детей в нашей группе реализуется по следующим разделам:

  •  
    • упражнения в практической жизни, к которой относятся упражнения по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой труд, упражнения на развитие мелкой моторики пальцев и рук;
    • сенсорное развитие (развитие чувств слуха, зрения, тактичности, обоняния, цвета, формы, веса и т.д.);
    • развитие двигательной активности;
    • математика;
    • развитие речи, письма, чтения;
    • космическое воспитание, где дети получают знания по разделам:
  • Человек;
  • Растения;
  • Животные;
  • Неживая природа и т.д.

Для реализации задач по этим разделам мы создали развивающую среду.
Все помещение группы мы разбили на зоны:

  • упражнений в практической жизни;
  • сенсорную;
  • математическую;
  • чтения и письма;
  • космического воспитания;
  • ИЗО;
  • двигательной активности.

Эти зоны оснастили Монтессори-материалами и другими развивающими пособиями.
В оснащении зон материалами учли следующие требования:

  • направленность на решение одной задачи;
  • единственный экземпляр пособия;
  • наличие подсказки для самоконтроля;
  • доступное расположение;
  • эстетическое оформление.

Разновозрастной состав группы также играет свою роль в обучении детей. Старшие дети учат младших в совместной деятельности, а также младшие усваивают на примере старших знания, умения и навыки, благодаря своему «впитывающему разуму».
Опыт использования Монтессори-педагогики убедил нас в том, что каждый ребенок развиваться самостоятельно, индивидуально, в своём темпе, с учетом возможностей, данных ему Природой.