^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Инновационная деятельность в современном дошкольном учреждении: состояние, проблемы, перспективы


Актуальность использования авторской методики Н.А.Зайцева
в образовательном процессе ДУ

Н.А.Сердюкова

Использование инновационных технологий в образовательном пространстве дошкольного учреждения способствует:
• профессиональному росту педагогов;
• развитию творчества, самостоятельности, познавательной активности дошкольников;
• повышению заслуженного авторитета дошкольных учреждений среди родительской общественности.
В системе дошкольного образования Витебской области из года в год расширяется число дошкольных учреждений, работающих по авторской методике Н.А.Зайцева по раннему обучению чтению детей: 2003 г. - 17 ДУ; 2004 г. - 18; 2005 г. - 32; 2006 г. – 43, 2007 г. – 40. Наибольшее количество дошкольных учреждений работает по Н.А.Зайцеву в Октябрьском (9), Первомайском г.Витебска (4), г.Орше, Толочинском, Ушачском, Поставском (по 3).
И это не случайно, ведь технология Н.А.Зайцева ставит в центр педагогического процесса ребенка, который рассматривается как субъект деятельности и общения. Ребенок посредством поисковой деятельности вместе со взрослым постигает информацию, способы деятельности и незаметно переходит к самостоятельности в пространстве неспециализированной, сенсорно обогащенной, предметной среды в свободных условиях общения, оригинальные приемы и средства обучения активируют детей, возбуждают у них познавательный интерес, связывают условия учебной среды с внутренними факторами развития личности, давая ребенку возможность действовать «в зоне ближайшего развития».
В дошкольных учреждениях № 5 г.п.Бешенковичи, № 69 Октябрьского района г.Витебска, Пальминском яслях-саду Городокского района и др. реализуются основные идеи авторской методики Н.А.Зайцева:
• становление речи детей и обучение чтению идут параллельно, помогая друг другу.
• используется складовой принцип обучения чтению;
• обучение чтению соединено с пением, а это эффективный метод в познании родного языка детьми дошкольного возраста;
• обучение чтению осуществляется через письмо;
• максимально используется наглядность, которая помогает детям прочно усваивать материал;
• осуществляется здоровьеукрепляющая и здоровьесберегающая педагогика в работе с детьми.
Из аналитических отчетов с районов следует сделать вывод, что достижения дошкольных учреждений № 32 г.Орши, Кохановского яслей-сада Толочинского района, № 4 г.п.Россоны, № 88 Первомайского района г.Витебска, № 1 г.Поставы, № 1 г.п.Ушачи, № 6 г.Лепеля и других позитивны и ощутимы. Особо стоит остановиться на эффективной деятельности ДУ № 69 Октябрьского района г. Витебска.
В дошкольном учреждении работает творческая группа по внедрению методики Н.А.Зайцева «Раннее обучение чтению детей в образовательном процессе». За опытными педагогами Моняк Т.И., Пономаревой Л.Г., Аксенчиковой С.М., Строиловой С.Ф. закреплены молодые педагоги Семкина Т.В., Коралева Г.Б. Молодым воспитателям, которые прошли курсовую подготовку при Академии последипломного образования, но у которых еще недостаточно практического опыта работы, педагоги-мастера помогают овладеть методикой Н.А.Зайцева: организовывают открытые занятия, помогают освоить методы работы с кубиками, таблицами. Творческая группа разработала свой банк игровых пособий. Изготовленные дидактические игры позволяют поддерживать интерес к процессу чтения у читающих детей. Методическая ценность этих дидактических игр заключается еще и в том, что можно их использовать и на других занятиях: познавательные, развитие речи, рисование, лепка и т. д.
Назовем некоторые:

  • «Круглый год»
  • «Помоги Буратино»
  • «Ребусы»
  • «Космическая азбука»
  • «Укрась слово»
  • «Пектисо» и др.

Налажены творческие связи со СШ №№ 4, 29, гимназией № 3, у которых есть классы, работающие по методике Н.А.Зайцева.
В дошкольном учреждении активно осуществляется деятельность по разработке индивидуальных образовательных проектов:
- «Интеграция авторской методики Н.А.Зайцева в образовательный процесс»;
- «Обучение чтению детей раннего возраста»;
- «Взаимодействие с родителями по обучению детей чтению в контексте авторской методики Н.А.Зайцева».
Практическая деятельность помогла педагогам, детям и родителям глубже осознать «зайцевскую» методику, увлечься ее, развить конструктивные и творческие способности. На сегодняшний день все пять групп работают по методике Н.А.Зайцева. Обобщен опыт работы воспитателя Моняк Т.И. «Пути и средства обучения детей чтению по авторской методике Н.А.Зайцева».
На базе ДУ №№ 69, 94 Октябрьского района г. Витебска для педагогов дошкольных учреждений данного района №№ 9, 49, 89, 21, 56, 36 работает лекционно-тренировочный клуб, целью которого является помощь педагогам в овладении фонетической теорией методики Н.А.Зайцева с использованием складового обучения чтению с помощью звучащих кубиков, таблиц, карточек и знакомства с опытом работы дошкольных учреждений.
Программа клуба включает следующее содержание деятельности:
* апробация авторской методики Н.А.Зайцева: подходов, принципов, операций, процедур, приемов, методов;
* создание предметно-игровой среды в группе;
* работа практикума «Эти волшебные кубики»;
* реклама опыта работы ДУ №№ 69, 94 по обучению чтению детей раннего и дошкольного возраста.
В 2006 году прошел конкурс среди родителей и сотрудников дошкольного учреждения «Самодельная книга для чтения». На конкурс было представлено очень много книг, которые поражали участников и гостей своей яркостью, непосредственностью и актуальностью:
* «Мир животных» (семья Тимура Кудрякова)
* «Удивительный цветок» (семья Кирилла Кондратовича)
* «Кто в домике живет» (воспитатель Михайловская С.Н.)
* «СемьЯ». Музыкальная балалайка (музыкальный руководитель Нестерова Ю.П.)
Из 21 дошкольника, идущих в этом году в школу, 3 детей поступили в гимназию № 2; 4 – поступили в гимназию № 3; 14 – поступили в СШ № 4 г.Витебска, где продолжают обучение с использованием данной методики. На базе ДУ работает консультативный центр для педагогов области по данной методике. ДУ № 69 уже много лет является площадкой передового опыта для слушателей курсов повышения квалификации нашего института. Заместитель заведующей по основной деятельности Масько Г.И. является лектором-практиком.
Творческой группой педагогов ДУ №№ 69, 94 разработано планирование в контексте авторской методики Н. А. Зайцева (у автора оно отсутствует) и готовится к изданию в редакции «Белый ветер».
На базе дошкольных учреждений № 33 г.Новополоцка, № 24 г.Полоцка, № 1 г.Поставы, № 78 Первомайского района г. Витебска, № 4 г.п.Россоны осуществляется дополнительное образование по обучению детей чтению по методике Н.А.Зайцева за счет средств родителей.
Дети, занимающиеся по данной методике, отличаются своей общительностью, легко вступают в диалог, проявляют познавательный интерес к интеллектуальной деятельности. Анализ положительных тенденций позволяет сделать вывод: авторская методика Н.А.Зайцева повышает профессиональное мастерство и инновационную культуру педагогов, приносит радость познания нашим малышам, удовлетворяет запросы родителей в развитии и обучении их детей. Данные результаты позволяют нам расширять образовательное пространство дошкольных учреждений.