^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Методические материалы для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений по работе с одаренными детьми

Изучение проблемы одаренности началось в начале 20 века с определения:

  • Социальной необходимости выявления и развития одаренности
  • Определения самого понятия одаренности
  • Происхождения и структуры.

Поначалу одаренность связывали с интеллектом и способностями.
Проблема одаренности в отечественной психологии разрабатывалась как проблема способностей. Теплов считал, что определяя одаренность, мы говорим о способности. Он выделял три признака способностей:

  • Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного индивида от другого.
  • Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие способности, которые  имеют отношение лишь к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
  • Способность это не сумма ЗУНов.

Таким  образом, Теплов понимал одаренность как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении деятельности». Он считал, что нельзя говорить об одаренности вообще, а можно говорить об одаренности к какой-нибудь деятельности.
Каждый период детства создает особые благоприятные условия для проявления и развития способностей. Наиболее своеобразен в этом отношении дошкольный возраст, когда бурно развиваются все виды способностей. Наиболее рано обнаруживается художественная одаренность - сначала к музыке, затем к рисованию, позже к науке. причем раньше других проявляется одаренность к математике.
Дошкольника важно включить в разнообразные виды деятельности и,  избегая ранней специализации, позволить проявиться всем его задаткам и склонностям.  Пусть малыш попробует себя во  всех сферах деятельности.  С этой целью создается предметная среда,  малышу предоставляются всевозможные предметы: конструкторы, материалы, карандаши, краски, бумага, ножницы, клей.

Способность – индивидуально- психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения.
Одаренность – термин многозначен. Узкое его  значение: обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста.
Более широкое значение: одаренный - ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества.

 Возникает вопрос измерения одаренности стандартизированными тестами для проверки интеллекта. Они позволяют провести своевременную педагогическую коррекцию развития умственных способностей, но при их применении необходимо учитывать следующее:

  • Тесты не измеряют природный интеллект
  • Они являются тестами знаний, умений, навыков, полученных в доу и семье
  • Возможно натаскивание на выполнение тестов

Нет общей точки зрения на определение одаренности в любом возрасте, но в раннем возрасте до 5 лет одаренность связывается с ранним и быстрым темпом развития в одной или более областях знания. Как правило, дети, которые опережают в развитии своих сверстников на одну четвертую или половину своего возраста, могут считаться одаренными (ребенку 4 года, он на год или на два опережает развитие).
Талантливые взрослые демонстрируют фактические достижения, образованность и конкретные знания; талантливые дети только несут в себе потенциальные возможности. Мы редко сталкиваемся с вундеркиндами в дошкольном возрасте, чьи реальные достижения в зрелом возрасте могли бы произвести впечатление. Поэтому очень важно распознать у детей талант в раннем возрасте и помочь, а не помешать ему сохраниться и развиваться.
Высокая степень одаренности является талантом. Он выражается в совокупности способностей (одаренности), которые позволяют получить продуктивный результат деятельности, отличающийся новизной, совершенством, общественной и личностной значимостью. Высшая степень одаренности проявляется в гениальности, выражается в открытиях в открытиях, социально значимых для общества.
Дети редко одарены в нескольких областях, и уровень одаренности распределяется по видам деятельности неравномерно, иногда можно замечать выпадение ее в какой-то сфере. Одаренного ребенка отличает «степень зрелости» и «аномальная скороспелость» одних психических функций за счет других духовных функций, которые могут быть ниже нормы.
Иногда креативные способности к практической деятельности превышают способности к научной или, наоборот, и создавая, ребенок часто не может облечь созданное в вербальную форму из-за неразвитых языковых возможностей, что приводит к ошибочным суждениям о его умственном развитии.
У креативно одаренных детей часто занижена самооценка и социальная уверенность. У них встречаются симптомы тревоги, неуверенности и комплексов.

Негативные проявления возникают по следующим причинам:

  • Постоянного чувства неудовлетворенности из-за завышенной требовательности к себе и несовершенству творческого результата.
  • Критического отношения к себе, чувства несоответствия предъявляемым требованиям окружающих и страха не оправдать доверия и надежд других.
  • Высокого уровня тревожности, мнимости, настороженности и повышенной чувствительности на неуспех. Поэтому высокая творческая одаренность может сочетаться с низкой успеваемостью в школе.
  • Невысокого уровня коммуникативных и организаторских способностей, что вызывает замкнутость, агрессию и комплексы у одаренных личностей.

Характеристика одаренного ребенка

  • Одаренные дети изобретательны в игре и деятельности.
  • У них довольно ярко проявляется талант в сфере общения.
  • Чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Способны следить за несколькими процессами одновременно.
  • Обладают отличной памятью в сочетании с ранним языковым развитием.
  • Обладают большим словарным запасом, изобретают собственные слова.
  • Не терпят, когда им навязывают готовый ответ
  • Некоторые одаренные обладают повышенными математическими способностями, что может повлиять на их прогресс в чтении.
  • Отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задачи.
  • Они остро реагируют на социальную и общественную несправедливость, часто борются за правду.
  • Детей часто незаслуженно обвиняют во лжи, которая проявляется у них как фантазирование и сочинительство. Их яркое воображение не отличает реальность от вымысла.
  • Они чувствительны к юмору.
  • Очень красноречивы и оригинальны в характеристиках. Более тонко замечают детали и отрицательные поступки, которые критикуют, чем вызывают отрицательную реакцию окружающих.
  • Тонкость психической организации часто выводит их из эмоционального равновесия, что проявляется в нетерпеливости и эмоциональной несбалансированности.
  • Чувствительны к невербальным реакциям окружающих в общении.
  • Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные нетерпеливы и порывисты.
  • Для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость.
  • Проявляется повышенная активность личности.
  • Наиболее ярко по сравнению с обычными детьми выражена эгоцентричность, что проявляется в оригинальном толковании событий и явлений, которое при общении выражается в раздражении, упрямстве и критике.
  • Отличаются высоким энергетическим уровнем, причем спят они меньше обычного.
  • Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
  • Им сложно от социального неприятия и непонимания, что вызывает негативную реакцию при рефлексии. Одаренная личность в социуме часто или подавляется или эксплуатируется.
  • Большинству педагогов мешают ученики с поражающими познаниями, им некогда заниматься одаренными. Такие дети склоны постоянно привлекать к себе внимание. Наиболее развитого ученика почти перестают спрашивать – ведь педагог уверен, что он и так знает. Если же настойчиво пытается что-то сказать – становится «выскочкой». А когда он видит, что его активность учителю не нужна, и переключается на постороннее, не миновать недовольства, почему отвлекается. Так, поначалу энтузиаст учебных занятий, ребенок становится лишним в школе, а она ему не нужной, оказываются в конфликте с учителем. А он иногда не знает, чем такой ребенок из раздражает. Причина такого конфликта в том, что наиболее способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам.
  •  В общении с одаренными,  способными детьми важна правильная позиция взрослого. С одной стороны, взрослым зачастую не нравится обостренное любопытство детей, их стремление обсуждать "взрослые темы", критическое отношение к родителям и воспитателям, когда они не могут ответить на вопросы ребенка. А с другой стороны, одаренные дети требуют повышенного внимания взрослых, ведь они смотрят на них как на источник разнообразных знаний, эрудитов, которые знают ответы на все вопросы. И, наконец, с третьей стороны, именно взрослые формируют у ребенка оценку, отношение к своим способностям, к достигаемым в деятельности результатам. Поэтому в общении с одаренным ребенком взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом. И в то же время следует помнить, что одаренный ребенок характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, помочь избежать преждевременного одностороннего взросления.
  • Желательно помнить, что у одаренного ребенка в творческой деятельности возможен естественный выход эмоций, который необходим для созидания. В противном случае эмоции проявляются в агрессии, упрямстве, злости, раздражительности и неприязни. Поэтому значимой становится возможность перенесения накопленного энергетического потенциала ребенка в эмоционально положительное русло творчества, направив его не на разрушение, а на созидание.
  • Требования к личности педагога, работающего с одаренными детьми:
  • Должен быть сам в первую очередь нестандартной личностью с выраженным креативным мышлением, ему противопоказано мыслить стандартно, стереотипно, шаблонами. Мышление должно отличаться гибкостью, широким кругом интересов, не говоря о высокоразвитом интеллекте.
  • В общении педагог отличается безоценочным принятием ребенка, хорошо ориентируется в его индивидуальных особенностях с целью индивидуализации обучения.
  • Педагог должен обладать позитивной Я-концепцией, личность с низкой самооценкой может быть легко поставлена в трудное положение смышленым ребенком, даже если ему всего 4 года.
  • Должен уметь рефлексировать свои особенности, быть готовым к самосовершенствованию.

Исследование креативности

Креативность (или творческое воображение) имеет огромное значение не только для познавательного развития детей, но и для формирования их личности. Способность находить новые, нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связана с общими интеллектуальными способностями человека. В то же время творческие способности личности  откладывают отпечаток и на уровень выполняемой деятельности, и на стиль общения с другими людьми, и на осознание своих достоинств и недостатков. Поэтому при диагностике необходимо исследовать уровень не только познавательного, но и творческого развития личности, который невозможно определить с помощью традиционных тестов интеллекта.
Креативность, т е. способность к творчеству, может проявляться в разных видах деятельности и с разным материалом – преимущественно словесным при вербальной креативности и образным (предметами или их изображениями) при образной. Так как уровень развития этих двух видов креативности существенно отличается, то при диагностике рекомендуется использовать тесты, измеряющие каждый из них, не ограничиваясь изучением только образной или вербальной креативности.
Американские психологи Гилфорд и Торренс разработали различные методики для исследования креативности детей разного возраста.
Для исследования образной креативности может быть использован тест «Дорисовывание»,имеющий несколько модификаций в зависимости от возраста детей.

Тест для детей 3-4 лет

Стимульный материал. Лист белой бумаги (стандартный А4) и овал длиной 5-7 см, вырезанный из цветной бумаги.
Инструкция: Возьми овал и положи его в любое место на листе бумаги, где тебе больше понравится, а потом нарисуй картинку так, чтобы в центре ее был этот самый овал.
Проведение теста. Для того, чтобы детям было удобнее рисовать, взрослому необходимо прикрепить цветной овал липкой лентой на место, выбранное ребенком. Перед началом рисования (цветными карандашами или фломастерами) детей спрашивают, что они будут рисовать. Если ребенок не может ответить заранее о том, что он нарисовал, его спрашивают еще раз после окончания работы.
Если ребенок не может сам придумать название картинки, ему можно в этом помочь, однако ребенок должен хотя бы примерно самостоятельно рассказать о содержании нарисованного.

Тест для детей 4-10 лет

Стимульный материал: листы белой бумаги, в середине которых простым или черным карандашом  нарисованы контуры.
Инструкция. Посмотри на этот листок. Кто-то из ребят начал рисовать, но не успел закончить. Придумай, что из этого может получиться, и закончи, пожалуйста, рисунок.
Проведение теста. Детям дают только простой или черный карандаш. Взрослый не вмешивается в процесс рисования и на возможные вопросы детей отвечает, что они могут рисовать все, что им хочется. Для дорисовывания детям обычно предлагают по очереди 5-6 контуров (по мере выполнения). После выполнения каждого из заданий ребенка спрашивают, что именно нарисовано на картинке, однако при возникновении затруднения взрослый не настаивает на ответе.
Анализ результатов. При интерпретации полученных данных обращают внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывают с общим количеством ответов (например, дети дают не одно, а 2-3 возможных названия картинок, предлагают несколько вариантов дорисовывания и т. д.).Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0 (если ребенок отказывается рисовать).Гибкость оценивают по количеству использованных категорий в содержании рисунков (например, ребенок рисует только людей или и людей, и животных, и разнообразные предметы). Отказ от задания – 0 баллов, максимальное количество баллов – 3 (при использовании нескольких категорий). Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1-звери, пища, транспорт; 2 – игрушки, человек; 3 – герои сказок, одежда, птицы, растения; 4- мебель, рыбы; 5 – насекомые, техника; 6 – предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, постельные принадлежности. 
Кроме беглости, гибкости и оригинальности, оценивают и характер рисунка – важный показатель творческих способностей ребенка. При отказе рисовать, воспроизведении тождественного контура рядом с основным, прикреплении овала к бумаге без названия рисунка и дорисовывания – 0 баллов. Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко, шарик, волны)  - 1 балл.  Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человечек, кораблик, дорожка в саду) – 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью (включение) – 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторое действие – 4 балла. Рисунок включает в себя несколько персонажей или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена  одному смысловому центру, связанному с основным контуром, - 5 баллов.
В норме дети должны набрать 6-9 баллов, получив по 1-2 балла за беглость, гибкость и оригинальность и 3-4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом  количестве баллов (11          и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2-3 баллов, фактически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.
При исследовании детей 3-4 лет диагностируют и степень развития их планирования, наличие ориентировочной части деятельности. Для детей, которые могут назвать содержание рисунка еще до начала работы, характерно наличие сформированной ориентировки и планирования что становится нормой только к концу этого периода. Обычно дети этого возраста дают название рисунку только к концу работы, отсутствие же названия даже после наводящих вопросов взрослого говорит не только о невысоком уровне креативности, но и об отсутствии планирования деятельности, которое влияет и на общее познавательное развитие.
Беглость, гибкость и оригинальность названий, данных ребенком своим рисункам, также оценивают по шкале для оценки рисунка. При этом оценивается вербальная креативности, которая может существенно отличаться от образной. Поэтому подсчет этих баллов производят отдельно. При анализе надо обращать внимание и на характер работы, так как некоторые дети с увлечением дорисовывают, создавая  оригинальные произведения. Однако теряются. Когда надо дать им названия. Для этих детей характерна именно образная креативность. Другие ребята, наоборот, плохо рисуют, иногда с трудом дорисовывая даже простые контуры. Но могут придумывать оригинальные названия для рисунков и разворачивать целые рассказы о них. Для этих детей, соответственно, характерна высокая вербальная креативность.

воображение

"Хотите воспитать одаpенного pебенка?"

Уважаемые родители!
Если Вы хотите уменьшить Ваши родительские тревоги и узнать радость воспитания своих одаренных детей, возможно, Вам помогут  советы американского психолога  Дэвида Льюиса.

  • Я отвечаю на все вопpосы pебенка насколько возможно теpпеливо и честно.
  • Сеpьезные вопpосы и высказывания pебенка я воспpинимаю всеpьез.
  • Я поставил стенд, на котоpом pебенок может демонстpиpовать свои pаботы.
  • Я не pугаю pебенка за беспоpядок в его комнате или на столе, если это связано с твоpческим занятием и pабота еще не закончена.
  • Я пpедоставил pебенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.
  • Я показываю pебенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
  • Я поpучаю pебенку посильные заботы.
  • Я помогаю ему стpоить его собственные планы и пpинимать pешения.
  • Я беpу pебенка в поездки по интеpесным местам.
  • Я помогаю pебенку улучшить pезультат его pаботы.
  • Я помогаю pебенку ноpмально общаться с детьми из pазных социальных и культуpных слоев.
  • Я устанавливаю pазумный поведенческий стандаpт и слежу, чтобы он ему следовал.
  • Я никогда не говоpю pебенку, что он хуже дpугих детей.
  • Я никогда не наказываю pебенка унижением.
  • Я снабжаю pебенка книгами и матеpиалами для его любимых занятий.
  • Я пpиучаю pебенка мыслить самостоятельно.
  • Я pегуляpно читаю ему.
  • Я пpиучаю pебенка к чтению с малых лет.
  • Я побуждаю pебенка пpидумывать истоpии и фантазиpовать.
  • Я внимательно отношусь к индивидуальным потpебностям pебенка.
  • Я нахожу вpемя каждый день, чтобы побыть с pебенком наедине.
  • Я позволяю ему пpинимать участие в планиpовании семейных дел и путешествий.
  • Я никогда не дpазню его за ошибки.
  • Я хвалю его за выученные стихи, pассказы и песни.
  • Я учу pебенка свободно общаться со взpослыми любого возpаста.
  • Я pазpабатываю пpактические экспеpименты, чтобы помочь ему больше узнать.
  • Я позволяю pебенку игpать со всяким хламом.
  • Я побуждаю pебенка находить пpоблемы и затем pешать их.
  • В занятиях pебенка я нахожу достойное похвалы.
  • Я не хвалю его беспpедметно и неискpенне.
  • Я честен в оценке своих чувств к pебенку.
  • Hе существует тем, котоpые я совеpшенно исключаю для общения с pебенком.
  • Я даю возможность действительно пpинимать pешения.
  • Я помогаю pебенку быть личностью.
  • Я помогаю ему находить заслуживающие внимания телепpогpаммы.
  • Я pазвиваю в pебенке позитивное воспpиятие его способностей.
  • Я никогда не отмахиваюсь от неудач pебенка, говоpя: "Я этого тоже не умею".
  • Я поощpяю в pебенке максимальную независимость от взpослых.
  • Я веpю в здpавый смысл pебенка и довеpяю ему.
  • Я пpедпочитаю, чтобы основную часть pаботы, за котоpую взялся pебенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не увеpен в позитивном конечном pезультате.

Если вы согласны с 20 % из этих советов, то, веpоятно, над остальными стоит еще подумать. Hо если они вас устpаивают полностью или на 90%, пожалуй вам следует несколько охладить воспитательный пыл и пpедоставить большую свободу как себе, так и pебенку.

Тест

Используйте тест, определяющий одаренность и направленность ребенка к какой-то области деятельности. Тест наиболее применим к детям в возрасте от 4,5 до 7 лет.
На предлагаемые вопросы необходимо ответить утвердительно ( «да» - 1 очко) и отрицательно ( « нет» – 0 очков).затем все складывается. Ответ определяется по шкале результата.

  • Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?
  • Меняет ли он свои наклонности?
  • Любит ли рисовать воображаемые предметы?
  • Любит ли рисовать абстрактные картинки?
  • Любит ли фантастические истории?
  • Сочиняет ли рассказы или стихи?
  • Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?
  • Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?
  • Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
  • Боится ли темноты?
  • Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
  • Считал ли это слово понятным без разъяснений?
  • Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
  • Был ли удачен этот замысел?
  • Использовал ли когда-нибудь вещи не по ее назначению?
  • Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
  • Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус вашему?
  • Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?
  • Ищет ли объяснение тому, чего еще не понимает?
  • Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
  • Любит ли читать книжки без иллюстраций?
  • Изображает ли собственные игры или развлечения?
  • Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

Шкала результата

От 20 до 23 очков – ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, следует помогать ему в этом.
От 15 до 19 очков – ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен лишь когда чем-то заинтересован.
От 9 до 14 очков – большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на лещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.
От 4 до 8 очков – ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.
Менее 4 очков – ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.

Тест-анкета

Уважаемые педагоги и родители! Предлагаем Вам тест-анкету, разработанную зарубежными учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. А. де Хааном и Г. Кафом. Тест-анкета имеет 8 блоков-индикаторов с характерными признаками той или иной одаренности. Познакомьтесь с ними.

  • У вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он:
  • интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
  • любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
  • сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
  • может чинить неисправные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, подделок, находит оригинальные решения;
  • любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
  • интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
  • Всего 6 характерных признаков.
  • Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:
  • любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
  • поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
  • сочиняет свои собственные мелодии;
  • научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте

Всего 5 характерных признаков.

  • Артистический талант проявляется у вашего ребенка в том, что он:
  • часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
  • стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением  о чем-то рассказывает;
  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  • с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрители были взрослые;
  • с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
  • пластичен и открыт всему новому;
  • любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

Всего 7 характерных признаков.

  • У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:
  • хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
  • обладает хорошей памятью;
  • легко и быстро схватывает новый материал;
  • задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
  • любит, когда ему читают книги, соответствующие более старшей возрастной группе;
  • обгоняет своих сверстников на занятиях, жалуется, что ему скучно;
  • гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
  • обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла. Рассудителен не по годам, даже расчетлив;
  • очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
  • Всего 9 характерных признаков.
  • Явно выражен спортивный талант, если он:
  • энергичен и все время хочет двигаться;
  • смел до безрассудства, не боится синяков и шишек;
  • почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
  • неизвестно, когда успел научиться ловкости управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
  • лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
  • предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
  • кажется, что никогда всерьез не устает;
  • подражает своему любимому герою-спортсмену.

Всего 9 характерных признаков.

  • У вашего ребенка литературные дарования, если он:
  • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
  • любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
  • выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
  • изображает персонажей своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
  • любит сочинять рассказы, стихи.

Всего 5 характерных признаков.

  • У вашего ребенка способности к научной работе, если он:
  • обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и обобщениям;
  • умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
  • отдает предпочтение научно-популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, а не развлекательной литературе;
  • часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
  • с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
  • не унывает и не надолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Всего 6 характерных признаков.

  • Художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:
  • не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения;
  • в своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
  • серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства, пейзаж;
  • когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
  • стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение, - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
  • не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

 

Ну а теперь, когда вы познакомились с этими блоками-индикаторами, с их «признаками опознания» таланта, возьмите карандаш и бумагу.
Оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех восьми блоках-индикаторах. Если какая-то характеристика особенно подходит вашему ребенку, ставьте ему пять баллов, если она выражена только хорошо – четыре балла, и так далее (но не ставьте ему оценку ниже двух баллов!).
Затем суммируйте баллы внутри каждого их восьми блоков-индикаторов. Полученную сумму поделите на число признаков таланта в каждом блоке-индикаторе (например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих музыкальный талант, надо поделить на пять).
Уже на этом этапе вашей научно-исследовательской работы вы сможете установить наиболее выраженную одаренность вашего ребенка. Но на этом ваша работа не закончилась, теперь необходимо построить график уровня интереса вашего ребенка.
Постройте оси координат. На горизонтальной оси расположите восемь (по числу исследованных вами блоков-индикаторов) позиций. На вертикальной оси через равные расстояния – цифры от2 до 5. На пересечении проекций средней оценки в баллах и вида таланта (блоков-индикаторов) нанесите точку. Соединив полученные точки, вы получите нужный вам график. График необходим для того, чтобы принять правильное решение. Когда вы захотите, чтобы ваш ребенок одновременно занялся музыкой и плавание, а также математикой и рисованием. Взглянув на график, вы можете оценить перспективы ребенка. Не огорчайтесь, если линия на графике не имеет пиков, - предлагаемый вам метод выявления одаренности ребенка при помощи анкетирования все-таки довольно прост, а талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни» и не проявляется бурно и ярко.
И еще одно. Ради подкрепления своих навыков вы можете провести такую же работу с другим ребенком, сверстником вашего малыша. А затем все это сопоставить.
Анкета рекомендована для наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста.

АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТДЕЛ ПРИКЛАДНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Пакет составлен методистом отдела Лашук И. В.
Минск 2003