^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Инновационная деятельность в современном дошкольном учреждении: состояние, проблемы, перспективы

Материалы областной научно-практической конференции 8–9 ноября 2007 г.

Инновационная деятельность в системе дошкольного образования Витебской области: состояние, проблемы, перспективы

В.И.Жук

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования и относятся к таким изменениям в работе учреждения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления его сотрудников, вносит в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Однако не всё новое прогрессивно. Прогрессивно только то, что эффективно, вне зависимости от того, когда возникло. Новое считается более эффективным, чем старое, если его применение позволяет получить более высокие результаты оптимальным путём. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Инновационная деятельность в образовании имеет свои особенности. Первая особенность заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги. Если этого не учитывать, то из педагогической инновации выпадает всё собственно образовательное, вся гуманистическая составляющая инновационной деятельности. Второй отличительной особенностью педагогической инновации является необходимость системного охвата возможно большего числа педагогических проблем. Условием, определяющим эффективность педагогической инновации, является исследовательская деятельность педагогов, которые, решая проблемы частной методики, задаются общими вопросами и начинают по-новому переосмысливать существующие дидактические принципы. Применительно к сфере образования инновацией можно считать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового содержания, метода, формы организации образовательного процесса либо в новом подходе к оказанию социальных услуг в области образования на основе реальных запросов родителей, т.е. новых форм дошкольного образования.
На основании Инструкции об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь на базе дошкольного учреждения №39 Октябрьского района г.Витебска с 2003 года проводится республиканский эксперимент по апробации модели содержания и форм духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на православных традициях белорусского народа. На базе дошкольных учреждений №12 г.Орша и №72 Октябрьского района г.Витебска созданы республиканские инновационные площадки: «Внедрение инновационной технологии развития устной речи дошкольников» и «Внедрение авторской программы «Этносад». Десять дошкольных учреждений включены в инновационную деятельность на областном уровне: Апробация авторской программы «Этносад» – 2 дошкольных учреждения, экологическое воспитание средствами познавательно-практической деятельности –5 дошкольных учреждений, апробация новой модели «Семейный детский сад» – 1 дошкольное учреждение, экономическое воспитание дошкольников – 1 дошкольное учреждение, инновационные технологии развития речи дошкольников – 1 дошкольное учреждение. Консультативную помощь по организации и содержанию инновационной деятельности оказывают сотрудники отдела инновационного развития учреждений образования, отдела дошкольного образования, а также сотрудники кафедр ИПК.
Лидирующие позиции среди инноваций занимают:

  • ОТСМ-ТРИЗ-педагогика –72группы;
  • Методика обучения чтению и счёту Н.А.Зайцева – 40 групп;
  • Технологии отечественных авторов – 331группа, из них:

-технология Житко И.В. – 91;
-технология Старжинской Н.С. – 72;
-технология Петрикевич А.А. –66;
-технология Глазыриной Л.Д –61;
-технология Ходанович Л.С. – 41.
Для сравнения приведём данные о количественном росте дошкольных групп по годам, в которых внедряются современные системы, технологии и методики обучения и развития дошкольников. На 01.10.2007 года в Витебской области апробируются и внедряются в практику работы инновации в 609 группах, что на 212 групп больше по сравнению с 2006 годом. Из них: 30 дошкольных учреждений внедряют творческие модели и проекты, 490-инновационные образовательные модели, технологии, методики. Два-три года назад мы говорили о единичных случаях новых форм дошкольного образования. В 2005 году их было всего 23, в 2006 году-35, сегодня их число увеличилось в 2,5 раза – 89, из них:

  • семейные детские сады – 4 (Толочинский, Верхнедвинский районы и г.Полоцк-2);
  • сезонные, игровые площадки – 26, из них 18 - в Витебском районе;
  • группы кратковременного пребывания детей – 40, из них 20 - в г.Новополоцке;
  • группы выходного дня – 19, из них 10 групп в г.Полоцке, 7 и 2 соответственно - в Витебском и Сенненском районах.

Возникает закономерный вопрос: в остальных регионах нет необходимости в группах выходного дня, группах кратковременного пребывания детей, игровых площадках? Полностью не реализуется процесс достижения стратегической цели дошкольного образования по расширению многофункциональной сети дошкольных учреждений в Бешенковичском, Браславском, Глубокском, Дубровинском, Оршанском, Поставском, Ушачском, Чашникском районах, Первомайском районе г.Витебска и в г.Орша.
Вместе с тем, анализ банка данных по инновационной деятельности по состоянию на 01.10.2007 года показал, что в некоторых дошкольных учреждениях внедряются две и более инновации, что, естественно, не способствует эффективности инновационной деятельности, а в конечном счёте – повышению качества дошкольного образования. Иногда инновационные площадки открываются без соответствующей научно-методической подготовки педагога (специальных курсов), без соблюдения стадий внедрения инноваций, по личному желанию педагога или администрации, а то и вообще по установке вышестоящей организации без учёта реальных возможностей и готовности его участников к данной деятельности.
Успешная организация и реализация инновационного процесса зависит от педагогического коллектива, от осознания ими инновационной идеи, так как в условиях инновационного режима идёт активный процесс личностного самоопределения педагога, происходят изменения в характере взаимоотношений между сотрудниками дошкольного учреждения. Этот процесс достаточно длительный и сам по себе он не может произойти. Необходима целенаправленная работа всех методических структур по вертикали: ИПК – УМК – ДУ, основные функции которых:

  • теоретическая и практическая подготовка педагогов к инновационной деятельности;
  • методическая помощь в разработке инновационных и экспериментальных проектов;
  • информационно-аналитическая деятельность о состоянии инновационной деятельности в системе дошкольного образования региона;
  • издательская деятельность, которая поможет реализовать потребность педагогов в информированности по вопросам инновационной деятельности;
  • выявление, изучение, обобщение, распространение ППО инновационной деятельности.

Приоритетными задачами всех названных структур в организации и обеспечении качества инновационной и экспериментальной деятельности являются:

  • формирование инновационной среды в дошкольном учреждении через создание системы информационно-методического обеспечения и практического внедрения перспективных направлений дошкольного образования в педагогическую практику;
  • создание условий для овладения педагогами дошкольных учреждений здоровьесберегающими технологиями и механизмом их внедрения.

Эти и другие функции и задачи реализуются в работе с кадрами в курсовой и межкурсовой периоды. С 2003 по 2007 год по инновационной деятельности организованы занятия для 18 учебных групп. Количество педагогов, повысивших свою квалификацию, составило 831 человек.
На всех базовых курсах воспитателей дошкольных учреждений в предметно-методическом блоке выделена вариативная (по выбору слушателей) часть: «Инновационные педагогические системы обучения и развития дошкольников», в неё вошли следующие инновации: «Образовательная модель «Первый шаг», «Монтессори-педагогика», ОТСМ-ТРИЗ-педагогика, методика Н.А.Зайцева, инновационные технологии отечественных авторов.
Целенаправленная работа с педагогическими кадрами ведётся и в межкурсовой период. Было проведено два областных клуба «Проблемы. Поиски. Находки», посвящённых проблемам инновационной деятельности, проведены четыре мастер-класса на базе Шумилинского, Лепельского районов, Октябрьского района г.Витебска и г.Новополоцка. В 2006, 2007 годах велась экспериментальная работа на базе Кировского детского яслей-сада по проблеме «Создание здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей системы в условиях сельского детского сада». Материалы этой работы будут обобщены в декабре текущего года. Проведён 4-х этапный областной семинар для руководителей дошкольных учреждений, работающих в инновационном режиме, участниками которого был 31 человек из 24 регионов нашей области.
Ведущим направлением в деятельности отдела является реализация информационно-аналитической функции, которая осуществляется через создание информационного банка данных об инновациях и нововведениях в системе дошкольного образования Витебской области. Созданный банк ежегодно обновляется и анализируется. Данная работа позволяет установить иерархию инноваций, значимых для дошкольных учреждений нашей области, выявляет адреса передового педагогического опыта, успехи и достижения педагогических коллективов, трудности в деятельности. На основании банка данных ведётся мониторинг, позволяющий выявить и отследить количество ДУ по районам, которые включены в инновационную деятельность. Аналитическая деятельность позволила установить, что за последние 2-3 года наметилась тенденция к увеличению количества дошкольных учреждений, работающих в инновационном режиме, в Витебском, Глубокском, Лепельском, Лиозненском, Россонском районах, Октябрьском и Первомайском районах г.Витебска, г.г.Орша, Полоцк, Новополоцк.
В 2006 году был обобщён опыт работы Лепельского отдела образования «Методическая работа с педагогическими кадрами по организации инновационной деятельности». Опыт раскрывает систему работы с педагогическими кадрами по организации и внедрению инноваций в образовательный процесс.
Несмотря на проделанную работу по созданию инновационной среды, имеется ряд проблем в её организации и содержании.

  • Многие руководители дошкольных учреждений испытывают трудности в определении понятий «экспериментальная» и «инновационная деятельность». Необходимо чётко разграничить эти понятия. Экспериментальная деятельность – это апробация или деятельность по проверке педагогической эффективности результатов научных исследований в условиях образовательного процесса. Инновационная же деятельность - это деятельность по освоению и внедрению результатов научных и научно-педагогических исследований в образовательном процессе дошкольного учреждения. Продолжительность экспериментальной или инновационной деятельности колеблется от 1 года до 5 лет и имеет свои этапы и сроки реализации.
  • Руководители дошкольных учреждений не в полной мере осознают содержание экспериментальной или инновационной работы, и зачастую созданные нововведения не имеют в своей основе новшеств.
  • Иногда дошкольные учреждения выдают желаемое за действительное, говорят об инновациях или нововведениях, при этом активно внедряя элементы инноваций. Такой подход не может оправдывать себя, так как использование определённых элементов инноваций не приносит стабильных результатов, не реализуется конечная цель инновационной деятельности в виде нового содержания, нового метода или формы организации образовательного процесса.
  • В одном дошкольном учреждении внедряются от 2-х и более инноваций. Данный подход заставляет задуматься о качестве предполагаемых результатов, управленческой организации инновационного процесса, ресурсном обеспечении инновационной деятельности.

Перспективными направлениями в работе с кадрами по организации и содержанию инновационной деятельности в регионе являются:

  • Организация работы с кадрами по изучению нормативно-правовых документов, регламентирующих инновационную и экспериментальную деятельность.
  • Проведение в 2008 году целевых курсов для заместителей заведующих по основной деятельности "Организация и содержание инновационной деятельности в дошкольном учреждении".
  • Организация работы на курсах повышения квалификации и методической помощи в межкурсовой период по разработке, экспертизе, утверждению и реализации экспериментальных и инновационных проектов.
  • Создание и организация работы клуба педагогических встреч для специалистов системы образования, работающих в инновационном режиме.
  • Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта по организации, содержанию и внедрению инноваций в образовательный процесс дошкольного учреждения.
  • Усовершенствование взаимодействия ИПК – УМК – ДУ по созданию целостной территориальной инновационной системы в условиях вариативности и многоуровневости дошкольного образования.