^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Психологический тренинг.

ВВЕДЕНИЕ
Игры и упражнения на знакомство
Игры и упражнения на сплочение группы
Игры тренинга общения
Разрешение и профилактика конфликтов
Работа с собственным эмоциональным состоянием


Глава 2. Психологические игры и упражнения 2 этап.
Упражнения на установления контакта, на восприятие и понимание эмоционального состояния собеседника
Упражнения на умение слушать
Упражнения, формирующие обратную личностную связь
Управление конфликтом
Глава 3. Психологические игры и упражнения 3 этап
Пластический тренинг (элементы телесно-ориентированной терапии)
Работа с метафорой
Тренинг развития креативности
Игры гештальт-терапии
Приложения

Одной из важнейших задач практической психологии является оказание эффективной профессиональной помощи клиентам в разрешении их психологических проблем, что требует от современного психолога не только теоретических знаний, но и практических умений и навыков. Психологический тренинг, являясь областью практической психологии и ориентируясь на использование активных методов групповой психологической работы, способствует максимальному объединению теории с практикой.

Целью, разработанного авторами курса «Психологический тренинг» является ознакомление и обучение студентов практическим методам и приемам, используемых в тренинговых занятиях.

Достижение данной цели включает ряд задач:

  • Ознакомление студентов с основными понятиями психотренинга.
  • Изучение способов межличностного взаимодействия для создания основы более гармоничного общения с людьми.
  • Формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения.
  • Развитие самосознания и самоисследования участников тренинга, побуждающие к самостоятельному поиску ими способов решения собственных психологических проблем.
  • Обучение студентов умениям и навыкам проведения психологического тренинга.

 

Работа тренинговой группы отличается рядом специ­фических принципов:

 

1. Принцип активности
В тренинге люди вовле­каются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специ­альной схеме. Активность возрастает в том случае, если участникам дается установка на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.
Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют ак­тивно участвовать в них всем членам группы одновременно. Принцип активности, в частности, опирается на извест­ную из области экспериментальной психологии идею: че­ловек усваивает десять процентов того, что слышит, пять­десят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто того, что делает сам.
Если человек из любопытства приходит просто посмотреть, что будут делать окружающие, это не принесет никакого резуль­тата, да и наблюдателей на тренингах не бывает.
2. Принцип исследовательской (творческой) позиции
Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тре­нинга участники группы осознают, обнаруживают, откры­вают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возмож­ности, особенности.
Исходя из этого принципа, тренер придумывает, констру­ирует и организовывает такие ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и трени­ровать новые способы поведения, экспериментировать с ними.
В тренинговой группе создается креативная среда, ос­новными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безопасность.
Реализация этого принципа порой встречает достаточно сильное сопротивление со стороны участников. Люди, кото­рые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт обучения в школе, в институте, где им предлагались те или иные правила, которые надо было выучить, и модели, кото­рым надо следовать в дальнейшем. Сталкиваясь с другим, непривычным для них способом обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессив­ной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают си­туации, позволяющие участникам тренинга осознать важ­ность и необходимость формирования у них готовности и после окончания тренинга экспериментировать со своим по­ведением, творчески относиться к жизни, к самому себе.
3. Принцип объективации (осознания) поведения
В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволя­ющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в груп­пе – важная задача тренерской работы.
В тех видах тренинга, которые направлены на формиро­вание умений, навыков, установок, используются дополни­тельные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсужде­нием. Надо учитывать, что видеозапись является очень силь­ным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осто­рожностью, и, что самое важное, – профессионально.
4. Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения
Партнерским, или субъект-субъектным, общением яв­ляется такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого чело­века.
Реализация этого принципа создает в группе атмосфе­ру безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведе­нием, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участ­ников группы.

Последовательная реализация названных принципов – одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия.

Кроме специфических принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфическом принципе рабо­ты тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе. Эта рефлексия осуще­ствляется за счет того, что тренер все время – приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосред­ственно в процессе работы – задает себе три вопроса:
– Какой цели я хочу достичь?
– Почему я хочу достичь этой цели?
– Какими средствами я собираюсь ее достичь?
Ответы на эти вопросы дают диагностические исследо­вания тренера во время работы с группой. Объектами диа­гностики являются:
– содержательный план работы;
– уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающийся между участниками;
– состояние каждого участника группы, его отноше­ние к себе, к другим, к тренингу;
– состояние самого тренера.

Разнообразие предложений основано на различии акцентов, исходных данных и конечных целей. Численность группы и время проведения тренингов варьируется в зависимости от конкретных задач. Обычно это группы от 5 до 12 человек

Освоение учебного материала предполагает использование практических лабораторных занятий и активной самостоятельной работы студентов.
Изучение курса «Психологический тренинг» создает теоретическую и практическую базу для деятельности будущего психолога в учреждениях образования, диагностических и консультационных центрах.
Контроль успеваемости по психологическому тренингу осуществляется по эффективности работы на занятиях, посещаемости и зачетом по окончании семестра.

По окончании курса студенты получают:

  • Знание теории и методов гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии.
  • Осознание своих собственных сильных сторон.
  • Навыки конструктивного общения.
  • Опыт работы со своими личными проблемами.
  • Опыт поведения в конфликтных ситуациях

 

Глава 1. Психологические игры и упражнения

1 этап

Игры и упражнения на знакомство

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, создание благоприятных условий для работы группы, выработка совместных норм и принципов работы для данной группы.
Ожидания, что будет происходить в группе, у различных участников разные. Каждый приносит с собой свой индивидуальный опыт. Во время знакомства проявляются те особенности человека, которые являются следствием его предыдущего социального опыта. Это очень важно, потому что влияние данной тренинговой группы ещё только начинает складываться и участникам важно как и защитить себя, так и почувствовать свою принадлежность к данной группе. Как только участники лучше узнают друг друга, они могут позволить себе больше свободы и разнообразных экспериментов. Одновременно участники достигают взаимопонимания относительно содержания групповой задачи и пытаются прояснить для себя, что нужно именно им.
Нормы тренинговой группы создают особый психологический климат, часто резко отличающийся от того, который имеется в традиционных группах. Участники тренинга, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм.

1. «Тренинговое имя»
Инструкция: «Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, – выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, – скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля» или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют но отчеству, без имени – Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы (и ведущие тоже) в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени».
2. Правила нашей группы
Инструкция: «В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать основными, наиболее типичными. Сейчас мы обсудим главные из них, а затем приступим к выработке условий работы именно нашей группы:
Общение по принципу «здесь и теперь». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Срабатывает механизм психологической защиты. Но основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера, поведения, умения быть самокритичным и правильно реагировать на критику, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство людей считают, что ...» – на такое: «Я считаю, что ...»; «Некоторые из нас думают ...» – на «Я думаю ...» и т.п. Отказываемся мы и от безадресных суждений
о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли» – на конкретную реплику: «Оля и Соня не поняли меня».
Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания высказаться искренне и откровенно, лучше промолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе.
Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Это помогает нам быть искренними, способствует самораскрытию. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
Определение сильных сторон личности. Во время занятий (в ходе упражнения или его обсуждения, в процессе выполнения заданий или этюдов) любой из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работаем вместе. Каждому члену группы надо сказать как минимум хоть одно хорошее и доброе слово.
Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто подчеркнем: «Ты совершил плохой поступок».
Как можно больше контактов и общения с различными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.
Активное участие в происходящем. Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и коллектив в целом. Не замыкаемся, даже если услышали в свой адрес что-то не очень приятное. Не думаем только о собственном «Я», получив много положительных эмоций. Мы все время в группе, внимательны к другим, нам интересны окружающие.
Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем свои вопросы, благодарим или спорим с ним».
3. «Баранья голова»
Инструкция: «А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова», конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза».
4. «Мой Плакат»
Участникам предлагают нарисовать на листе бумаги плакат, состоящий из нескольких разделов:
1. Имя.
2. Возраст.
3. Вес.
4. Рост.
5.Мой любимый цвет.
Нарисовать:
а) чем я люблю заниматься;
б) некоторые мои друзья;
в) так я выгляжу, когда я счастлив (автопортрет);
г) моя семья;
д) если бы у меня было одно желание, я бы загадал, чтобы...;
е) вот мое любимое место.
Эти плакаты прикрепляются на грудь, и участники в произвольном порядке ходят по комнате, знакомясь друг с другом в течение 15 минут.
5. «Аллитерация имени»
Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Сле­дующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.
Пример: 1. Сергей строгий…
2. Сергей строгий, Петр прилежный…
3. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.
6. «Объединение»
Участники свободно разбредаются по комнате.
Инструкция: «Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз» варианты: «Те, у кого день рождения летом», «Те, в чьем имени 5 букв» и т.д».
Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т.п.
7. «Внимание»
Инструкция: «Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих». Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет, каких средств. «Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали!»
В заключении подсчитывается, кто привлек внимание большего числа участников игры.


8. «Рисунок настроения»
Инструкция: «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас «плохая погода» или «штормовое предупреждение», а может быть, для вас солнце уже светит во всю».
9. «Мы похожи?»
Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинаю­щиеся со слов:
– Ты похож на меня тем, что...
– Я отличаюсь от тебя тем, что...
Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 4 минуты - на тему «Чем мы отличаемся». По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.
10. «Представление партнера»
Инструкция: «Сейчас мы разобьемся на пары. Мы с вами будем действовать по алгоритму.
Первый этап работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ, отвечая на вопрос «Я и моя профессия». На выполнение первого этапа у вас 5 минут.
Второй этап: вы рассказываете своему партнеру о себе и своем рисунке, расскажите друг другу о себе как можно подробнее.
Третьим этапом работы будет представление группе своего партнера. Поэтому постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в презентации следующие самые важные вопросы:

  • как я вижу свою профессию;
  • что я ценю в самом себе;
  • предмет моей гордости;
  • что я умею делать лучше всего».

11. «Первое впечатление»
Инструкция: «В предстоящем взаимодействии каждый из вас встретится с каждым в парном взаимодействии. При встрече по моей команде вы будете выполнять следующие действия:
1. обменяться рабочими тетрадями;
2. в тетради партнера в таблице написать (кратко, одно-два слова) ваше впечатление о нем по следующим позициям:
1) «ресурс» - что, на ваш взгляд, есть его сильный ресурс как человека и делового партнера;
2) «точка» - за счет каких его качеств вы могли бы управлять им в переговорном процессе («точка давления», «кнопка управления»);
3. снова обменяться рабочими тетрадями;
4. совершить переход для встречи со следующим партнером.
Таким образом, в Вашей тетради Вы соберете копилку мнений о себе в ситуации первого контакта.
Упражнение выполняется молча. Не нужно писать много (это не очерк и не характеристика). Не стоит также долго задумываться над словами. Во-первых, Ваши впечатления анонимны. А во-вторых – и это более важно – первое впечатление о человеке формируется в первые 10 секунд. И нам важно именно оно. Сделайте друг другу такой подарок. Он для многих может быть неожиданным, но от этого еще более ценным. Мы увидим, что разные люди видят нас по-разному. И это нужно всегда учитывать. И это – основной итог нашей работы в этом упражнении.
Есть два правила, которые нужно выполнять:
1. воздерживаться от просмотра записей в своих тетрадях до конца упражнения (чтобы не переключать внимание);
2. выполнять передачу тетрадей и переходы только по командам тренера (чтобы упражнение проходило четко и быстро)».
12. «Найди пару»
Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д.
Каждый участник должен отыскать свою «вторую половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: «Что у меня написано на листе?». Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.
На упражнение отводится 10-15 минут.
13. «Мои соседи»
Цель упражнения: помочь участникам ближе узнать друг друга.
Инструкция: «Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто родился весной» - и все, кто родился весной, должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру». После выполнения упражнения можно спросить у участников:
– Как вы себя чувствуете?
– Как ваше настроение?
– Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?
14. «Кем я хотел быть»
Каждому участнику в течение трех минут предлагается написать на карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем анонимные карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый участник должен «вжиться» в полученный образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли его мнение сейчас, когда он встал взрослее. Если изменилось, то почему? Остальные участники внимательно слушают, задают вопросы.
15. «Пожелания»
Инструкция: «Группа высказывает пожелания друг другу на день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить».