^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Приемы и способы снятия эмоционального напряжения у дошкольников

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе, не уважающие своего товарища, его чувств, настроения и эмоций.
Какие решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду, а также использовать специальные упражнения и приемы

Рекомендации по ПРС (предметно-развивающей среде):

В ПРС можно использовать игровой модуль (детская палатка), который можно использовать и как место уединения, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть. Такой домик позволяет детям "спрятаться" от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбом с семейными или групповыми фотографиями. Такие альбомы помогают снять напряжение, поднять настроение. Также можно использовать его как сухой бассейн. Его наполнитель оказывает благотворный массажный эффект и способствует общему улучшению психофизического состояния, а также он обладает целым рядом сенсорных свойств, которые снимают напряжение и усталость, поднимают настроение, укрепляют мышечную систему, улучшают координацию движений. А для родителей в приёмной располагаются консультации, рекомендации и "Шкатулка добрых посланий", в которой они оставляют своим детям добрые послания и пожелания. Воспитатель зачитывает их ребенку в течение дня по мере необходимости, таким образом, успокаивая ребенка.
Нам важно не только самим владеть методами снятия психоэмоционального напряжения у детей, применять их, но и научить детей самостоятельно справляться с нервным возбуждением.

Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал:

• хлопки (ладонями, кулаками);
• самомассаж головы;
• самомассаж ушных раковин: Ушки, ушки, слышать всё! 10 раз
• массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
• работа с пальцами (выполнение различных фигурок из пальцев).
Растираем ладонями уши, как будто они замерзли от мороза, разминаем уши три раза сверху вниз.
Данные упражнения не только направлены на повышение функционального уровня систем организма и потенциального энергетического уровня, но и обогащают знание ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают и уравновешивают психику.
Следует учитывать, что ребенку трудно опираться только на словесные инструкции, поэтому необходимо подкреплять их еще и визуальной демонстрацией. А также в дошкольном возрасте дети лучше могут понять упражнение, если проводится параллель с известным и любимым сказочным героем, животным. В дальнейшем ребенку становится легче самостоятельно воспроизвести все приемы.
Обычно дети хорошо реагируют на такие и подобные им тексты:
"Котики бегали, и устали, и на коврик прилегли. И беленький котик Ваня прилег, и черненький котик Сеня прилег, и шустрый котенок Таня прилегла. Лапки котята вытянули, лапки у котят становятся тяжелыми, теплыми: и у котика Тани теплые, и у котика Толи теплые, и у котика Андрюши теплые и тяжелые, никак не поднять. Всем тепло и хорошо лежать на мягком коврике. Закрываются глазки котят: заснул котенок Ванюша, слипаются глазки у кошечки Ирины. Спят котики. Снится им зеленая полянка, теплое солнышко... Отдохнули котики, вытянули лапки, глубоко вздохнули и открыли глазки!"

Рисование и музыкальная терапия

Для снятия эмоционального напряжения у детей любого возраста можно использовать рисование и музыкальную терапию.
Упражнение «Музыкальная загадка».
Описание игры: дети слушают кассету с записью какого-то музыкального произведения, затем предполагают, какую картину задумал композитор. Можно предложить детям нарисовать возникшую в процессе слушания картину, затем рассказать, почему у них возникли именно такие образы.

Стратегии снятия напряжения у детей в период сильного эмоционального возбуждения

1. Показать ребенку безусловное принятие
Для этого используются следующие приемы:
- не давать оценки (ни словом, ни взглядом);
- поддерживать телесный контакт (взять за руку, обнять, погладить по плечу);
- дать проявиться всем эмоциям, не успокаивать раньше времени (пусть выплачется, прокричится);
- попросите ребенка рассказать о своей агрессии;
- постарайтесь поддержать его в этой ситуации – пусть он чувствует, что вы не считаете его неправильным, плохим и т. п. только потому, что он испытывал подобные чувства;
- если вы предлагаете ребенку сложное задание, и он бурно отказывается от него, отворачивается от вас, а то и вовсе уходит, покажите, что вы понимаете, он сердит, не настаивайте, только предложите попробовать и дайте право отказаться делать, если не захочет. Нет смысла заставлять в такой ситуации ребенка признать, что он боится не справиться и поэтому злится. Лучше сказать, что любой человек злится, когда не может с чем-то справиться – вот только как эту злость выразить.
2. Установление с ребенком обратной связи
Для этого используются следующие приемы:
- констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");
- констатирующий вопрос ("ты злишься?");
- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").
3. Сохранение положительной репутации ребенка
Для этого используются следующие приемы:
- публично минимизировать вину подростка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
4. Демонстрация модели неагрессивного поведения
Для этого используются следующие приемы:
- нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);
- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка.

Педагог-психолог МБДОУ №179 г. Барнаула Ильина М.Ф.