^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Инновационная деятельность в современном дошкольном учреждении: состояние, проблемы, перспективы


Использование технологии проектирования
в развитии дошкольников

О.В.Данильченко

Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?
Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение. Сегодня в дошкольных учреждениях широко используются и объяснительно-иллюстративные методы обучения, и методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление; моделирование проблемных ситуаций; экспериментирование; опытно-исследовательская деятельность; решение кроссвордов, головоломок, шарад и т.д. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер.
В современной дошкольной педагогике используются интегрированные методы обучения. Особое место занимает интеграция разделов программы, т.е. их взаимопроникновение друг в друга, что способствует развитию творческих способностей детей и их коммуникативных навыков. Существует несколько вариантов интеграции, но мы используем вариант интеграции по единому проекту, в основе которого лежит определённая проблема. Именно такую интеграцию и представляет собой проектный метод.
Таким образом, основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог основное внимание обращает на вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В процессе организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста воспитатель особое внимание уделяет формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формированию умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитию желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми по разным разделам программы «Пралеска», включать в него различные методики и технологии.
Педагоги нашего дошкольного учреждения на протяжении предыдущего учебного года активно работали над использованием проектного метода в экологическом воспитании дошкольников. В основе работы детского сада по экологическому воспитанию был положен принцип биоцентрической парадигмы, что предопределяет отказ от ряда сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов. Природа не должна рассматриваться с утилитарной точки зрения. Прежде всего, воспитатели показывают детям её уникальность, красоту и универсальность (природа – среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем – объект человеческого потребления).
Прежде, чем приступить к внедрению проектного метода в деятельность дошкольного учреждения, с педагогами проводилась методическая работа по ознакомлению их с инновационной технологией: консультация «Проектный метод развивающего обучения дошкольников», семинар-практикум «Особенности использования проектного метода в дошкольном учреждении», педагогам были предложены памятки по созданию проектов.
Проекты, над которыми работали воспитатели, носили информационно-исследовательский характер. Все они были объединены в единую тему «Природа – это дом, в котором мы живём». Определяя тематику и название проектов, мы постарались охватить всё многообразие живой и неживой природы.
Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Так, за время внедрения проектного метода на территории нашего дошкольного учреждения был создан «Уголок нетронутой природы», где дети могли знакомиться с дикими животными, «Бабушкин двор», на котором можно видеть домашних животных и птиц. Кроме того, на участке организована метеолаборатория, где дети изучают явления неживой природы.
Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей. I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям (например, «Могут ли прожить друг без друга домашние животные и человек?»). В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза («Домашние животные нуждаются в человеке, как и человек нуждается в домашних животных»), которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). На этом этапе мы использовали модель «четырёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям четыре вопроса: «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы можем что-то узнать? Что узнали?»
Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические обозначения-символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребёнка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.
Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Порой предложения детей вызывают немало удивления у взрослых. Например, при создании проекта «Мир птиц и насекомых» ребята предложили помочь зимующим птицам спастись от холода, открыв чердаки домов. Чтобы уберечь от холода деревья, предлагали связать шарфики, спеть весёлую песенку. Так как дети в нашем дошкольном учреждении занимаются по методике Н.Зайцева, то поступало очень много предложений о том, чтобы спеть песенки по таблицам, сложить названия из кубиков.
Но особый интерес вызвала работа над проектами, тематика которых представлена явлениями неживой природы. Здесь было предложено провести опыты-эксперименты, чтобы увидеть воздух, узнать свойства огня, воды, состав почвы. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.
После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности. За время работы над проектами в нашем дошкольном учреждении они были обновлены и дополнены новым материалом, который дети используют в своих исследованиях.
С особым интересом работали дети над проектом «Чистый воздух нужен всем». Провели ряд экспериментов, сделали самостоятельно, с небольшой помощью воспитателя, заключения о том, что воздух есть везде, он необходим человеку. Все высказывания воспитатель зафиксировал. Кроме схематической фиксации использовалась также фотосъёмка. Результаты работы оформлены в интересный альбом.
Работая над проектом «Огонь, почва и вода – наши верные друзья», дети, изучив совместно с воспитателем состав почвы, изготовили несколько наглядных моделей. Создавались альбомы на разные темы в соответствии с тематикой проектов: «Почему чихали деревья?», «Им необходима наша помощь», «Таинственный космос», «Сад - огород», «Моё любимое животное» и т.д.
Для того, чтобы найти ответы на поставленные вопросы, дети ходили в поход на реку Витьба, были организованы экскурсии в парк, на луг, на огород. Такие мероприятия способствуют реализации принципа открытости дошкольного учреждения. Выход за пределы дошкольного учреждения не с родителями, а самостоятельно, в кругу друзей, в качестве исследователя, наблюдателя, способствует социальному развитию ребёнка, более тесному приобщению его к окружающему миру, помогает успешной социальной адаптации в дальнейшем.
Говоря о принципе открытости дошкольного учреждения, следует отметить и активное участие родителей в работе над проектами. Они с удовольствием помогали детям и воспитателям открывать новое, неизведанное. Проявляя свои творческие способности, родители рисовали альбомы, газеты по теме проектов, придумывали песенки, стихотворения. К сожалению, на данном этапе не удалось добиться взаимодействия в системе «Родители – воспитатели - дети». Но в будущем мы планируем проводить совместные походы, экскурсии, игры-эксперименты по тематике проектов, приглашать родителей для проведения интересных встреч и бесед.
Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.
Подводя итоги работы над проектом, воспитатели задумались над тем, как можно изменить организацию деятельности детей; как индивидуализировать используемые формы работы для каждого ребёнка; как включать в реализацию проекта детей с особыми потребностями; какие новые формы работы можно организовать в будущем. Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования, педагогическому коллективу нашего дошкольного учреждения необходимо было решить ряд проблем:

  • низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;
  • нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;
  • недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов;
  • низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.

Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для нашего дошкольного учреждения и апробировалась нами только в течение одного учебного года, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.
Дети, участвующие в проектной деятельности:

  • проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
  • самостоятельны и гибки в принятии решений;
  • сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
  • осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
  • способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
  • воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:

  • проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
  • обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
  • осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
  • реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:

  • наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
  • получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
  • смогли реализовать свои творческие способности.

Для совершенствования работы по использованию технологии проектирования в деятельности нашего дошкольного учреждения запланированы следующие мероприятия:

  • проведение серии креативных игр «Проектный метод в дошкольном учреждении», которые будут организованы на протяжении всего учебного года. Основной задачей этих игр является не только ознакомление педагогов с инновационной технологией. В ходе данных встреч будут проводиться игры-тренинги, креативные игры, способствующие развитию творческого воображения, гибкого мышления воспитателей, умения находить нестандартные решения проблемных ситуаций;
  • создание в детском саду аудио- и видеотеки, где ребята смогут самостоятельно найти интересующую их информацию. Цель данной работы – расширение возможностей детей для проявления их активности и самостоятельности в познании окружающего мира;
  • организация игры-развлечения для родителей «Творим, изменяем, экспериментируем…». Цель данного мероприятия - повышение мотивации родителей на сотрудничество с педагогами детского сада.

Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу всего воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс.