^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Статистика

Диагностика социально-нравственного развития дошкольников в педагогическом процессе детского сада. Часть 2

Продолжение...

Методика "А это могло быть с тобой?"
Цель - изучить благополучие взаимоотношений старших дошкольников с педагогом группы, понимание дошкольником справедливости оценок его проявлений воспитателем. 
Методика проведения. Беседа с детьми проводится индивидуально, после рассказывания ситуации ребенку предлагают ее продолжать и ответить на вопросы.
1 ситуация— "Скоро праздник. В группе будет концерт. Дети украшают зал и готовят номера. Как ты думаешь, воспитатель даст тебе роль ведущего? А кому из детей он предложит эту роль?"
2 ситуация— "Представь себе: воспитатель входит в группу и держит в руке карнавальную маску зайчика. Как ты думаешь, отдал бы он ее тебе или кому-нибудь другому? Кому?"
3 ситуация"Начинается занятие, а дети оставили на ковре разбросанные игрушки. Воспитатель рассердился на детей, он недоволен ими. Как ты думаешь, на тебя бы за это воспитатель рассердился? А на кого из детей группы мог бы рассердиться?"
При необходимости ситуации могут быть дополнены исходя из предполагаемых проблем взаимоотношений дошкольников с педагогом группы.


По итогам беседы ответы детей заносят в следующую таблицу


Фамилия,
Имя ребенка

Характер ответов детей по каждой серии

 

1 серия

 

2 серия

 

3 серия

утверди-тельный

отрица-тельный

неопре-деленный

утверди-тельный

отрица-тельный

неопреде-ленный

утверди-тельный

отрица-тельный

неопре-деленный

В результате анализа результатов таблицы выделяют три группы дошкольников по характеру их взаимоотношений с со взрослым.
Дошкольников делят на 3 группы по характеру эмоциональной направленности на воспитателя.
1 группаэмоционально восприимчивые дети. Их характеризует ярко выраженная положительная эмоциональная направленность на воспитателя, уверенность в любви педагога. Они адекватно оценивают его отношение к себе, очень чувствительны к изменениям в его поведении. Тон воспитателя, жест, поза служат источником возникновения эмоциональных переживаний.
2 группа— эмоционально невосприимчивые дети. Для них характерна отрицательная установка на педагогические воздействия, неадекватность откликов и на положительные воздействия воспитателя. Эти дошкольники часто нарушают дисциплину и порядок, не соблюдают установленные нормы. Усвоив по отношению к себе отрицательное отношение, дети отвечают на него негативизмом или равнодушием. Удовольствия от общения с воспитателем они не испытывают и не ожидают.
3 группа— дети с безразличным отношением к воспитателю и его требованиям. Они не проявляют активности и инициативы в общении с воспитателем, играют пассивную роль в жизни группы. По их внешним проявлениям трудно определить характер переживаний. Когда воспитатель их хвалит, они не выражают радости, так же как при осуждении - огорчения или смущения.
Эта методика позволит увидеть своеобразие проявлений детей по отношению к воспитателям группы, выявить имеющиеся у них проблемы взаимоотношений, и выделить ту группу детей, преодоление трудностей, в поведении которых необходимо начинать с оптимизации их взаимоотношений с педагогом.
Изучить особенности представлений дошкольников о своей семье характер отношения к близким людям помогут беседа с детьми на темы "Моя семья" и "Моя семья в будущем", анализ рисунков на тему "Моя семья".
Диагностическая беседа с детьми старшего дошкольного возраста темы "Моя семья"
Методика проведения. В ходе индивидуальной беседы детям задаются вопросы:

  • Что такое семья?
  • Расскажи о своей семье...
  • Есть ли в вашей семье что-нибудь интересное (увлечения, традиции, семейные альбомы)?
  • Если б ты встретил волшебника, и он предложил бы тебе выполнить три желания для тебя и членов твоей семьи (твоих близких) что бы ты им пожелал? (Если ребенок называет только пожелания для себя, взрослый уточняет)
  • Что бы ты хотел пожелать для своих родителей, бабушки (братьев, сестер)?
  • Что ты можешь рассказать о том, что было в твоей семье раньше, когда бабушка и дедушка были молодыми?
  • Что ты знаешь о твоих прадедушках и прабабушках? (чем они занимались, где работали, как жили)?
  • Как ты думаешь, для чего человеку нужна семья?

Первый и последний вопросы беседы помогут выяснить, как дошкольники понимают что такое "семья", в чем ее значение для человека. Детские рассказы о семье дадут возможность определить особенности представлений детей о своих семьях, семейных традициях, увлечениях, отношении детей к своей семье. Последняя часть беседы поможет определить, что дети знают о своих близких людях, об истории своей семьи.
Если педагог нацелен на совместное с родителями своих воспитанников развитие дошкольников, углубление представлений о традициях семьи, семейных увлечениях для проектирования этой работы он может использовать результаты беседы.


Диагностическая беседа с детьми старшего дошкольного возраста "Моя семья в будущем"
Методика проведения. В ходе индивидуальной беседы детям задаются вопросы:

  • Когда ты вырастешь, у тебя будет семья? С кем ты будешь жить?
  • А ты выйдешь замуж (женишься)? Какая у тебя будет жена? (Какой муж?)
  • Ты будешь жить в городе или деревне? Почему?
  • Когда ты вырастешь, и у тебя будет своя семья, ты будешь жить вместе с мамой и папой или отдельно? Почему?
  • Когда ты вырастешь, у тебя будут дети? Кто мальчик или девочка? Почему? (Если нет, то почему)
  • Вы будете ходить вместе в гости? К кому?
  • Расскажи, что ты купишь своим детям (дочке, сыну)?
  • Что ты им будешь запрещать делать?
  • А ты их будешь наказывать? Как? Почему?

Данная беседа позволит педагогу увидеть особенности семейных взаимоотношений в каждой семье ребенка, поскольку дети склонны проецировать особенности родительской семьи на свою будущую семью. Особое внимание предлагаем обратить на вопросы о желании ребенка в будущем жить совместно с родителями, запретах и наказаниях, которые наиболее показательны для определения его эмоционального благополучия в семье.


Анализ детских рисунков на тему "Моя семья"
Методика проведения. Детям предлагается нарисовать рисунок о своей семье, тема и содержание рисунка не уточняется. После рисования может быть проведена беседа с ребенком.
В настоящее время в методических пособиях достаточно много внимания уделяется анализу и оценке семейных отношений на основе детских рисунков. Поэтому обратим внимание на самые общие и информативные, на наш взгляд, особенности рисунка.
Процесс рисования и детские рисунки анализируют по следующим показателям:
Процесс рисования: увлеченность или равнодушие к изображаемому, старательность, аккуратность или небрежность при изображении членов семьи.
Цвета, выбранные для изображения разных членов семьи и рисунка в целом (более насыщенные, яркие цвета скорее свидетельствуют о благополучии семейных отношений).
Порядок рисования - кого ребенок начинает рисовать первым, какому персонажу уделяет больше времени в рисунке, дополняя его одежду украшениями и деталями, тот наиболее привлекателен для ребенка.
Содержание рисунка: расположение членов семьи друг относительно друга - чем более сплоченная семья, тем чаще ребенок рисует ее членов вместе, не обозначая на рисунке "преграды", стоящие между ними (шкафы, стены и др.).
Исключение кого-либо из членов семьи из семейного рисунка говорит, как правило, о проблемах общения ребенка с ним.
Следует отметить, что данная методика не является проективным тестом. Анализируя рисунки детей, воспитатель может по некоторым наиболее ярким показателям сделать вывод о положении ребенка в семье, благополучии семейных взаимоотношений, предположительных проблемах семейного воспитания. Однако результаты методики должны обязательно дополняться и уточняться с помощью других методов диагностики семейного воспитания дошкольников, часть из них представлена в статье Березиной Т.А., Ворониной О.И. данной монографии.
Второй значимой для старших дошкольников сферой взаимоотношений являются отношения со сверстниками. Знание особенностей общения ребенка в коллективе сверстников, развитие умений взаимодействия с другими детьми важный аспект их социального развития лежащий в основе проектирования педагогического процесса по данному направлению.
Вместе с тем, диагностические методики по данному направлению достаточно подробно представлены в статье Т.И. Бабаевой "Взаимоотношения старших дошкольников со сверстниками как объект педагогической диагностики". Отметим, что в качестве базовых методикмогут выступать наблюдениеза общением детей в повседневной жизни, одна из социометрических методик ("Секрет", "Подари открытку", "Новоселье"), рисование на тему "Я в детском саду", одна из диагностических ситуаций, выявляющие особенности взаимодействия дошкольника в совместной деятельности ("Обложка для книги", "Рукавички", "Сапожки в подарок", "Сделаем вместе").
Одной из наиболее сложных для педагогической диагностики сфер является сфера представлений старшего дошкольника о себе и отношения к себе. Для ее изучения может быть использованы такие методики как наблюдения за проявлениями детей в повседневной жизни, диагностическая ситуация (рассказ ребенка о себе), беседа с ребенком "Что ты любишь", экспериментальная методика "Лесенка", методика изучения образа "Я" дошкольника, диагностические ситуации "Что я лучше всего умею", "Мои лучшие качества".
В ходе наблюдения за общением и деятельностью детей педагог отмечает:

  • Проявления самостоятельности и уверенности ребенка в деятельности умения самостоятельно выдвинуть идею, действовать в соответствии с планом, оценивать свою деятельность.
  • Отношение к советам и замечаниям взрослых, сверстников.
  • Элементарные умения контролировать свое поведение, сдерживать свои эмоции.
  • Позиция, которую ребенок занимает в общении со сверстниками – лидер, партнер, подчиненный, уверенность в общении.
  • Желание ребенка рассказывать о себе, проявление интереса к своему прошлому и будущему, умение устанавливать связь между прошлым и настоящим, настоящим и будущим.

 

Для изучения особенностей представления дошкольников о себе предлагается дополнить результаты наблюдений в ходе проведения экспериментальных методик.


Экспериментальная ситуация "Рассказ незнакомому другу"
Методика проведения. В индивидуальной беседе ребенку рассказывается, что жители другой страны прислали письмо, в котором они очень просили каждого из детей детского сада рассказать немного о себе. После этого ребенку предлагается рассказать о себе то, что ему захочется.
Если ребенок затрудняется рассказать о себе, воспитатель задает вопросы: расскажи, как ты выглядишь, есть ли у тебя друзья, что ты любишь делать, что ты умеешь лучше всего и т.д.
Желательно зафиксировать рассказ детей и оценить то, о чем рассказывал ребенок в первую очередь особенности своего внешнего вида, свои умения, то чем он любит заниматься, личностные качества. Обычно то, о чем ребенок начинает рассказ о себе является наиболее значимым для него самого. Важно обратить внимание и на то, как ребенок рассказывал и отвечал на вопросы - уверенно, заинтересованно, с желанием, смущаясь, односложно, отказывался от ответа. Эти особенности характеризуют не только сформированность - любит заниматься, личностные качества и др. и представлений дошкольника о себе, но и о самоотношении ребенка.
Углубить представления педагога о развитии представлений о себе у детей старшего дошкольного поможет беседа с детьми.
Беседа "Что ты любишь"
(модифицированный вариант методики Корепановой М.)
Методика проведения. "Сегодня мы поговорим о тебе, мне хочется узнать, что тебе нравится, а что нет, что ты уже научился делать, чему хочешь научиться".

  • Что ты любишь больше всего на свете?
  • Чем бы ты стал заниматься, если тебе разрешили бы делать все?
  • Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр.
  • Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь).
  • Что ты умеешь делать? Чему научился? А чему бы ты хотел научиться?
  • Представь, что я волшебница и могу выполнить любое твое желание. О чем ты хочешь попросить?

Для определения тех нравственных качеств, которые выделяет в себе ребенок, особенностей его самооценки традиционно используется тест "Лесенка", которая разработана для дошкольников в нескольких модификациях.
Экспериментальная методика "Лесенка" (вариант Я.Л .Коломинского, М.И. Лисиной)
Стимульный материал. На листе бумаги нарисованы силуэты лестницы из 6 ступенек, фигурки мальчика и девочки.
Методика проведения. Методика начинается с непринужденного разговора о семье ребенка, его близких родственниках, о друзьях в детском саду.
1 серия. Затем педагог показывает лист бумаги с изображением лестницы и говорит, что если всех детей рассадить на ее 6 ступеньках, то на самой верхней окажутся самые хорошие ребята, ниже - просто хорошие, затем - средние, но тоже хорошие дети. На второй лестнице соответственно распределяются плохие дети, т.е. на самой нижней ступеньке — самые плохие и так далее.
После этого ребенку дается фигурка мальчика или девочки (в соответствии с его полом) и просят поставить ее на ту ступеньку, которой, соответствует он сам. При этом ребенок должен пояснять, почему он выбрал именно эту ступеньку.
2 серия. После этого ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит воспитатель, мама, друзья. Можно спросить ребенка и о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку и кто на самую нижнюю. После каждого ответа выясняют, почему ребенок так думает.
Обработка данных. Подсчитываются оценки отдельно по каждой серии эксперимента. Чем выше ступенька лесенки, тем выше самооценка ребенка. Для старшего дошкольного возраста нормальным считается, когда ребенок ставит себя на 4-6 ступеньки.
При ответах на вопросы обращают внимание на следующие показатели.
Отвечают на следующие вопросы:

  • проявляет ли ребенок интерес и готовность рассказывать о себе, оценивать себя?
  • каким ребенок считает себя и на какую из 6 ступенек ставит себя?
  • может ли ребенок объяснить, почему он поставил себя на ту или иную ступеньку?
  • каково соотношение между самооценкой ребенка и его представлениями об его оценке педагогом, близкими?

Более глубоко изучить представления детей привлекательных и непривлекательных для него качествах, понять его отношение к себе поможет другой вариант методики.


Методика изучения сформированности образа "Я" дошкольника
(Модифицированный вариант из исследования под ред. А.Б. Венгера).

Стимульный материал. На бумаге нарисована вертикальная шкала с делениями от -10 до +10 (центр обозначен "0"), фишка.
Методика проведения.

  • Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты хотел бы быть таким, как он, хотел бы быть похожим на него. Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похожим?
  • Представь себе человека, который бы тебе так не нравился, что ты ни за что не хотел бы быть таким, как он, не хотел бы быть на него похожим. Какой это человек? Каким бы ты не хотел быть? На кого бы ты не хотел быть похожим?
  • Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам?

Далее ребенку предъявляют шкалу с характеристиками, названными детьми в ответах на вопросы и набор антонимов ("хороший — плохой", "добрый — злой", "умный — глупый", "смелый — трусливый", "сильный - слабый"). Экспериментатор дает следующую инструкцию: "На этой шкале - все люди на свете: от самых добрых до самых злых (показ сопровождается движением руки по шкале сверху вниз), от самых злых до самых добрых (движение руки снизу вверх по шкале). На самом верху находятся все самые добрые люди на свете, в самом низу - самые злые, посередине - средние. Где ты среди всех этих людей? Отметь свое место фишкой".
После того как ребенок сделал выбор, его спрашивают: "Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Отметь, какой ты на самом деле, и каким бы хотел быть".
Результаты проведенной методики оформляют в таблицу:

 

Содержание представления ребенка о себе

Фамилия имя ребенка

Представления о своих положительных качествах

Представления о своих отрицательных качествах

Отношение к себе
("Я хороший"
"Самокритичный"
"Я недостаточно хороший")

Содержательное представления о себе в будущем

Примечания педагога

Начало года

 

 

 

 

 

Конец года

 

 

 

 

 

Обобщая результаты методики, выясняют сформированность у детей образа "Я" представлений о себе и отношения ребенка к себе (высокий уровень характеризуется сочетанием дифференцированной самооценки при различении реального и идеального планов с содержательным рассказом о себе).
Результаты комплексной диагностики социально-личностного развития ребенка диагностики обобщаются по двум направлениям.
Во-первых, воспитателю важно выделить особенности социально-нравственного развития всех детей группы - освоения ими представлений о правилах и нормах поведения, умения следовать им в повседневной жизни, понимания ими чувств и переживаний окружающих, умения ориентироваться на них в своем поведении, характер детских взаимоотношений в коллективе сверстников, проявления детьми интереса к другим людям, их внутреннему миру, инициативность и самостоятельность дошкольников. Для оценки этих особенностей воспитатель может воспользоваться уровнями социально-эмоционального развития, в программе "Детство".
Общие особенности помогают проектированию педагогического процесса группы по данному направлению, планированию тем бесед с детьми, игровых и практических ситуаций, коммуникативных игр, занятий с детьми.
Однако, для того, чтобы осуществлять индивидуально-личностное взаимодействие педагогу важно хорошо знать особенности социального развития каждого ребенка. Постепенно в течение года воспитатель собирает информацию о социально-личностном развитии ребенка по следующей схеме:

  • Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада, преобладающее настроение, активность в общении со взрослыми и сверстниками.
  • Понимание ребенком основных норм и правил поведения (какие не понимает), умение видеть ситуации неправильного поведения, давать нравственную оценку поведению других и своим собственным поступкам.
  • Основные черты общения и взаимодействия со взрослыми - активность, инициативность в общении, умение понять эмоциональные и физические состояния взрослого и проявить сочувствие, внимание, умения культуры общения (какими не владеет).
  • Положение ребенка среди сверстников, социальный статус в группе, типичная позиция в общении (лидер, партнер, подчиненный), проблемы взаимоотношений со сверстниками (если есть).
  • Знание ребенком своих индивидуальных особенностей, умение выражать свои чувства, желания, потребности, интерес к своему прошлому, настоящему и будущему.
  • Проявления самостоятельности, уверенности в себе, характер самооценки.
  • Наиболее яркие положительные личностные качества и черты поведения.
  • Основные проблемы поведения и общения (если есть), их предполагаемые причины.

Оценка проявлений социальной компетентности может осуществляться на основе определения педагогами особенностей индивидуального профиля социального - развития каждого ребенка, предложенного в работах для детей старшего дошкольного возраста. Мы полагаем, что особенности индивидуального профиля будут отличаться для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Поэтому предлагаем отдельные матрицы для определения индивидуального профиля социального развития детей каждой возрастной группы.

 

При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.