^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Программа социально-психологического тренинга для педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений

Программа социально-психологического тренинга для педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений
Елизаров А.Н.
Данная программа рассчитана на следующие цели:
1/ развитие индивидуальной компетентности в общении /умение понимать других людей, давать им обратную связь, сотрудничать в условиях групповой деятельности/;
2/ развитие личностных качеств, необходимых практическому психологу /аутентичность, открытость собственному опыту, высокий уровень самопознания, сильная открытая идентичность, толерантность к неопределенности, стремление к глубине межличностных отношений/;
3/формирование активной и творческой профессионально-личностной позиции /желания и умения решать наболевшие проблемы в сфере образования/.

Упражнение 1.
Ведущий обращается к участникам: "Уважаемые коллеги! Одной из основных задач нашей работы является профилактика детских неврозов. Вы знаете, что в современных условиях одним из основных источников детских неврозов является семья, отсюда высок наш интерес к условиям, способствующим или препятствующим развитию личности в семье. Недостатком работы практического психолога является то, что в поле его зрения чаще всего попадают неблагополучные семьи. Слишком мало сведений о том, как протекает жизнь в благополучных семьях.
Сейчас нам предстоит познакомиться для дальнейшей рабо­ты. Я предлагаю Вам осуществить это в следующей форме:
пусть каждый выберет себе партнера, который ему менее всего знаком. Попробуйте в парах пообщаться друг с другом. Пусть каждый из Вас выяснит у своего партнера все, что его интересует о семье, в которой он рос. Если Ваш партнер уже создал свою собственную семью, расспросите все и о ней. Ваша цель - предоставить группе интересный рассказ о Вашем партнере и его семье. С моей точки зрения, мы все здесь хорошо развитые и социализированные люди, и мне интересно было бы побольше узнать о семьях, в которых выросли ли люди, и о тех семьях, которые они создали сами, повзрослев.
Это должно обогатить нас сведениями относительно условий, способствующих или препятствующих развитию личности в семье".
Далее члены группы разбиваются на пары и по очереди задают друг другу вопросы относительно личности и семей друг друга. Затем каждый представляет группе партнера и его семью. Члены группы имеют право задавать волнующие их вопросы относительно субъекта, которого представляют, представляющему и самому субъекту. Субъект имеет право уклониться от ответа на вопрос.
Упражнение помогает участникам увидеть себя в социальном контексте и сравнить свое положение с положением других.
Упражнение 2.
Ведущий обращается к участникам: "Уважаемые коллеги! Предметом нашей работы являются дети. Многие из нас, кроме того, уже воспитывают своих собственных детей, многим это еще предстоит. Для того чтобы процесс развития
ребенка проходил успешно, необходимо чтобы человек, осуществляющий воспитание, имел четкое представление о том, какие качества он бы хотел видеть в своем воспитаннике, а также о тех способах, средствах, которые он будет использовать в воспитательном процессе. Все Вы имеете значительную подготовку в плане общественных требований к воспитательному процессу в учреждениях образования. Но я сейчас хочу спросить о Вашем личностном видении, которое, как я полагаю, более объективно и мобильно, более отражает потребности актуальной ситуации нашей жизни. Какие бы качества личности Вы бы хотели воспитать у Вашего собственного ребенка (уже существующего или пока еще не появившегося на свет)? Какие воспитательные цели Вы уже оставите перед собой или поставили бы в своей семье? Какие способы, средства воспитания кажутся Вам для этого наиболее адекватными? Если Вы уже имеете свою собственную семью, как решался или решается в ней вопрос согласования ожиданий супругов по этим вопросам?
Я попрошу Вас немного подумать об этом и по очереди высказать Ваше мнение группе".
После высказывания мнений возможна групповая дискуссия по выдвигавшейся теме.
Упражнение способствует развитию рефлексивного отноше­ния к воспитательно-образовательной деятельности.

Упражнение 3.
Участникам группы предлагается закрыть глаза, рас­слабиться и представить, что поздно ночью они проходят по маленькой улочке мимо старого, заброшенного магазина. Его окна грязные, но если заглянуть, то можно заметить какой-то предмет. Участникам группы предлагается тщательно его рас­смотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагается во­образить себя этим предметом и, говоря от первого лица, опи­сать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета (см. Психотерапевтическая энциклопедия, 1999,с.82). Если состояние участника вызывает негативные эмоции, можно спросить, что могло бы способствовать разрешению си­туации. Таким образом, можно выйти на другие, в том числе и на ролевые игры, адекватные ситуации участника.
Участникам группы предлагается по очереди рассказывать о своих переживаниях. После проработки одного случая переходят к другому.
Упражнение помогает наладить в группе работу с актуаль­ными проблемами участников, помогает участникам лучше понять друг друга, делает их близкими друг другу людьми.
Упражнение 4.
Ведущий группы предлагает участникам поиграть в игру "Мудрец" (см. Осипова, 2000, с.384). Руководитель группы предлагает закрыть всем глаза, представить зеленый луг и старое развесистое дерево. Под деревом сидит седовласый мудрец, готовый ответить на любой Ваш вопрос. Подойдите к нему, задайте вопрос и внимательно выслушайте ответ. Задавать вопрос и выслушивать ответ можно несколько раз. После этого откройте глаза и поделитесь фантазией с группой. Постарайтесь не утаивать и не искажать смысл вопросов и ответов.
После ответа одного из участников группы иногда требу­ется повторить условия упражнения для другого участника, чтобы он смог снова включиться в ситуацию.
Упражнение ориентирует участников на активизацию вну­тренних ресурсов для решения актуальных проблем, помогает участникам группы оценить свое положение в мировоззренческом социальном континууме.
Упражнение 5.
В основе этого и следующего упражнения лежит методика, предложенная Р.В. Овчаровой (2000, с.405-407). Ведущий
рассказывает участникам группы следующую историю: «Однажды в зоопарк привезли белого медведя, однако обширный вольер с бассейном был еще не готов. Пришлось поместить зверя в маленькую тесную клетку - всего шесть шагов в длину. За три недели, проведенные в клетке, медведь привык передвигаться лишь на эти шесть шагов. Прошло время. Медведя переместили в новый большой вольер, но он продолжал двигаться в привычном замкнутом пространстве: шесть шагов туда и шесть шагов обратно. Есть основания полагать, что если бы его вновь выпустили на волю, то он бы не изменил свое поведение, к которому привык в клетке». Далее ведущий ставит перед участниками группы вопросы:
Что мешает медведю выйти за рамки воображаемой клетки? Бывают ли такие ситуации в жизни людей, которых Вы знаете? В чем заключается их "клетка"?
Излагаемые участниками группы ситуации ведущий классифицирует по следующим группам: 1) жизненные цели, устремления; 2)средства, с помощью которых человек добивается достижения своих целей; 3)представления людей о себе, других людях, мире; 4) неконструктивные способы поведения, общения.
Причинами всех четырех групп проблем ведущий объявляет мифы, которыми мы все в той или иной степени заражены. Участники группы во главе с ведущим создают классификацию мифов.
На следующем этапе работы участникам предлагается раз­работать опровержение того или иного мифа, конкретную стратегию опровержения того или иного мифа в глазах человека, им зараженного. Далее участникам предлагается выступать со своими опровержениями, стратегиями помощи конкретному человеку. Они должны выдвинуть некоторую новую идею взамен старого мифа. После выступления каждого участника группе предлагается ответить на два вопроса:
1) Какой из аргументов-разоблачений показался Вам наибо­лее убедительным?
2) Согласны ли Вы, что идея, выдвинутая оратором взамен мифа, действительно перспективная?
Если на два вопроса даются удовлетворительные ответы, то миф считается опровергнутым. Выдвинутые идеи в процессе тренинга могут более конкретизироваться.
Упражнение создает благоприятные возможности для развития у участников группы внутреннего локуса контроля, преодоления выученной беспомощности, развертывания процессов, связанных с подачей и приемом обратной связи внутри группы.
Упражнение 6.
Та же самая ситуация используется для преодоления де­структивных стереотипов, имеющихся в сфере деятельности дошкольного образовательного учреждения. Выясняются следующие вопросы: Какие стереотипы, подобные поведению медведя, существуют в сфере работников дошкольного образования? Какие привычные и правильные с виду устои вызывают сомнение и несогласие? Какие правила мешают работать, творчески относиться к своим обязанностям, проявлять свои возможности в полную силу? Выявленные стереотипы классифицируются по следующим рубрикам:
1. Содержание образования (что реально стремимся воспитать развить в детях).
2. Методики образования (как и какими средствами достига­ются поставленные цели).
3. Назначение и место в процессе образования воспитателя дошкольного учреждения.
4. Взаимоотношения воспитателя со всеми участниками образовательного процесса.
Итогом работы может стать программа переустройства образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Упражнение 7.
Данное упражнение направлено на анализ фазовой структуры обсуждения какого-либо вопроса (см. Жуков, Петровская, Растянников, 1991, с.26-27).
Из участников группы формируется малая группа числен­ностью 5-7 человек. Говорится, что надо исходить из предпо­ложения, что им предстоит создать районную психологическую службу образования, необходимо решить, кто будет руководителем, какова будет стратегия работы службы.
После того как будет принято окончательное решение, уместно спросить каждого из членов группы, насколько полно его это решение удовлетворяет. Второй вопрос может касаться того, как менялось его отношение к проблеме и к предложен­ным решениям по ходу дискуссии. Далее необходимо обратить внимание участников на фазы процесса принятия решения: ориентировка в проблеме (в том числе и в различиях желаний партнеров), выдвижение решений и выбор наиболее удовлетворительного. Если эти фазы четко не разделять, то решение от этого страдает. Качественный этап в развитии группы начинается тогда, когда один из ее членов берет на себя функции лидера-организатора и стремится к тому, чтобы выделить фазы в процессе группового обсуждения. Феномен
лидерства в группе исследуется с помощью вопросов: "Кто был лидером?" и "Почему Вы так думаете?" Выделяются несколько типов лидера: лидер-организатор, лидер мнений, эмоциональный лидер (удачно угадывает и выражает словесно эмоциональные реакции членов группы).
Упражнение повышает компетентность участников в групповом общении, подводит их к осознанию необходимости упорядочения общения в процессе группового принятия решения.
Упражнение 8.
Участникам группы с помощью цветных карандашей или фломастеров на одном листе предлагается нарисовать три рисунка: мое прошлое, мое настоящее и мое будущее. Рисунки выполняются анонимно. После завершения работы ведущий собирает рисунки и перемешивает их. Далее каждому участнику выдается не его рисунок. Предлагается подумать, что человек хотел отобразить на этом рисунке. Далее каждый из участников* рассказывает группе, что, по его мнению, хотел изобразить автор рисунка, и демонстрирует рисунок окружающим. Остальные члены группы вглядываются в рисунок и пытаются изложить свою версию изображенного. После этого автору рисунка предоставляется возможность "открыть" себя группе и донести до группы оригинальную вер­сию рисунка. При желании автор может остаться неизвестным. Так по кругу каждый участник группы выступает с рисунком и излагает свою версию.
Ведущему следует активно стимулировать процесс интерпретации, в частности, излагая свои версии, стимулировать на это окружающих.
Данное упражнение способствует интенсификации процессов подачи-приема обратной связи в группе, создает высокий эмоциональный настрой у членов группы, способствует формированию позитивной мотивации, связанной с будущим. Темы для рисунка могут быть разными, например: семья, учеба и т.д.
Данное упражнение не должно быть "скомканным", лучше недоразобрать часть рисунков, чем формально отнестись к анализу каждого. По времени при наличии большого количества участников группы на него уходит несколько часов.
На заключительном этапе работы участники пишут сочине­ние на одной страничке на тему: "Что я узнал о себе в процессе занятий?" Сочинение пишется анонимно. Далее ведущий собирает эти листочки, перемешивает их и раздает обратно участникам. Каждый из участников должен зачитать лученный листок. Эта процедура способствует развитию послегрупповой рефлексии по поводу того, что происходило в группе.
При работе по этой программе важно стремиться более к глубине анализа, чем к широте охвата, творчески подходить к процессу построения занятий. Упражнения должны послужить новой для появления незапланированных ситуаций, анализ которых делает тренинг уникальным и особенно эффективным. Поэтому временные рамки в данной программе приводятся.

Литература:
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: [ебное пособие для студентов вузов и практических работников. М.: \. "Сфера", 2000. 448 с.
Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов зов. -М: ТЦ "Сфера", 2000. 512 с.
Психотерапевтическая энциклопедия / Под общ. редакцией Ц. Карвасарского. -СПб.Литер Ком. 1999. 752 с.
Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и звитие компетентности в общении. М.: Изд-во Моск. ун-та,1991.96 с.