^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Проект «Профилактика конфликтного поведения в коллективах дошкольников»

ГЛАВА 1. КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Понятие конфликта и конфликтного поведения

Конфликт – это всегда сложный и многогранный феномен. В конфликтах могут задействоваться самые различные стороны: как один индивид, так и социальные группы, национально-этнические общности, государства и их коалиции.
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus, что означает столкновение. В других языках слово «конфликт» практически неизменно (conflit — франц., konflikt — нем., conflict — англ.) Определения конфликта, принятые в современных энциклопедиях также весьма сходны.


Понятие конфликт на сегодняшний день не принадлежит к какой-либо определенной области науки. Его широко используют как в психологии, так и в других человековедческих науках, а также в философии, искусствоведении, математике и в военных науках.
Наиболее популярными являются следующие два толкования, которые характеризуют конфликт в общих чертах.
Исследователь детских конфликтов Рояк А. А. дает следующее определение: «Конфликт – это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой - в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия». [8 ]
В отечественной литературе специалист по конфликтологии, Ю. Г. Запрудский, определяет конфликт как: «Явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству». [1]
Также, существует большое количество классификаций конфликта. Наиболее общая классификация разделяет конфликты по субъектам (сторонам конфликта):

  • Внутриличностные конфликты,
  • Межличностные конфликты,
  • Между личностью и группой,
  • Межгрупповые,
  • Межгосударственные.

Любой конфликт представляет собой динамическую целостность, в которой присутствуют объективные (внеличностные) элементы (объект, участники и среда конфликта) и личностные элементы (черты характера и тип личности, основные психологические доминанты поведения, манеры, этические ценности и т. п.).
Неотрывно от понятия «конфликт» и конфликтное поведение личности. Конфликтное поведение – внешняя активность субъекта, направленная на предмет конфликта и меняющая или сохраняющая от изменения существующее противоречие между сторонами. Конфликтное поведение подразделяется на наступательное и оборонительное и отступательное. [17]
Следует отличать тактику и стратегию поведения в конфликтных ситуациях. Стратегия поведения – ориентация личности (группы) на достижение конечной цели в конфликте. Она определяет смысл выбранных конфликтующими тактик. Тактикой является уже совокупность характерных приемов и способов, направленных на преодоление проблемы, приведшей к конфликту.
Как правило, конфликты вызывают у личности массу негативных эмоций, которые могут стать серьезной проблемой. Множество конфликтов человека с другими людьми и с самим собой имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве, поэтому так важна проблема профилактики конфликтного поведения в коллективах дошкольников.

Причины возникновения конфликтов и конфликтного поведения у детей дошкольного возраста

Понятие «причина» в общефилософском плане обозначает какое-либо явление, которое повлекло за собой другое явление – следствие. В обществе и природе существует огромное количество причинно-следственных связей и конфликты не составляют исключение.
Причины возникновения конфликтных ситуаций могут быть разные: внешние и внутренние, всеобщие и единичные, материальные и идеальные, объективные и субъективные и т. д.
Рояк А.А. утверждает, в основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация – скрытое или открытое противоборство двух или нескольких участников, включающее либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов. Конфликтная ситуация, как правило, зарождается во взаимоотношениях и вызревает в практической деятельности, её возникновению способствует более или менее длительный период скрытой или односторонней неудовлетворенности. Конфликтная ситуация создается как объективно, вне желания людей, в силу складывающихся обстоятельств, так и субъективно, из-за преднамеренных устремлений противостоящих сторон. Она может определенное время сохраняться (чаще в открытой форме), не приводя к инциденту и не переходя, следовательно, к открытому конфликту. [8]
Отечественный исследователь, Е. В. Буртовая, в своём труде «Конфликтология», приводит три основные группы причин возникновения конфликтов [1]:
1. Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов;
2. Объективные факторы возникновения конфликтов;
3. Личностные факторы возникновения конфликтов.
Противоречие интересов как фундаментальная причина возникновения конфликтов предполагает борьбу между осознанной потребностью субъекта в чем-либо (интерес) и дефицитом явления, выступающего в виде данной потребности. Любой конфликт – это форма выражения этого противоречия.
Объективные факторы возникновения конфликтов – это факторы, объединяющие людей независимо от их сознания, воли, ценностей и пристрастий. Например: ресурсы, материальные блага, власть, статус, общественные духовные ценности и т. п.
В качестве личностных факторов возникновения конфликтов выступают тип личности, черты характера, основные доминанты и манеры поведения, неадекватные оценки, этические ценности и т. п.
Кроме того, Е. В. Буртовая обращает внимание на то, что следует различать причины конфликта и его повод. Поводом конфликта служит явление, которое способствует его возникновению, но не определяет появление конфликта с необходимостью. В отличие от причины, повод возникает случайно и может создаваться искусственно. Причина же отражает закономерную связь вещей. [1]
Существуют как общие причины возникновения конфликтов, присущие всем людям без исключения, так и специфические, присутствующие на определенном возрастном этапе.
Отечественные исследователи, Я.Л. Коломинский и Б.П. Жизневский, указали, что в дошкольном возрасте такими причинами являются [4]:

  • «Разрушенные игры»,
  • «По поводу выбора общей темы игры»,
  • «По поводу состава участников игры»,
  • «Из-за ролей»,
  • «Из-за игрушек»,
  • «По поводу сюжета игры»,
  • «По поводу правильности игровых действий».

Кроме того, причиной конфликтности детей-дошкольников могут выступать неадекватный стиль родительского воспитания и в целом неправильный образ взрослого. В дошкольном возрасте ребёнок часто подражает поведению наиболее близких ему людей, и негативный пример может стать нормой поведения и перенестись на сверстников.
Исследования российских учёных, Е. О. Смирновой и М. В. Соколовой по выяснению родительской позиции по отношению к ребенку  показали, что у родителей конфликтных детей ориентация на достижение и формирование ценных качеств является доминирующей, а проявления личностного отношения подавляются. Как правило, в таких семьях применяется строгий стиль воспитания (накажу; заставлю; добьюсь своего). [9]
Подводя итог, можно сказать, что изучение и выявление причин конфликтности в дошкольном возрасте – это одна из главнейших задач психолого-педагогической работы, так как именно из нее исходит дальнейшая профилактическая, коррекционная и консультационная работа с детьми, родителями и педагогами.

Психологические особенности конфликта и конфликтного поведения у детей дошкольного возраста

Конфликтное поведение детей на этапе дошкольного детства имеет ряд психологических особенностей, обуславливающих появление, протекание и завершение конфликтов. В качестве таких особенностей можно выделить: формирование самосознания, развитие эмоционально-волевой сферы и темперамента, а также ведущую деятельность ребенка-дошкольника – игровую.
Все перечисленное в своей совокупности влияет на поведение ребёнка в конфликте и на причины его появления. Таким образом, конфликтность дошкольников имеет общие черты, присущие всем возрастам и специфические, вызванные возрастными характеристиками.
Конфликтность дошкольников может быть спровоцирована развитием самосознания, которое тесно связано с самооценкой и саморегуляцией.
Самосознание – это относительно осознанная и устойчивая система представлений человека о самом себе. Включает в себя три компонента [11]:

  • когнитивный (самопознание),
  • эмоциональный (реакции, переживания, оценочные суждения),
  • волевой (принятие решений).

В период дошкольного детства только формируются эти компоненты, поэтому дошкольник еще не имеет твердой личностной позиции.
На развитие самосознания большое влияние оказывает общение с другими людьми. Оценки и суждения взрослых формируют самооценку ребенка, между ровесниками происходит первый обмен мнениями, суждениями. При неадекватной самооценке ребенок не может объективно оценивать других детей и регулировать свое поведение самостоятельно, поэтому на этом фоне могут случаться конфликты.
Другими словами, конфликтности сопутствует неадекватная самооценка. Дети часто обижаются друг на друга из-за несправедливых замечаний, суждений.
Кроме того конфликтность может быть спровоцирована сформировавшейся у ребенка эгоистической позиции, когда ему безразличны другие дети, а его интересы сосредоточены на предметах. Такие дети часто бывают грубыми, агрессивными по отношению к товарищу. Обычно дошкольники с эгоистической позицией мало знают о своих ровесниках и даже не всегда помнят их имена. Зато такой ребенок всегда запоминает игрушки, которые приносят другие дети. Данная позиция вредна не только для сверстников, но и для самого ребенка. Его не любят товарищи, не хотят с ним играть или дружить, поэтому он становится агрессивнее и вызывает конфликты.
Другой особенностью конфликтного поведения дошкольников является высокая эмоциональность и неспособность к полноценному волевому решению.
Эмоционально-волевая сфера дошкольников характеризуется наличием элементов произвольности, формированием целеполагания, иерархии мотивов, изменяется роль эмоций, происходит освоение социальных форм выражения чувств.
Все эти особенности в своей совокупности могут провоцировать конфликты среди дошкольников, так как сталкиваются интересы детей, нет опыта решения проблемных ситуаций и т. д.
И хотя чувства и эмоции в дошкольном возрасте постепенно становятся произвольными, они все еще имеют элементы импульсивности, могут быть очень бурными, особенно в ситуации соперничества, что нередко приводит к конфликтам.
Также дошкольный возраст характеризуется склонностью к аффектам, т. е. к быстрому переходу от одного эмоционального состояния к другому, что выражается в неестественных интонациях, мимике, жестах, позах и т. д.
Конфликтность выражается в стремлении победить, показать лучший результат. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему.
В дошкольном возрасте, в связи с расширением сферы жизнедеятельности, проявляются также и свойства темперамента, которые ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми и сверстниками.
Так как нервная система у детей близка к слабому типу, она характеризуется быстрым истощением, понижением работоспособности, а также повышенной возбудимостью и чувствительностью, что приводит к неадекватному поведению в случае конфликта.
На протяжении дошкольного возраста процессы возбуждения и торможения не уравновешены, преобладает первый. Поэтому ребенок напоминает холерика. Неуравновешенность выражается в неустойчивости реакций, их изменчивости, снижен контроль над своими действиями, у ребенка часто меняется настроение, он импульсивен, что также может способствовать развитию конфликтности.
Кроме того, важнейшей психологической особенностью конфликтности в дошкольном возрасте является ведущая игровая деятельность. Как было упомянуто выше, существует 7 причин возникновения конфликтов, однако исследователи данной проблемы – Я. Л. Коломинский и Б.П. Жизневский – отметили, что виды конфликтов дифференцируются на этапах дошкольного детства.
Как показывают данные, полученные Коломинским и Жизневским,  у детей 1—2 года жизни наибольшее количество конфликтов возникает [4]:

  • из-за обладания игрушками — 75%,
  • из-за разрушения игры — 25%.

У детей следующей возрастной группы (2—3 года) это соотношение сохраняется примерно на том же уровне, но уже появляются и конфликты «из-за распределения ролей»—6%.
В 3—4 года причины конфликтов уже более разнообразны:

  • из-за игрушек и разрушения игры — 38%,
  • из-за ролей — до 23%, что как раз и отражает процесс становления сюжетно-ролевой игры в этом возрасте.

Здесь же отмечаются и новые виды конфликтов:

  • при выборе общей темы игры — 2%,
  • при определении игрового сюжета — 3%,
  • по поводу правильности игровых действий — 10%.

В среднем дошкольном возрасте (4—5 лет) конфликты чаще всего возникают:

  • из-за ролей – 32%,
  • по поводу правильности игровых действий — 26%,
  • из-за игрушек — до 17 %.

Появляются новые конфликты:

  • по поводу состава участников игры — 10 %,
  • по поводу сюжета — до 8 %.

Очень резко сокращается число конфликтов из-за разрушения игры — до 6 %.
Примерно то же соотношение сохраняется у старших дошкольников (5— 6 лет), однако исключение составляют конфликты по поводу правильности игровых действий – 26 %. Чуть меньше конфликтов из-за ролей — 24 %, 21% конфликтов из-за игрушек.
Таким образом, можно сказать, что, так как дети-дошкольники проводят большую часть времени в игре, этим и обусловлено появление конфликтов, и дальнейшее развитие конфликтного поведения.
В совокупности с другими психологическими особенностями это дает возможность определить специфический, свойственный только дошкольному возрасту портрет конфликтной ситуации и поведения. Также это позволяет наметить пути дальнейшей профилактики и коррекции конфликтного поведения у детей на данном возрастном этапе в п рофилактике конфликтности детей-дошкольников.