^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Инновационная деятельность в современном дошкольном учреждении: состояние, проблемы, перспективы

Возможность раннего обучения чтению
в инновационной методике Н.А.Зайцева

Н.Г.Тарасова

В настоящее время в системе дошкольного образования необходимо создание такого образовательного базиса, который способствовал бы не только оптимальному развитию ребенка с различными потенциальными возможностями физического и личностного развития, но и сохранял бы его здоровье.
На наш взгляд, успешное выполнение этой задачи может быть гарантировано использованием в педагогической практике инновационных технологий, в частности, методики обучения чтению Н.А.Зайцева.
Используя данную методику в своей практике, мы убедились, что в ней как нельзя лучше отражены все аспекты личностно ориентированной модели обучения, воспитания и развития ребенка. Развивающий смысл данной методики состоит в том, что она выстраивает весь учебный процесс на принципах «природосообразного развития ребенка, через отношения и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга». Абстрактно-логическая неразвитость детского мозга компенсируется мощными импульсами, которые идут от наших органов чувств. Чем больше их задействовано в процессе восприятия учебного материала, тем быстрее ребенок развивается. К тому же вся система приемов и методов методики Н.А. Зайцева помогает ребенку усвоить материал быстро и легко. Знания даются ребенку в готовом виде, одновременно с названиями, а потом идет переход от знакомства к более глубокому познанию. Обучение к чтению идет по складам, а это значительно легче, чем по буквам и слогам. Здесь нет так называемого «слияния». Слоги даются в определенной последовательности. Они легко запоминаются с помощью пропевания, многократного повторения.
Одновременно эта методика является здоровьесберегающей. В процессе занятий усвоение материала происходит непроизвольно, в результате полного раскрепощения позы и поведения. Дети постоянно находятся в движении: бегают, прыгают, хлопают в ладоши, поют и т.д., меняется игровая ситуация, вводятся элементы соревнования, что еще больше стимулирует познавательную активность детей. Занятия проходят на высоком эмоциональном подъеме, дети испытывают радость от явных и быстрых достижений. Стойкие положительные эмоции -прекрасный фон для нормализации и активизации всех функциональных систем организма ребенка.
Таким образом, методика обучения чтению Н.А.Зайцева отвечает жизненно важным интересам организма ребенка, его потребностям, нацеленным на познание мира в игре, в движении, в радости. Она помогает обучаться чтению легко, весело и интересно.
Все вышеизложенное, а также многолетний практический опыт убедили нас в том, что данная методика может и должна быть использована в практике педагогов-дошкольников. Она не только повышает общий образовательный уровень ребенка, но и дает мощный импульс в развитии личности, о чем неоднократно свидетельствовали результаты диагностического обследования детей по готовности к школе.
Работа по данной методике в нашем ДУ ведется уже 7 лет. Первые 4 года занятия проводились только на базе групп «Фантазеры» 2 раза в неделю. Планирование занятий проходило по блокам, исходя из учебных целей и задач. Темы в целом совпадали с тематическим планированием в группах «Почемучки» и «Фантазёры». Как результат, 90% воспитанников уходили в школу, научившись читать. Проанализировав результаты работы, мы пришли к выводу о возможности использовании данной методики в среднем звене.
В 2004 - 2005 учебном году занятия по обучению чтению начались в группе «Почемучки» старшие. Были составлены учебные планы, согласно которым весь процесс обучения чтению, в соответствии с поставленными задачами, делился на 3 этапа. Задачи 1-го и 2-го этап реализовывались в среднем звене, 3-го - в старшем. Темы занятий в основном совпадали с тематическим планированием в средней и старшей возрастной группе.
Успех обучения чтению по методике Н.А.Зайцева, с нашей точки зрения, в первую очередь зависит от мастерства педагога, его творческого подхода к делу. Пробудить у ребенка желание научиться читать, заинтересовать работой с пособием, показать, что процесс обучения может проходить в игре, легко и увлекательно - таковы были задачи 1-го этапа работы педагогов по данной методике.
Следуя рекомендациям автора методики, с первого занятия детям были предъявлены все кубики. Они узнали, что кубики делятся на «железные», «деревянные», «золотые», увидели, что они бывают «маленькие» и «большие». Таким образом, незаметно, в игре, мы познакомились с классификацией звуков на «гласные» и «согласные», «звонкие» и «глухие», «твердые» и «мягкие» и закрепляли ее в дальнейшем в играх «Братишки и сестрички», «Поезд», «Классификация».
Большой популярностью у детей пользовалась игра «Башня» Ребята делились на команды. Предлагалось прочесть кубик. Из названных кубиков дети строили башни. Выигрывала та команда, чья башня была выше. С интересом дети строили «Поезд», сначала «вагончики» были кубики, затем уже слова. Они делили этот «Поезд» на «сардельки» и «сосиски» и «съедали» их, прочитав склады и слова.
С помощью кубиков мы организовываем игру «Мамины помощники» Дети «пекли торты», «варили суп», «ходили по магазинам за продуктами», складывая из кубиков необходимые слова. Очень нравились ребятам игры-путешествия «В лесу на полянке», «Во саду ли, в огороде», «Поход в зоопарк», «В гости к Айболиту»: так росла наша копилка слов, составленных из кубиков на разную тематику.
Одновременно с кубиками дети знакомились с таблицей и складовыми картинками. Каждое занятие начиналось с мини-концерта. Ребята пели по таблице «складушки» на мотив знакомых любимых, детских песен: «Улыбка», «В лесу родилась елочка», «В траве сидел кузнечик», при этом хлопая в ладоши, прыгая, приседая, и кружась. Больше всего детям нравилось быть «солистами» и «дирижерами» исполняя свои песни.
Таблица помогала нам и в чтении слов. Указкой дети прописывали слова на заданную тему. Очень любили ребята играть в «цепочку слов» Нужно было придумать и прописать по таблице слово на заданный склад, дальше придумывались слова на последний склад слов. С использованием складовых картинок организовывались игры «Что это», «Угадай-ка», «Прочитай и напечатай», «Прочитай и сложи». Дети настолько увлекались играми с карточками, что продолжали играть с ними после занятий самостоятельно Складовые картинки помогали нам в такой форме работы, как печатание. Первоначально печатали слова, затем предложения, пословицы, поговорки и стихи. Читали их вслух, заучивали наизусть. Этот прием в работе убеждал детей в том, что они умеют читать. Ребята становились уверенными в себе, стремились прочесть более сложные слова и тексты.
К группе «Фантазёры» большинство детей читали несложные слова и предложения. Так были решены задачи 2-го этапа.
На 3-м этапе, в группе «Фантазёры», необходимо было развивать навыки чтения, познакомить ребят с научной терминологией. Вместо названий «железный», «деревянный», дети стали использовать термины «звонкий» и «глухой», название «большой» и «маленький» заменили на «твердый» и «мягкий». «Золотые» кубики стали «гласными», а все остальные «согласными».
Изъясняться по-научному ребятам очень нравилось, они легко перестроились на предложенную терминологию.
Во время составления слов и предложений из кубиков, прописывания их по таблице и печатания в тетрадях, дети познакомились с правилами написания предложений. Узнали, что предложения по интонации бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. Кубики помогли нам правильно расставить знаки препинания в предложениях. Белый кубик помогал ребятам обозначить заглавную букву, ставить ударения в словах. Дети узнали, что с заглавной буквы так же пишутся имена, отчества, фамилии, клички животных, названия городов, рек и т.д.
В течение всего времени занятия проходили на высоком эмоциональном уровне. Дети вели себя раскрепощенно, сами придумывали игры. Занятия иногда длились больше положенного времени, но ребята не уставали. У них было большое желание играть «в школу» и после занятий. Во время такой игры читающий ребенок брал на себя роль учителя и обучал сверстников. К концу года все дети группы хорошо читали.
В настоящее время предъявляются достаточно высокие требования к образовательному уровню детей со стороны родителей. Все больше родителей изъявляют желание, чтобы их дети к моменту поступления в школу уже умели читать. В нашем ДУ работа по методике обучения чтению Н.А.Зайцева ведется на базе 2-х групп, к тому же обучение чтению было предложено также в качестве платной образовательной услуги на основе кружка, который посещают дети старшего дошкольного возраста.
В начале учебного года на первом родительском собрании в старшем и среднем звене педагоги знакомят родителей с используемой методикой обучения чтению. Им предлагаются индивидуальные таблицы для того, чтобы дети при желании могли позаниматься и дома. Так налаживается тесный контакт с родителями и процесс обучения чтению значительно сокращается по времени и становится более результативным.
В прошедшем 2006 - 2007 г. кружок по обучению чтению изначально посещало 16 детей. Занятия проводились 2 раза в неделю по подгруппам. За год состав кружка изменился дважды. Всего за год на базе кружка овладели навыками чтения 25 детей.
Учитывая практические результаты нашей работы, а также данные диагностических обследований по готовности к школе мы пришли к выводу, что данная методика значительно облегчает процесс овладения навыками чтения детьми дошкольного возраста, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и развивает личность в целом, сохраняя при этом его здоровье, а значит использование ее в практике педагогов - дошкольников не только возможно, но и желательно.