^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Программа тренинговых занятий по оптимизации межличностных отношений

Программа тренинговых занятий по оптимизации межличностных отношений

Занятие 1
Цель: укрепление психологического здоровья воспитанников, снятие состояния закрытости от контактов, стимулирование интереса и положительного отношения к членам группы, развитие эмоций, навыков вербального и невербального общения, сплочение группы.

Структура занятия


І. Вводная часть

  • Игра "Приветствие". Дети, стоя в кругу, передают мяч друг другу и говорят слова приветствия с комментариями. Например: "Доброе утро, Ирочка! У тебя сегодня красивый бантик".
  • Игра "Клубочек". Дети садятся в круг. Ведущий (вначале педагог, затем ребёнок), держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задаёт любой интересующий его вопрос участнику игры: "Как тебя зовут?", "Хочешь ли со мной дружить?", "Что ты любишь?", "Чего ты боишься?" и т.д. Участник игры, к которому обратились, ловит клубок, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем передаёт клуюок следующему участнику со своим вопросом. В конце игры клубок возвращается ведущему.

ІІ. Основная часть

  • Эмоциональный этюд «Кто пришёл?» – идентификация эмоций удовольствия, радости от встречи с другом, печали, страдания от расставания.
  • Игра «Где мы были, что мы делали?». Группа делится пополам: «дети» загадывают загадки, а «дедушка и внучата» – их отгадывают. Посередине комнаты проводится черта, за которую не имеют права заходить дедушка и внучата. Дети, подобрав загадку, заходят за черту и здороваются.
    • Здравствуй, дедушка, сто лет, и внучатам всем привет!
    • Здравствуйте, детишки, – отвечают дедушка и внучата. – Вы гуляли иль играли, иль читали книжки? Где вы были? Что делали?
    • Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем!

Дети показывают с помощью действий и жестов, что они делали. Если дедушка с детьми отгадали правильно, то группы меняются ролями. Если не отгадали, то дети убегают за черту и придумывают новую загадку.

  • Игра «Доброе животное». Дети берутся за руки в кругу. Ведущий тихо говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе! Вдох – все делают шаг вперёд. Выдох – все делают шаг назад. Затем вдох – два шага вперёд, выдох – два шага назад. «Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад. Мы все берём дыхание и стук сердца этого доброго животного себе».
  • Игра «Ссора». Дети становятся парами спиной друг к другу и «ссорятся» – притопывают ногами, машут сжатыми кулаками перед грудью, на лице – эмоция злости. На слова ведущего «Мирись, мирись, , мирись, и больше не дерись!» – ребята поворачиваются лицом друг к другу, берутся за руки, обнимаются, улыбаются, обнимаются. Играем три раза подряд.
  • Игра «Старенькая бабушка». На полу рисуем две полосы – «улицу». Выбираем несколько пар «бабушек – дедушек» и «внучек – внуков», остальные дети будут изображать движение машин – бегать туда-сюда по улице. Внучки и внуки должны помочь бабушкам и дедушкам перейти улицу. Дети меняются ролями.

ІІІ. Закючительная часть.

  • Рефлексия. Что особенно понравилось на занятии? Что нового вы узнали?
  • Прощание. Игра "Добрые пожелания" – сказать на прощание добрые слова друг другу.

Занятие 2
Цель: развивать умение слушать собеседника; содействовать дальнейшему развитию разных видов общения детей; формировать умение применять социально одобряемые, приемлемые способы урегулирования конфликтов, стимулирование тактильных контактов.

Структура занятия
І. Вводная часть.

  • Этюд «Здравствуй, носик!». Дети становятся в круг и приветствуют друг друга разными частями тела, лица: носиками, щёчками, ушками, локтями, коленками и др. Поздороваться нужно с соседом слева и справа.
  • Игра «Прикосновение». Один из участников игры садится с закрытыми глазами в центре круга на стул. Трое ребят по очереди подходят к нему и дотрагиваются до рук сидящего. Тот должен назвать имя каждого, кто до него дотронулся.

ІІ. Основная часть

  • Игра "Волшебный мешочек". Уточнить у ребят, что такое эмоции, какие они бывают. Предложить сложить все отрицательные эмоции в один волшебный мешочек, чтобы они не мешали нашему общению, и превратить их в положительные эмоции, а для этого – изобразить эти эмоции на лице, в жестах и движениях.
  • Игра "Два барана". Игроки делятся на пары. Широко расставив ноги, склонив вперёд туловище, на слова "Рано-рано два барана повстречались на мосту!" – упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся, тот проиграл. Можно издавать звуки "бе-бе-бе". Воспитатель следит, чтобы бараны не разбили себе лбы. В конце игры спросить: "Дети, что вы чувствовали, когда были в игре баранами? Хотелось бы вам быть похожими на них? Почему?"
  • Игра "Кто успел, тот и сел". По кругу ставятся стулья спинкой внутрь. Под музыку дети двигаются по кругу возле стульев. Пос сигналу ведущего дети должны быстро сесть на стул. Оставшийся без стула выбывает из игры, лишний стул убирается. В конце игры спросить: "Что вы чувствовали, когда двигались по кругу, когда оставались без стула? Почему?"
  • Игра "Детский футбол". Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Взрослый – судья. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол. Взрослый следит за соблюдением правил: нельзя пускать в ход руки и ноги, если нет подушки. Нарушители удаляются с поля.
  • Игра "Живые куклы". Дети делятся на пары. Одни – "куклы", другие – "дети". Воспитатель говорит: "Давайте представим, что ваши куклы оживают. Кукла будет что-то просить, а её хозяин должен выполнить её просьбы, заботиться о ней". Вначале педагог предлагает понарошку помыть кукле руки, покормить её. Детей надо предупредить, что педагог выполняет всекапризы куклы и заставляет её делать то, что она не хочет. Затем дети меняются ролями.
  • Игра «Черепахи». Дети встают по одну сторону ковра. Педагог стоит на другой стороне ковра. По его команде дети должны двигаться к нему. Их задача – идти как можно медленнее, не сталкиваясь. Побеждает тот, кто пришёл последним. Стоять на одном месте нельзя. Повторить 2-3 раза.

ІІІ. Заключительная часть.

  • Игра «Найдите друг друга». Дети стоят в кругу. Ведущий говорит на ухо одной половине детей, кто кем будет (кошкой, собакой, вороной, паровозиком и т.д.). Затем все расходятся по группе, закрывают глаза и по сигналу начинают издавать звуки, соответствующие своей роли: мяукать, лаять и т.д. Те, кому не было дано название, – дети из другой половины – должны найти себе пару среди тех, кто издаёт звуки.
  • Рефлексия. Педагог спрашивает: «Понравились ли вам игры? Чему нас учат эти игры? Как можно и нужно общаться?
  • Прощание. Игра «Пожелания». Когда-то давным-давно добрые маги дарили людям пожелания, которые обязательно сбывались. Давайте и мы, как маги, подарим друг другу добрые пожелания.

Занятие 3
Цель: продолжать знакомить детей с основными способами общения (жестами, мимикой, речью), учить слушать и понимать другого, контролировать свои действия.

Структура занятия
І. Вводная часть

  • Игра «Дружба начинается с улыбки». Дети сидят в кругу, взявшись за руки, смотрят в глаза соседу. Слева, справа, напротив, дарят им молча самую добрую улыбку (по очереди).
  • Игра «Волны». Педагог говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем он предлагает всем по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре круга, волны окружают его и, поглаживая, тихо журчат – произносят нежные, ласковые слова о ребёнке.

ІІ. Основная часть.

  • Игра «Зеркало». Дети делятся на пары: «зеркало» и смотрящий в него. Смотрящий выполняет простые движения: кивает головой, изображает радость, грусть, а зеркало повторяет все жесты, мимику, движения как можно более синхронно.
  • Игра «Снежинки». Дети свободно стоят на некотором расстоянии друг от друга. Под музыку дети, широко раскинув руки, произвольно двигаются по комнате. По сигналу педагога снежинки подлетают к земле и слипаются вместе по две снежинки в одном комочке. Дети должны образовать заданное число групп. Проигрывает тот, кто оказался лишним, не успел присоединиться к «снежному комку».
  • Игра «Головомяч». Дети делятся на пары и берут мяч среднего размера, усаживаются на полу друг против друга. Затем они должны лечь на живот так, чтобы их головы зажали мяч. После этого они должны поднять мяч над головами, встать вначале на колени, а потом на ноги. Руками мяч не трогать. Уточнить у детей, что было самым сложным в этой игре? С кем было легче поднимать мяч? Что самое важное для того, чтобы мяч не упал?
  • Игра «Рыбаки и рыбки». Выбрать двух детей – рыбок. Остальные дети, взявшись за руки, образуют две шеренги – сети. Рыбки должны выбраться из сети, хотя их при этом будут задевать, руками по спине. Рыбки могут покинуть сеть только в паре. Уточнить, что ощущали рыбки, было ли приятно ползти?

ІІІ. Заключительная часть

  • Рефлексия. Каков секрет общения? (Быть внимательным к другим).
  • Прощание: жестами изобразить пожелания на прощание.

Занятие 4
Цель: развитие позитивной установки на сверстников, утверждение своего Я; развитие умения согласовывать свои действия с коллективом и подчинять себя общему плану действий; формирование умений и навыков делового сотрудничества; содействие пониманию и эмоциональному переживанию ценности вежливости, доброты, дружбы, взаимопомощи, развитие способности противостоять злобе, эгоизму, несправедливости, обиде.

Структура занятия
І. Вводная часть
Ритуал приветствия для создания благоприятной эмоциональной обстановки, развития коммуникативной выразительности для передачи доброжелательного отношения к сверстнику.

  • Упражнение «Урок вежливости». Ребята должны стать парами и по очереди поприветствовать друг друга разными словами с разной интонацией: «Доброе утро», «Привет» с улыбкой, небрежно, шёпотом и т.д.
  • Игра «Комплименты». В центре на стульчик садится ребёнок, а остальные дети говорят ему комплименты, характеризующие внешнюю привлекательность, позитивные черты характера, особенности поведения, общения. Сидящий на стульчике благодарит за каждый комплимент. В конце педагог спрашивает: «Приятно ли было говорить и слушать комплименты?»
  • Игра «Солнечный зайчик». Дети стоят друг против друга. Педагог говорит: «Я буду солнечным зайчиком. Там, где я коснусь вас (голова, уши, спина и т.д.), вы должны погладить друг друга, как будто это вас касается солнечный зайчик.

ІІ. Основная часть

  • Игра «Люблю – не люблю». Ведущий – одни ребёнок – сидит в кругу, а дети поочерёдно мимикой и жестами изображают хорошие и плохие поступки, действия. Ведущий тоже отвечает жестами, нравится ли ему это (драться, ссориться и т.д.). Если ведущий угадал, то его заменяют.
  • Игра «Паровозик». Выбирается один ребёнок – паровозик, остальные дети – вагончики, они расходятся по всей группе и выбирают себе место для станции. Паровозик должен собрать состав на разных станциях и проехать, меняя направления, до конечной станции, не расцепив вагоны. В конце воспитатель уточняет: кого и почему паровозик выбрал первым, какие были трудности во время движения?
  • Игра «Путанка». Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Воспитатель предлагает им закрыть глаза и запутывает детей: поворачивает их спиной друг к другу, спутывает руки рядом стоящих и т.д. Затем предлагает открыть глаза и распутать это сплетение, не разорвав круг.
  • Игра «Заяц-хваста». Дети стоят в кругу, в центре – стул. Воспитатель выбирает Волка и Зайца-хвасту, предлагает детям вспомнить сказку о хвастливом зайце и слова, которыми он хвастался: «Я самый-самый смелый!», «Я самый-самый хитрый!» Наш Заяц тоже будет хвастаться, а на сигнал «Волк!» – удирать. Дети помогают зайцу удрать, препятствую волку, пряча зайца. В конце занятия педагог уточняет: в какой роли было интереснее, чувствовалась ли поддержка?
  • Игра «Непослушные шарики». Дети образуют четыре круга, берутся за руки. Каждой команде выдаётся 2-3 воздушных шарика одного цвета. Дети должны удержать шарики в воздухе любыми способами, не касаясь их руками: дуть, подталкивать головой, плечом. Побеждает команда, которая удержала шарики дольше всех.

ІІІ. Заключительная часть. Релаксация

  • Упражнение «Сон на берегу моря». Дети, лёжа на спине с закрытыми глазами, слушают аудиозапись шума моря. Воспитатель говорит, что им снится один и тот же сон о том, как они играли, описывает правила игр и впечатления от них. После паузы он даёт команду «На счёт три – проснулись!».
  • Ритуал прощания. Пожелание хорошего настроения друг другу.
  • Домашнее задание. Нарисовать рисунок на тему «Я и мой друг».

Занятие 5
Цель: обучение приёмам невербального общения, развитие способности к познанию другого, стремления к взаимодействию; оптимизация взаимоотношений в коллективе, накопление опыта позитивных чувств, взаимопомощи в игре.

Структура занятия
І. Вводная часть. Ритуал приветствия

  • Игра «Назови по имени». Дети стоят в кругу. Ведущий бросает мяч другому и ласково назвав его по имени, приветствует его.
  • Игра «Поём имя». Дети стоят (сидят) в кругу. Воспитатель говорит: «Представьте себе, что разучились разговаривать и умеем только петь, а нам нужно познакомиться друг с другом. Давайте каждый из вас по очереди споёт своё имя, а следом за каждым из вас ваше имя споют хором все дети».
  • Рассматривание и беседа по рисункам «Я и мой друг»: кто твой друг, чем он тебе нравится, почему ты его считаешь другом?

ІІ. Основная часть

  • Игра-упражнение «Кто я?» Воспитатель предлагает детям по очереди изобразить что-то или кого-то жестами, мимикой, звуками (поезд, машину, собаку, самовар и т.д.); спрашивает детей, по каким признакам они догадались, что это именно этот предмет изображён.
  • Игра «Передай движение». Дети становятся в круг и закрывают глаза. Ведущий, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (причёсывается, спит, ловит рыбу и т.д.), затем будит своего соседа и показывает ему своё движение. Тот будит следующего, и так по кругу, пока все дети не проснутся. В конце педагог уточняет, правильно ли передано движение.
  • Игра «Курица с цыплятами». Выбирается курица и коршун, остальные дети – цыплята. Мама-курица играет с цыплятами – ищут червяков, пьют воду, греются на солнышке. По сигналу «Коршун!» мама-курица должна спрятать, защитить цыплят – укрыть простынкой. Когда все спрятаны, коршун улетает. В конце педагог спрашивает, какие ощущения испытывают курица, коршун, цыплята.
  • Игра «Только вместе». Дети встают парами и вместе держат мяч двумя руками каждый. По сигналу под музыку ребята должны одновременно присесть, пройти по группе, стараясь не выпустить мяч из рук. Затем как усложнение – придерживать мяч одной рукой. Главная задача – действовать согласованно. В конце педагог уточняет, какие трудности ощущались детьми.
  • Игра «Злой дракон». Воспитатель предлагает детям превратиться в маленьких гномиков (одевает им колпаки гномов), которые живут в домиках (большие картонные коробки на двух-трёх детей). Воспитатель берёт на себя роль дракона, который прилетает в страну гномиков и уносит их по одному. Дракон не выносит добрых и ласковых слов, поэтому спастись от него можно только тем, что говорить друг другу хорошие слова, утешать, жалеть друг друга. Воспитатель проходит между коробками, смотрит, как дети утешают друг друга, и забирает с собой тех, кто не вместе с остальными. В конце занятия необходимо уточнить, что чувствовали дети, было ли им страшно и почему.

ІІІ. Заключительная часть. Релаксация

  • Упражнение «На берегу моря». Дели сидят на полу и слушают лёгкую музыку. Набирают в руки воображаемый песок, сильно сжав пальцы в кулак, стараются удержать песок в руках; затем, постепенно разжимая пальцы, посыпают колени песком. Стряхивают песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лечь на пол (загорать). Повторить 2-3 раза.
  • Ритуал прощания. Подарить на прощание воображаемый подарок, изобразив его пантомимикой, жестами.

 

Занятие 6
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения слушать и слышать собеседника, эмпатии, эмоциональных состояний; содействовать развитию гибкости в общении, учитывать мнение сверстника в процессе общения.

Структура занятия
І. Вводная часть. Ритуал приветствия: поприветствовать друг друга мимикой, жестами, словами, комплиментом.

  •   Игра «Вежливые слова» Дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу, произнося вежливые слова. Усложнение: назвать только слова приветствия, слова прощания, благодарности, извинения. Уточнить, какие чувства вызывают вежливые слова. 
  • Игра "Этоя , узнай меня". Дети сидят на ковре. Выбирается водящий, который садится к детям спиной. Остальные дети по очереди поглаживают его по спине ладошкой и говорят: "Это я, узнай меня". Водящий должен угадать. Если ребёнок затрудняется, даётся описание внешности, того, кто гладит.

ІІ. Основная часть

  • Игра "Шурум-бурум". Дети стоят в кругу. Водящему воспитатель предлагает загадать чувство, а затем только с помощью интонации, отвернувшись от круга и произнося слова "шурум-бурум", показать это чувство остальным детям. В конце уточняется, легко ли было угадать эти чувства и почему?
  • Игра «Тренируем эмоции». Воспитатель предлагает детям изобразить следующие эмоции: а) нахмуриться, как осенняя туча, как злая волшебница; б) улыбнуться, как солнышко, как хитрая лиса; в) испугаться, как заяц, увидевший волка; г) злиться, как человек, которого толкнули в автобусе; д) устать, как мама, папа после работы.
  • Игра «Марионетка». Дети встают парами друг против друга. Воспитатель показывает им куклу-марионетку: «Сейчас мы попробуем её изобразить. Для этого один ребёнок будет куклой, к разным частям которой прикреплены воображаемые верёвочки. Чтобы марионетка начала двигаться, другому ребёнку нужно чуть коснуться какой-либо части тела и потянуть за воображаемую верёвочку.
  • Игра «Шторм». Воспитатель рассказывает детям о том, какая опасность поджидает корабли, которые окажутся в море во время шторма: огромные волны грозят перевернуть его, ветер швыряет судно из стороны в сторону. Зато волнам одно удовольствие – они резвятся, гудят. Воспитатель накрывает детей простынкой и говорит: «Давайте представим, что вы – волны, а это – вода. Вы можете радостно гудеть, зловеще шипеть, подпрыгивать, меняться местами, но должны оставаться под водой. Море расшалилось, и моряки дружно противостоят стихии». Дети обнимаются, прижимаются плотнее друг к другу. Воспитатель в конце уточняет, какие чувства испытывают дети, когда рядом друг.
  • Игра «Липучки». Дети весело двигаются по всей группе под музыку. Двое детей – липучки – держась за руки и приговаривая «Я липучка!», пытаются поймать сверстников. Тот, кого поймали, присоединяется к липучей компании. Когда все дети станут липучками, они начинают все вместе танцевать и напевать: «Мы липучки – приставучки, будем вместе мы плясать!»; воспитатель следит, чтобы возникшие конфликты решались мирно.

ІІІ. Заключительная часть

  • Игра «Дождь в лесу». Дети становятся в круг, друг за другом, они «превращаются» в деревья и выполняют действия, которые указывает педагог: светит солнышко (тянутся на носочки), шелестят листья (перебирают пальчиками), начал капать дождик (легко стучат друг друга по спине), вода стекает с листьев (гладят по спине друг друга).
  • Ритуал прощания.
  • Домашнее задание. Нарисовать рисунок на тему «Мои друзья в группе».

Занятие 7
Цель: развитие умения определять своё и чужое эмоциональное состояние, выражать это состояние; согласовывать свое поведение с поведением других детей, развитие чувство общности.

Структура занятия
І. Вводная часть

  •  
    • Ритуал приветствия. Этюд «Встреча с другом». Дети, изображают, как они рады встретить друг друга после длительной разлуки.
    • Беседа по рисункам из домашнего задания.
    • Игра «Цветик-многоцветик». Воспитатель предлагает детям выбрать в волшебной шкатулочке лепесток в соответствии с настроением или обозначить настроение, с каким ребёнок пришел в сад, уходит из сада, общается с другом. Из лепестков нужно выложить цветик. Какого цвета лепестков больше – такое настроение и преобладает.
    • Игра «Заколдованный ребёнок». Ребёнка «заколдовали»: он отвечает на вопросы только жестами. Чтобы его расколдовать, дети должны его обласкать, сказать приятные слова. Ребёнок расколдован и благодарит остальных, назвав каждого по имени.

ІІ. Основная часть

  • Упражнение "На улице". Дети делятся на две подгруппы. Одни – "немые", вторые – "прохожие". Прохожие должны ответить немым, которые спрашивают с помощью жестов, как пройти к зоопарку, в магазин и т.д.
  • Игра "Танец в парах". Дети встают парами друг против друга. В каждой паре воспитатель кладёт на головы плотный лист бумаги и включает медленную музыку. Выигрывает пара, кторая дольше всех продержит лист на голове.
  • Игра "Выбери партнёра". Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает им разбиться на пары, но партнёра нужно молча: взглядом, незаметным подмигиванием, кивком головы. Затем, на счёт "Три!" дети должны подбежать к своему патрнёру и взять его за руку. Если с первого раза не получается, повторяем ещё.
  • Игра "Сороконожка". Воспитатель говорит, как сложно передвигаться сороконожке с таким количеством ног. Для этого дети должны встать на колени друг за другом, положить руки на плечи и по команде двигаться вперёд. Если не получается, вначале можно попробовать двигаться стоя друг за другом, затем стоя на коленях.
  • Игра «Куры и петух». Из группы выбирают «петуха», остальные дети – куры, которые тесно сидят «на насесте» – на скамейке. Петух, заложив руки за спину, гордо прохаживается вокруг насеста. Неожиданно он толкает одну из кур. Та должна удержаться на насесте, не столкнув при этом соседей. Та курица, по чьей вине остальные куры упали, становится петухом.
  • Игра «Мышь и мышеловка». Дети встают в круг, плотно прижавшись друг к другу, положив руки на пояс, – это мышеловка. Внутри круга находится «мышь». Она должна любым способом (без драки) выбраться из мышеловки: отыскать дыру, уговорить подвинуться и т.д.

ІІІ. Заключительная часть Релаксация

  • Игра «Подснежник». Дети садятся на корточки, обняв себя руками, – изображают цветок под снегом. Затем имитируют его распускание, радость солнышку и т.д.
  • Ритуал прощания: жестом изобразить момент прощания и вручение подарка на память.
  • Домашнее здание: нарисовать рисунок на тему «Подарок другу».

Занятие 8
Цель: стимулировать интерес к сверстникам, отрабатывать позитивные навыки взаимодействия, умение обходиться без конфликтов, способствовать дальнейшему развитию эмоций, становлению позитивной «Я – концепции».

Структура занятия
І. Вводная часть

  • Ритуал приветствия.
  • Игра "Цветок – имя". Дети сидят в кругу на ковре. Предлагаю детям закрыть и представить себе цветок, который бы они смогли зазвать своим именем, именем друга. Какой он? Воспитатель предлагает детям рассмотреть его, ощутить его запах, бережно взять цветок в руки, попробовать запомнить, что чувствуют руки детей. "Сделайте глубокий вдох и откройте глаза, расскажите о своих цветах друг другу".
  • Игра "Прикосновение". Дети сидят на ковре произвольно. По сигналу воспитателя они прикасаются к синему цвету, к коленке, уху и т.д.

ІІ. Основная часть

  • Игра «Салют». Воспитатель предлагает детям выбрать по своему усмотрению несколько цветных листков бумаги, нарезать их. Затем дети подбрасывают их вверх, изображая салют. В конце воспитатель спрашивает, какие чувства испытывают дети при виде салюта.
  • Игра «Иголочка и ниточка». Дети становятся друг за другом, взявшись за пояс. Первый – иголка. Он бегает, меняя направления. Остальные бегут за ним, стараясь не отстать, не порвать ниточку.
  • Игра «Добрые кошки». Дети образуют круг вокруг обруча. Это волшебный круг, где будут совершаться «превращения». Дети поочерёдно входят в обруч, превращаясь в добрую кошку, – улыбаются, помогают друг другу, дружно играют.
  • Игра «Воробьиные драки». Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых воробьёв – приседают, обхватив колени руками. Воробьи боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу. Кто упал или убрал руки с колен, тот выбывает из игры.
  • Игра «Прогулка по ручью». На полу мелом воспитатель рисует ручеёк, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Дети-туристы выстраиваются друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину «ручья» и медленно движутся по берегам ручья. Оступившийся в ручей встаёт в конец цепи.
  • Игра «Чехарда». Дети стоят на четвереньках в ряд. Один из детей перепрыгивает через их спины и становится впереди на четвереньки, а последний – перепрыгивает, пока не нарушится последовательность.

ІІІ. Заключительная часть.

  • Игра «Мусорное ведро». Воспитатель предлагает детям нарисовать на листочках ненужные, бесполезные, вредные чувства, привычки, поступки, а затем мелко разорвать листок и бросить его в мусорное ведро.
  • Ритуал прощания: сказать самое заветное пожелание друг другу.

Занятие 9
Цель: развитие эмпатических способностей, позитивных установок на сверстников, навыков взаимодействия и взаимовыручки.

Структура занятия
І. Вводная часть

  • Ритуал приветствия – отобразить мимикой.
  • Игра «Ветер дует на…» Дети сидят на полу. Ведущий (им может быть и ребёнок) говорит: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» – и дети со светлыми волосами должны собраться в одну кучу. И т.д., по другим признакам
  • Игра «Найди друга». Ведущему завязывают глаза, и он на ощупь должен найти и узнать друга.

ІІ. Основная часть

  • Игра «Тень». Дети выбирают ведущего, а остальные – его тень. Ведущий выполняет разнообразные движения, жесты, а тень всё точно повторяет. Затем ведущий меняется.
  • Игра «Сиамские близнецы». Дети делятся на пары, встают плечом к плечу, две ноги рядом воспитатель скрепляет верёвкой. Затем они двигаются по группе, выполняют движения: присесть, повернуться и т.д., но так, чтобы сохранялось единство действий.
  • Игра «Маски». Воспитатель раздаёт детям листочки бумаги, из которых ребята должны сделать маску (прорезав глаза, рот) и движением, мимикой показать, какую маску он рисовал. Остальные отгадывают.
  • Игра «Необычное сражение». Воспитатель раздаёт детям высохшие еловые шишки или плотно сжатые бумажные мячи для «сражения». Игроки должны нападать и защищаться, при этом стараясь собрать больше трофеев, а свои запасы сберечь. Бросать в лицо запрещено! В конце уточнить, какие были у детей ощущения.
  • Игра «Пингвины». Воспитатель рисует мелом круг на полу. Это центр «острова». Дети изображают пингвинов на голодном острове. Самое тёплое место – в центре. Все должны двигаться к нему, чтобы согреться. Желательно, чтобы каждый пингвин погрелся, иначе он погибнет, и стая станет меньше. Уточнить, что чувствовал пингвин, когда его не пропускали.

ІІІ. Заключительная часть

  • Релаксация. «Сон на берегу» – увидеть, во что и как играли.
  • Ритуал прощания: жестами, пантомимикой выразить наилучшие пожелания на прощание.

Источник: Особенности развития межличностных отношений детей в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения: методические рекомендации. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2006. – с.

Авторы-составители: Н.А.Сердюкова, методист отдела дошкольного образования УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО";
Ю.И.Бородовская, педагог-психолог ДУ № 83 г. Витебска;
Т.В.Капузан, педагог-психолог ДУ № 86 г. Витебска;
Е.В.Новосельцева, педагог-психолог ДУ № 70 г. Витебска;
Т.И.Ткачёнок, педагог-психолог ДУ № 92 г. Витебска