^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Педагогическое обследование

 Цель педагогического обследования - выявление фонда знаний и спгособов деятельности, а также их соответствие возрасту и ступени обучения.
Разделение психологического и педагогического обследования в условиях ПМПК достаточно условно, поскольку педагог-дефектрлог в консультации выполняет не свою первоначальную функцию обучения и воспитания детей, а определяет уровень имеющихся знаний, умений, навыков с точки зрения оценки психического развития ребенка.
Педагогическое обследование предваряет сбор анамнестических сведений, в которых уточняются данное о психическом развитии ребенка, выясняются сроки появления и характер выполнения социальных умений и навыков: опрятности, самообслуживания, бытового труда, усвоение общепринятых норм поведения в коллективе и семье, усвоение учебно- воспитательных программ дошкольных и школьных учреждений, развитие игровой, изобразительной, конструктивной деятельности в дошкольном возрасте, степень готовности к школьному обучению, характеристика учебной деятельности и обучаемости ребенка.

Схема определения стиля педагогического общения.

Схема определения стиля педагогического общения.

Авторитар Демократ Либерал

1. Разделение функций между воспитателем и детьми.

Выполняет руководящие, организаторские функции, а дети-только исполнители. Такой характер отношений Ш.А. Амонашвили назвал императивным обучением: Учитель объясняет, рассказывает, показывает, доказывает, требует, проверяет и оценивает. Дети обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать.Воспитатель не замечает, что несамостоятельность детей, безынициативность - следствие его авторитарных тенденций к гиперопеке.

Оптимальное разделение функций между собой и детьми. Оптимальное - это значит учитывающее особенности возраста детей

Уходит от руководства детским коллективом. Для него характерны безынициативность. недостаточно развитая ответственность в выполнении своих функций. В связи с этим пускает дела на самотек. Переоценивает возможности детей.

2. Соотношение требовательности и уважения к личности ребенка.

Недостает уважения и доверия к личности растущего человека. Живет по принципу: "Доверяй, но проверяй", а это лишает доверие его сути, т.е.превращает в недоверие.

Максимум требований к детям и максимум уважения к ним.

Выполнение своих требований не проверяет. Если воспитатель узнает, что его требования не выполнены, то на выполнении больше не настаивает, т.е. требовательности у него явно не достает.

3. Соотношение прямых и обратных связей с детьми.

Такой воспитатель ориентирован на доминирование, "дирижирование", командование во всех ситуациях педагогического общения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Желания детей для него мало значат. Явно преобладает формальный подход к обучению и воспитанию.

Испытывает явную потребность в обратной связи от детей о том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности.

Находится полностью во власти желаний детей, постоянно пытается их учесть, но это не всегда удается, В связи с этим часто ситуативен, непоследователен в принимаемых решениях и действиях. Недостаточно решителен в трудных ситуациях.

4. Учет межличностных отношений, сложившихся в коллективе детей.

При организации работы в группе не учитывает и не изучает отношения между детьми. Для него отношения симпатии-антипатии между детьми не имеют никакого значения. Вследствии этого нередко непроизвольно усиливает отношения напряженности, неприязни между отдельными детьми.

При организации работы учитывает и изучает межличностные взаимоотношения. Использование знаний о симпатиях-антипатиях между детьми считает важным условием успешной работы в группе.

Учитывает взаимоотношения в группе. В обсуждении проблем, кто с кем хочет сидеть, работать, часто уходит далеко от сути работы.

5. Отношение к своим ошибкам.

Не любит и не умеет признавать свои ошибки. Услышать от авторитара: "Извините, я был неправ" почти невероятно. В любом случае он пытается "спустить дело на тормозах", замаскировать допущенные ошибки.

Умеет признавать допущенные ошибки, несмотря на то.что это трудно.

Не боится признавать свои ошибки,не придает этому особого значения. Но допускает их очень часто и авторитет его в глазах детей и коллег быстро падает.

6. Количество и качество воспитательных воздействий.

Большое количество воспитательных воздействий при их однообразии: "Иванов,не крутись!", "Иванов, сколько можно повторять?, "Иванов, не вертись!", "Иванов, положи руки на место!"

Количество воспитательных воздействий меньше и они разнообразнее.

Количество воспитательных воздействий ситуативно. Разнообразию значения не придает.

7. Соотношение дисциплинирующих и организующих воздействий.

Дисциплинирующие воздействия преобладают над организущими.

Организующие воздействия преобладают над дисциплинирующими.

Организующим воздействиям значения не придает, количество дисциплинирующих воздействий ситуативно (в зависимости от настроения).

8. Соотношение позитивных и негативных оценок.

Воспитатель этого типа низко оценивает возможности и - способности детей. В его оценочных высказываниях преобладают замечания , порицания. Причем "нынешним "детям, как правило, приписывается большая ленность, непослушность, беспомощность и бездарность, чем "прежним".

Положительные оценки преобладают над отрицательными. Относится к личности ребенка, как к самостоятельной ценности.

Ситуативен в высказываниях в адрес детей. Если он в хорошем настроении у него преобладают положительные оценки, если в плохом настроении - преобладают негативные оценки.

9. Наличие или отсутствие склонности к косвенным средствам воздействия.

Не испытывает склонности к использованию косвенных средств воздействия на детей. Считает более правильным прямое и публичное указание ребенку на его ошибки, просчеты, недостатки в поведении.

Явно выражена склонность к косвенным средствам воздействия на ребенка. Полагает более плодотворным разговор с ребенком наедине. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом.

Не обращает внимание на необходимость использования косвенных замечаний и порицаний.

10. Характер педагогических установок.

Характерны жесткие педагогические установки: наличие "любимчиков", гордости группы, способных, с одной стороны, нелюбимых, "тупых", "бездарных" - с другой, и безликая масса, "серость" - с третьей стороны.

Динамические педагогические установки.

Непоследователен в своих установках, они ситуативны и зависят от его настроения. Мнение о себе такого воспитателя дети чаще всего не ценят.

Педагогическое общение.

педагогическое общение

Под педагогическим общением понимают систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического ребёнка микроклимата в группе дошкольного учреждения.
Одной из функций общения является установление общности у людьми. Установлению общности способствует знакообмен, который позволяет выделять "своих" среди всех прочих. И если тот, кто отмалчивается, да ещё отворачивается от людей, тем самым подаёт им (хочет он этого или нет) знак, который читается следующим образом: "Я вам не свой, вы мне не свои".