^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного возраста".

Родительское собрание "Тревожные дети"

Тревожные дети (материалы к родительскому собранию)

В дошкольном возрасте дети усваивают нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливают отношения со взрослыми и сверстниками. Процесс социализации у многих протекает нелегко. В настоящее время растёт количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Такие дети нуждаются в особом подходе и психологической помощи.

Особую опасность эти состояния представляют на пятом году жизни: "В четыре года у мальчиков и девочек проявляются заострение боязливости и пугливости, робости и нерешительности, чувство вины и переживание случившегося, что говорит о пике эмоционального развития в этом возрасте. Чаще всего отмечается несамостоятельность и пассивность (зависимость), медлительность и тики" (Захаров А.И., Как предупредить отклонения в поведении ребёнка, Москва, Просвещение, 1986).

Тревожность - это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённой опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожные дети живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: "А вдруг что-нибудь случится?"
Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность, что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе.

Родители и педагоги часто не замечают эмоциональных переживаний ребёнка или считают их беспредметными и немотивированными. Отсюда многочисленные окрики, упрёки, моральные и физические наказания, требования вести себя так, как данному ребёнку не под силу.

Кроме того, в настоящее время значительная часть родителей попала под влияние педагогических теорий, пропагандирующих интеллектуализацию воспитания. Родители готовы, не жалея сил и времени, учить детей считать, читать, знакомить с основами наук и т.д., при этом они полностью отказываются от интеллектуально ненагруженных, но имеющих психотерапевтический смысл видов общения: бытовой, совместной деятельности, игры и т.п.

Умственная перегрузка приводят к невротизации ребёнка, смещению его самооценки в область образовательных достижений. Жизнь такого ребёнка протекает в обстановке конфликтов с родителями и педагогами. Они постоянно переживают неуспех в деятельности и социальном окружении, испытывают сложности в процессе общения со сверстниками и другими взрослыми. Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые школьные неврозы. Принято считать, что "школьная тревожность" возникает вследствие столкновения ребёнка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причём, большинство первоклассников переживают не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребёнок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта, который может быть вызван негативными требованиями, предъявляемыми к ребёнку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение; неадекватными, чаще всего завышенными, или противоречивыми требованиями родителей.

Поиск причин позволил выделить две основные группы: биологические, связанные скорее всего с типом нервной системы, и социальные, обусловленные типом детско-родительских отношений (симбиоз, гиперсоциализация, отвержение или их комбинация). Тревожность детей во многом зависит от уровня тревожности окружающих взрослых. Высокая тревожность воспитателей или родителей передаётся ребёнку.

Исследования показали, что более тревожными являются мальчики. Установлена такая закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если взрослые не удовлетворены своей работой (или являются безработными), жилищными условиями, материальным положением, личными взаимоотношениями. Авторитарный стиль воспитания (Стили семейного воспитания.) тоже не способствует спокойствию детей.

Неблагоприятными последствиями для тревожного ребёнка являются снижение самооценки, рост неуверенности в себе, страх ошибиться, сделать что-то не так, отсюда возникает зависимость от других, несамостоятельность, неадекватные притязания и т.д.

Тревожные дети чаще, чем другие, испытывают беспокойство, плохо концентрируют внимание на заданиях, напряжены (имеют мышечные зажимы в области лица, шеи, плечевого пояса); раздражительны, плохо спят и т.д.

Для снижения психомышечного напряжения рекомендуются упражнения "Штанга", "Сосулька", "Шалтай-Болтай", "Насос и мяч", "Ласковый мелок" и др., они проводятся ежедневно воспитателями групп.

Важно, чтобы взрослые, и педагоги, и родители осознали проблемы тревожных детей, вовремя распознали проявления тревожности и помогли детям стать увереннее в себе, научили управлять собой в различных ситуациях.

Шесть рецептов избавления от гнева.

Рецепт

Содержание

Пути выполнения

№1.

Наладьте взаимоотношения со своим
ребёнком, чтобы он себя чувствовал
спокойно и уверенно.

Слушайте своего ребёнка.
Проводите с ним как можно больше
времени.
Делитесь с ним своим опытом.
Рассказывайте ему о своём детстве,
детских поступках, победах и неудачах.
Если в семье несколько детей,
постарайтесь общаться не только со
всеми вместе, но и уделяйте своё
внимание и время каждому из них в
отдельности.

№2.

Следите за собой, особенно в те
минуты, когда вы находитесь под
действием стресса и вас легко
вывести из равновесия.

Отложите или отмените вовсе
совместные дела с ребёнком (если это,
конечно, возможно).
Старайтесь не прикасаться к ребёнку в
минуты раздражения.

№3.

Если вы расстроены, то дети должны
знать о вашем состоянии.

Говорите детям прямо о своих чувствах,
желаниях и потребностях:
"Я очень расстроена, хочу побыть одна.
Поиграй, пожалуйста, в соседней
комнате";
"Дела на работе вывели меня из себя.
Через несколько минут я успокоюсь, а
сейчас, пожалуйста, не трогай меня".

№4.

В те минуты, когда вы расстроены
или разгневаны, сделайте для себя
что-нибудь приятное, что могло бы
вас успокоить.

Примите тёплую ванну, душ.
Выпейте чаю.
Позвоните друзьям.
Сделайте "успокаивающую" маску для
лица
Просто расслабьтесь, лёжа на диване.
Послушайте любимую музыку.

№5.

Старайтесь предвидеть и
предотвратить возможные
неприятности, которые могут
вызвать ваш гнев.

Не давайте ребёнку играть с теми вещами
и предметами, которыми вы очень
дорожите.
Не позволяйте выводить себя из
равновесия. Умейте предчувствовать
поступление собственного
эмоционального срыва и не допускайте
этого, управляя собой (подумать о чём-то
приятном) и ситуацией.

№6.

К некоторым особенно важным
событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.

Изучайте силы и возможности вашего

 

Устранение страхов с помощью изо-терапии

Литература

  1. Арюкова С, Пушкинская Л. Другие мы... //Школьный психолог. - 2003. - № 2. - С. 17-19
  2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей. - М.: АСТ- ПРЕСС, 2001.-432 с
  3. Бороздина Л.В., Залучёнова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. - 1993. -№ 1.-С. 104-112
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). - М.: Просвещение, 1968. - 464 с
  5. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. - М.: Изд-во "Ось-89", 2005. - 256 с
  6. Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различие понятий //Школьный психолог.- 2004. - № 8. - С. 9
  7. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Издательство МГУ,
    1976.-68 с
  8. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. - Собр. соч.: В 6 т. - Т. 4. - М.: Педагогика,
    1984. - 400 с
  9. Дружинин В.Н. Психическое здоровье детей. - М.: Тв. Центр, 2002. - 64 с
  10. Ю.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Союз, 1997.-224 с
  11. П.Захаров А.И. Детские неврозы. - СПб.: Респекс, 1995. - 192 с
  12. Изард К.Э. Эмоции человека- СПб.: Изд-во "Питер", 2000. -464 с
  13. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с
  14. Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности // Семья и школа. 1988. - № 9.-С. 28
  15. Кочубей Б., Новикова Е.. Снимем маску с тревоги //Семья и школа. 1988. - № 11. - С. 34-35
  16. Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду// Школьный психолог, 2000. - № 25
  17. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с
  18. Кузьмина М. Детский невроз страха //Школьный психолог, 2000. -№ 5. - С. 8-9
  19. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 12-14
  20. Психолого - педагогическая диагностика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. Заведений/ Под ред. И.Ю Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия, 2005. - 320 с
  21. Макаренко А.С. О воспитании. -М.: Просвещение, 1980. - 196 с
  22. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576 с
  23. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Изд. центр
    "Академия", 2002. - 480 с
  24. Краткий психологический словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с
  25. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.:ВЛАДОС, 1995.-529 с
  26. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов Н/Д.:Феникс, 2003. - 672 с
  27. Украинец О.В. Экспериментальное обследование эмоциональных характеристик детей с логопедическими расстройствами // Материалы Межвузовской научно-практической конференции "Современные технологии практической психологии в системе образования" 28 - 29 ноября 2001. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - С. 140-144
  28. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 304 с
  29. Эмоциональное развитие дошкольника/ Под редакцией А.Д. Кошелевой. - М.:Просвещение, 1985. - 176 с
  30. Ярушина И. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста// Школьный психолог. - 2000. - № 22

Программу подготовила: Педагог - психолог Стрик Ольга Олеговна, УО «Государственный ясли – сад №67 г. Витебска»

При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.