^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Инновационная деятельность в современном дошкольном учреждении: состояние, проблемы, перспективы

Возможность раннего обучения чтению
в инновационной методике Н.А.Зайцева посредством игры

Г.П.Федуро

Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна, потому что непосредственно связана с качеством образовательного процесса. Особенно это важно сегодня, так как работа с детьми дошкольного возраста строится на основе принципов личностно- ориентированной педагогики.
В связи с тем, что в нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется игре, нас и заинтересовала инновационная методика раннего обучения чтению Н.А.Зайцева. Работа началась 5 лет назад с создания условий для внедрения данной методики. Воспитатель посетила авторские курсы, подобрали и проработали статью журнала «Пралеска», приобрели таблицы, складовые карточки, кубики, разработали перспективный план занятий, подготовили дидактические игры, провели ряд консультаций для родителей.
Работу начали с детьми гр. «Фантазеры». Их разделили на 2 подгруппы, в которых подобрали детей близких по уровню развития. Этот состав изменялся несколько раз. Занятия проводились один раз в неделю, но к таблице и кубикам возвращались ежедневно. Следуя рекомендациям Зайцева, предъявляли детям кубики все сразу, с первых занятий складывали слова и прописывали их указкой по таблице. Писали любые слова по выбору детей. Неоднократно в течение дня пропевали склады по таблице на мотив знакомых детских песен. Повышалась активность детей, когда воспитатель использовала игры «Поезд», «Чье имя?», «Магазин», «Какое слово я задумала?» и др.
Теперь скучные занятия по грамоте превратились в любимое для детей развлечение. Дети не осознавали, что они занимаются, воспитатель с ними играла. По мере овладения детьми навыками чтения игры усложнялись.
Во второй половине учебного года воспитатель использовала плакаты с записанными стихами, поговорками, пословицами, которые заучивали на занятиях. Дети прочитывали их несколько раз в день, а те, кто еще не научился, прислушивались и запоминали. Так проходило повторение и закрепление материала. После овладения детьми навыками чтения воспитатель познакомила их с терминологией.
В результате проделанной работы к концу учебного года из 17 детей группы 12 детей свободно читали тексты детских книг, пятеро детей читали простые слова, написанные крупным шрифтом или кубиками.
Работа первого года по использованию методики Зайцева была тщательно проанализирована, отмечены трудности:
1.Ощущался дефицит пособий, складовые карточки были только по теме «Птицы», «Дикие и домашние животные». Все надо было готовить самостоятельно.
2.Недоставало литературы, в «Пралеске» недостаточно освещался опыт использования данной методики.
3.Затрудняло процесс освоения чтением знание некоторыми детьми букв.
Пришли к выводу, что несовершенно планирование, так как тема занятий по грамоте не была связана с тематикой занятий по другим видам деятельности.
Но несмотря на все трудности и ошибки, работу решено было продолжать. Более тщательно воспитатель изучила работу коллег района, пополнили пособия, разработали серию занятий для детей трехлетнего возраста, так как на смену нашим выпускникам пришли они. Никто из детей не знал букв, и в первый месяц дети играли с кубиками во 2-ой половине дня. Затем элементы методики Зайцева воспитатель включала в занятия по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим.
Например, занятие по математике: дети, играя с кубиками, одновременно выполняли задания математического характера и по методике Зайцева. Они учились выделять из множества один и много (золотой большой кубик – 1, а железных и деревянных – много), закрепляли счет, сравнивали множества методом приложения и наложения (большие и маленькие кубики), строили дорожки (длинные и короткие из кубиков) и т.д.
На занятиях по развитию речи делали разминку для язычка, то есть пропевали склады по таблице. Она занимает немного времени, но очень многое дает детям. При пропевании выявляются, а затем исправляются речевые недостатки, которые часто не обнаруживаются, ускользают от фиксации в потоке речи. Важно, что пропеваются все склады в соотношении по твердости-мягкости, звонкости-глухости. И были в группе дети, которые начали правильно произносить звуки при таком пропевании, а потом уже и в речи. Пропевая склады по таблице, обращали внимание на артикуляцию, силу голоса, темп.
Читая художественные произведения, учились писать кубиками имена героев произведений, названия сказок, стихов. Дети «играли» с любимыми героями: для петушка шли по таблице, для зайчика отгадывали, какой кубик прозвучал, катали их на поезде из кубиков, читали складовые карточки, опираясь на зрительную память и т.д.
Воспитатель стремилась не только научить детей читать, но и развить их интеллектуальные и коммуникативные способности, поэтому, используя яркие красочные игрушки, старалась заинтересовать детей, привлечь их к кубикам. Внося мягкую игрушку, просила детей показать ей кубики, рассказать, как можно с ними играть. Вместе с игрушкой выясняли, какой кубик прозвучал, какого кубика не стало, играли в игру «Компьютер».
К концу младшей группы дети научились писать имя по таблице и кубикам, названия предметов, пропевать склады, находить нужные кубики, читать складовые карточки.
Но результаты не у всех были одинаковые, поэтому готовясь к продолжению работы, прежде всего проанализировали успехи каждого ребенка, распределили детей по подгруппам и определили задачи работы на следующий год. Было разработано тематическое планирование, конспекты занятий («Страна Игралия», «В гости к бабушке Арине», «Дружба детей»), подобраны более сложные игры, увеличено количество складовых карточек («Транспорт», «Насекомые», «Перелетные птицы», «Цветы» и др.). Решено было не ограничиваться включением элементов методики в другие занятия, а проводить один раз в неделю занятие по подгруппам. Результаты работы за год были проанализированы дважды (январь, май). К концу учебного года из 17 детей 7 детей усвоили задачи на высоком уровне, 7 – на среднем и 3- на низком.
В группе «Фантазеры» обычные занятия превращались в занятия – путешествия по Беларуси, другим странам («Наша страна, наш поселок», «Путешествуем по Африке»), занятия – соревнования ( «Юные чтецы»), сюжетные ( «Сказочная страна», «Спешим на помощь к лесным обитателям») и др. На таких занятиях дети не только совершенствовали свои навыки в чтении, но одновременно шла работа по формированию нравственных черт характера ребенка. Кроме того, у детей расширялся кругозор, активизировался словарный запас , развивалась фантазия, воображение, речь.
Чаще на занятиях стали использовать загадки, и отгадки уже были не на 2 кубика, а на 3-5, скороговорки и чистоговорки. Читающим детям воспитатель предлагала карточки с текстами, которые постепенно усложнялись. Когда дети научились читать, использовали эхо-чтение. Это очень хороший способ для нерешительных, стеснительных детей. С каким удовольствием дети демонстрируют своим родителям умение читать отрывки из произведений Пушкина, Есенина, Крылова и др.
Любимым занятием детей было также разгадывание кроссвордов и ребусов. Красочно оформленный, умело поднесенный кроссворд вызывает интерес. Каждый ребенок становится как бы первооткрывателем, ему необходимо напрягать свой ум, активизировать приобретенные знания, опыт, размышлять.
Из 16 детей, ушедших в школу в этом году, 9 детей свободно читали тексты детских книг, 6 читали простые слова, писали слова по таблице и кубиками, 1 ребенок читал склады по таблице и кубиках.
Так как имелись хорошие результаты по использованию методики Зайцева, было решено обобщить опыт работы воспитателя. Педагогами изучены условия обучения детей чтению, планы работы, конспекты занятий, ознакомлены с материалами выставки дидактических игр и пособий «Учимся играя». С целью пропаганды передового педагогического опыта проведен День профессионального мастерства «Мой стиль работы».
Таким образом, можно сделать вывод, что авторская методка Н.А.Зайцева "Раннее обучение чтению" способствует гармоничному развитию детей.