^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Элементы здоровьесберегающих технологий в эмоциональном благополучии детей

Мастер-класс
для старших воспитателей и психологов ДОУ «Элементы здоровьесберегающих технологий в эмоциональном благополучии детей»

Орлова Т. А.- педагог - психолог МАДОУ №30
Габдрахманова А.Д. - педагог - психолог МАДОУ №17
Александрова И.В. - педагог - психолог МДОБУ №3
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.
Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста. Образовательный процесс в ДОУ должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильно-положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение, показателями чего являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.
В последние годы большое внимание уделяют предшкольному обучению. Но при этом стала прослеживаться тенденция, при которой приоритет отдается интеллектуальному развитию ребенка, тогда как развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. В результате нарушается гармония развития личности
Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии.
Современные дети не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Цели работы по эмоциональному благополучию дошкольников: создание эмоционального комфорта и психологическая профилактика негативных эмоциональных состояний.
В связи с этим формируются следующие задачи:
- помогать ребенку поверить в свои силы;
- предотвратить возможность возникновения у детей социальной дезадаптации;
- формировать позитивное отношение к сверстникам;
- учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства;
- способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными. творческими. физическими).
- научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей;
- совершенствовать способность управлять своими эмоциями (обучить приемам эмоциональной регуляции).
Направления работы с детьми, а так же элементы здоровьесберегающих технологий в этих направлениях:
Игротерапия - метод воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра способствует созданию близких отношений между участниками, снимает напряженность, тревожность и стресс, страх, агрессию в поведении повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения. Цели игротерапии - установление эмоционального контакта, преодоление негативных эмоциональных переживаний и освобождение от них, стимулируют к общению со взрослыми и сверстниками.
Арттерапия - терапия искусством. Основная цель: дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, проработать мысли и чувства, развить чувство внутреннего самоконтроля, развить художественные способности и повысить самооценку. Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, способности осознавать свои ощущения и чувства. В работе используются краски, глина, клей, мел. Арттерапия используется как в групповой, так и индивидуальной форме.
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях…
Танцевальная терапия. Цель: развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое.
Проективный рисунок.
Рисование - творческий акт, позволяющий ощутить и понять самого себя, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эм-патию, быть самим собой. Может использоваться как в индивидуальной форме, так и групповой. Используется элементы технологий:
свободное рисование (каждый рисует, что хочет),
• коммуникативное рисование (группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, пара рисует совместно),
• совместное рисование (несколько человек или вся группа вместе, молча рисуют на одном листе),
• дополнительное рисование (рисунок посылается по кругу - один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя).
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающими. Приемы работы со сказкой: анализ сказок, рассказывание сказок, переписывание, постановка сказок с помощью кукол, сочинение сказок.
Различают 3 группы детей, имеющих наиболее типичные трудности развития эмоциональной сферы:
Вид: (разделить педагогов на 3 группы, лист ватмана, маркеры). Задание - перечислить признаки агрессивного, гиперактивного, тревожного ребенка.
Признаки проявления агрессии:
Агрессивные дети.
Внешние проявления агрессии:
- импульсивный;
- шумный, крикливый;
- часто ругается, спорит (громко);
- игнорирует правила и нормы поведения (часто сваливает вину на других);
- разбрасывает вещи, все ломает;
- никого не слушает, мешает окружающим;
- не терпит телесных прикосновений;
- отсутствует эмпатия.
По психологическим характеристикам:
- использует агрессию, как средство внимания;
- стремится к лидерству;
- физическая агрессия (без жестокости);
- подавляет и подчиняет других;
- отсутствует эмпатия;
- стремление к амбициозности;
- стремление к положительной оценке через агрессивное поведение. По социальному статусу:
- дерется, угрожает, мучает;
- драчливые действия с жестокостью и хладнокровностью;
- в своих действиях не раскаиваются, не чувствуют свою вину;
- мстительные, злопамятные;
- тематика игр однообразно-агрессивна;
- отсутствует эмпатия.
(Педагоги перечисляют признаки, при необходимости - дополнение)

Игры на коррекцию агрессивного поведения.
Задачи:
♦ развитие умения понимать состояния другого человека;
♦ развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
♦ обучение ауторелаксации;
♦ обучение способам снятия напряжения;
♦ развитие навыков общения;
♦ формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

Игра «Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи»
(подвижная игра игротерапия)
Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание»
«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.
Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

Упражнение «Джаз тела»
(музыкотерапия, танцевальная терапия - телесно-ориентированный элемент)
Материал: Кассета с записью джазовой композиции, контурное изображение человека на отдельных листах, цветные карандаши, ножницы, клей, лист ватмана.
Проведение: Включается музыка. Мы будем выполнять под музыку ритмические движения. Сначала только поворачивать голову в разные стороны (направо и налево) в разном ритме. Теперь двигаются только плечи, то вместе. То попеременно, то вниз.
То назад, то вверх, то вниз. Далее - движение рук. Потом бедер и ног. А теперь постепенно прибавляем движения по порядку: голова +1 плечи + руки + бедра + ноги.
Танцуем, свободно передвигаясь по всему ковру. Музыка прекратилась. Все легли на ковер - слушаем тишину. Прислушиваемся к своему дыханию, оно становится спокойнее. Послушаем свое сердцебиение, как оно становится тише. Представляем себе, как выглядит спокойный человек.
Признаки гиперактивных детей:
излишне говорлив;
чрезмерно подвижен, суетлив;
не понимает чувств и переживаний других;
имеет низкую самооценку;
часто ругается с взрослыми, дерется;
создает конфликтные ситуации;
сваливает вину на других;
часто спорит с взрослыми;
теряет контроль над собой;
отказывается выполнять просьбы;
импульсивен;
самокритичен;
не может адекватно оценить свое поведение;
имеет мускульное напряжение;
опасается вступать в новую деятельность;
задает много вопросов, но редко дожидается ответов;
робко здоровается;
толкает, ломает, рушит все кругом;
чувствует себя беспомощным;
завистлив, мстителен, раздражителен;
легко отвлекается;
винит других в своих ошибках;
имеет низкий уровень эмпатии;
Педагоги перечисляют признаки, при необходимости - дополнение.
Источник: Сборник материалов по итогам недели психологии (дошкольные образовательные учреждения), Нефтекамск, 2012