^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Тренинг "Повышение внутренних ресурсов"

Тренинг «Повышение внутренних ресурсов»
МАЛАХОВА Н.Г., АНТОНЕНКОВА О.В., БАБАХОВА М.Л.,
педагоги-психологи;
КАРАЛАШВИЛИ Е.А.,
руководитель медико-психолого-педагогической службы
И каждый час,и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота,
Кусочек сердца отдавать кому-то,
Такая уж у нас с тобой работа..
. Гимн воспитателей


Каждое утро мы спешим на работу, где нас ждут дети, встречи с родителями, коллеги. Здесь мы общаемся, дружим, совместно создаем что-то новое — у нас настоящий коллектив.


А что такое коллектив? Мы привыкли называть коллективом группу людей, работающих в одном учреждении.
Однако коллектив — сложный изменяющийся организм, центром которого является совместная социально значимая деятельность (именно, социально значимая, имеющая общую важную цель). Права и обязанности в коллективе распределяются объективно, вся группа принимает на себя ответственность за результаты совместной деятельности.,
Коллектив в нашем детском саду особенный. Каждый педагог — личность творческая, эмоциональная. Все имеют свои увлечения, привязанности и, конечно, свое мнение. От того, насколько талантлив и мудр педагог, во многом зависит будущее тех, кто завтра станет водить поезда, лечить людей, управлять страной. Профессия уникальная и сложная.
В каждого воспитанника мы вкладываем частицу своего сердца, своей любви, своей мудрости. Ко всем надо найти особый подход, помочь сделать первые шаги в обще нии друг с другом, познавательной и творческой деятельности. И с родителями порой бывает сложно — у каждого своя система воспитания, но если они видят, что его ребенка искренне любят, исчезает барьер недоверия и все начинает получаться. Часто не остается времени и сил на свою семью, на своих детей. Но несмотря ни на что, каждый день, переступая порог родного учреждения, нужно выглядеть нарядно и красиво, быть мастерицей на все руки, снова танцевать, петь, познавать мир вместе со своими воспитанниками.
Любая профессия предъявляет человеку требования, под которые вынуждена подстраиваться психика — требования личностного порядка, а не только профессионального. В процессе любой деятельности возникает усталость, происходит накопление отрицательных эмоций. Наша профессия сложна еще и тем, что педагог находится в постоянном интенсивном и тесном общении с большим количеством людей, в эмоционально нагруженной атмосфере. Педагоги больше других подвержены синдрому «эмоционального сгорания» оттого, что находятся в каждодневном психическом напряжении; к этому добавляется чувство неудовлетворенности своей профессией из-за низкой оплаты труда, снижения престижности работы. Коллективы в детских садах, как правило, женские, а у женщин в большей степени, чем у мужчин, развивается эмоциональное истощение. Сотрудникам со стажем, разрядами и наградами также часто не удается избежать тяжелого эмоционального состояния апатии и усталости. Определить степень эмоционального напряжения можно по 12 признакам, выявленным исследователем Е. Малером:

  • истощение, усталость;
  • психосоматические осложнения;
  • бессонница;
  • негативные установки по отношению к детям, родителям;
  • негативные установки по отношению к своей работе;
  • пренебрежение исполнением своих обязанностей;
  • увеличение объема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
  • уменьшение аппетита или переедание;
  • негативная самооценка;
  • усиление агрессивности (раздражительность, гнев);
  • усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
  • чувство вины.

Если вам знакомы эти симптомы, будьте внимательнее к себе. Мы предлагаем несколько способов эмоциональной разгрузки, используемых в нашем учреждении. Надеемся, что наш опыт поможет вам сохранить себя!

И помните, если хотите продлить свой профессиональный путь, необходимо всеми возможными средствами расширять сферу своей деятельности, не сводя ее к профессиональным ценностям, — спорт, турпоходы, экскурсии, спектакли и т.п. Чем больше различаются между собой обычное, «житейское», и «рабочее» состояния, тем длиннее путь профессионального развития.

Пример тренинга на повышение внутренних ресурсов
* * *

  • Медицинская диагностика —

измерение АД и пульсометрия (проводят старшая медсестра детского сада, медсестра бассейна и медсестра по массажу) и тест на стрессоустойчивость (проводят педагоги-психологи).
Оборудование: тонометры, секундомеры, таблицы для результатов измерений, индивидуальные тестовые листы, калькулятор, ручки.

  • Вступление на тему тренинга (проводит педагог-психолог).
  • «Путешествие по кругу»

Все участники тренинга распределяются по четырем направлениям («сторонам света») и «путешествуют» по кругу, переходя из одного места в другое, затем можно остановить свой выбор на каком- либо одном месте:
а) «Массажная полянка» — массаж кистей и стоп.
Оборудование: массажные коврики (30 шт.), су-джок (15 шт.), сухие бассейны.
б) «Остров Злости» — битье красными подушками или по спортивным боксерским грушам.
Оборудование: боксерские груши, боксерские перчатки, красные подушки.
в) «Арт-терапия» — создание коллективного рисунка — рисование гуашью пальцами рук (без кисточки) или подручным материалом.
Оборудование: влажные салфетки, целлофан на пол, три мольберта, рулон бумаги, скотч, гуашь; зубная паста в плоской посуде, поролон, старые зубные щетки, ветошь, газеты и пр.
г) «Мячи» — контактные уп ражнения на больших резино вых мячах.
Оборудование: большие резиновые мячи.

  • Коллективное упражнение «Бумага».

Раскатываются рулоны бумаги; участникам тренинга предлагается оторвать себе достаточно длинный кусок, смять его, разорвать, а потом всем вместе потоптать эти куски под барабанный бой, в конце можно станцевать восточный танец (танец живота).
Оборудование: рулоны бумаги, пакеты для мусора.

  • Коллективное упражнение «Смотрю, слышу, чувствую запах и вкус».

В центре стоит круглый столик, на котором находится красивая ваза с водой. Звучит спокойная музыка, участники капают в воду масло (пихты или сосны), опускают плавающую свечу, затем предлагаются чай и шоколад.
Оборудование: круглый столик, ваза с водой, масло пихты, сосны, плавающие свечи, спички, напитки (чай), шоколад, одноразовая посуда, влажные салфетки'

  • Упражнение на релаксацию «На берегу моря».

Выполняется на полу под спокойную музыку .

Итоговая медицинская диагностика (вновь измеряется АД и пульсометрия).

Источник: журнал "Воспитатель ДОУ", 2007г №1