^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Как научить ребенка делиться?

делиться игрушками

"Он никому не дает свои игрушки!"
Здравствуйте! Решила обратиться к вам за советом. Никак не могу уговорить своего сынишку (ему 2 года) поделиться игрушками с другими детьми. Мы каждый день выходим во двор играть, и каждый раз одна и та же проблема - он никому не дает свои машинки, а чужие, наоборот, пытается взять поиграть. Как мне уговорить его делиться?»
Ольга Б., Подольск

Ваш малыш ведет себя естественно для двухлетнего ребенка. В этом возрасте дети не могут делиться тем, что «самому надо», и уговоры на них не действуют. И дело здесь не в недостатках характера или воспитания, а в детском, еще не развитом мышлении и в особенностях детской психологии. Как и большинство взрослых, вы не учитываете, что мышление ребенка очень сильно отличается от взрослого мышления, которого оно достигнет лишь к 15 годам. До двух лет малыш способен понимать только то, что может увидеть и потрогать. Это так называемое наглядно-действенное мышление в самых элементарных его формах.
Как ему объяснить? Ваш сынок еще не способен понять, что такое «делиться», не говоря уже о том, почему он должен это делать. Словарный запас двухлетнего ребенка не может содержать понятий, а без использования понятий невозможно объяснить, что такое «свое», «чужое», «делиться». Так что все ваши попытки научить своего малыша общаться с детьми на «взаимовыгодной» основе, не говоря уже о нравственной, обречены на провал.

В центре мира
Эгоцентризм - особенность детского мировосприятия, когда центром мира для ребенка является он сам. Хотя все мы в детстве «прошли» через это мировосприятие, понять его не так-то просто. Убедиться в этом можно на следующем диалоге с ребенком дошкольного возраста, проведенном в рамках исследования детского мышления всемирно известным швейцарским ученым Жаном Пиаже.

Детская логика
«- Есть у тебя братья?
- Артур.
- А у него есть брат?
-Нет.
- А сколько у вас братьев в семье?
- Двое.
- А у тебя есть брат?
- Один.
- А он имеет братьев?
- Совсем не имеет.
- Ты его брат?
- Да
- Тогда у него есть брат?
- Нет.»

Как видите, понять «логику» ребенка не так-то просто. А все дело в том, что в отличие от нас - взрослых, ребенок судит о вещах и явлениях, опираясь только на свое восприятие, и не догадывается, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется. Он видит, что луна следует за ним во время его прогулок, стоит, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает, и считает свое восприятие истинным.

Если вы попытаетесь объяснить ребенку до 5 лет, что это не так, вам это не удастся, он вас просто не поймет, из-за отсутствия логического мышления, которое начинает развиваться обычно с 7 лет. Он согласится с вами, но только на словах, а его убеждения останутся прежними. Он верит только тому, что видит своими глазами, и ваши объяснения не могут «ввести его в заблуждение». Ребенок уверен, что ветви дерева делают ветер; что чем больше предмет, тем он тяжелее, а два равных по весу пластилиновых шарика перестают весить одинаково, как только один из них меняет форму. А если дошкольнику предложить сосчитать членов его семьи, он посчитает правильно, но себя в этот список не включит.

Я и другие

Условная внутренняя позиция, благодаря которой ребенок может смотреть на вещи не только со своей, но и с позиций других людей, появляется у него в середине дошкольного детства - в 5 лет. Один из экспериментов по изучению детского мышления помогает увидеть это наглядно. Перед ребенком ставится задача пройти по комнате так, чтобы экспериментатор не видел прикрепленный у него на груди значок. Дети до 5 лет вообще не понимают задачи. Ребенок от 5 до 6 лет ведет себя правильно только в том случае, если взрослый говорит вслух, видит он значок или не видит. И только после 6 лет ребенок может самостоятельно соотнести положение значка на груди с положением экспериментатора в комнате.

Воспитание с пеленок

Каким бы способным ни был ваш ребенок, его мышление развивается по «отработанному природой графику», и от эгоцентризма раньше 5 лет еще никто «не избавлялся». Вот из этого и нужно исходить, воспитывая своих детей. С пониманием относиться к детской «жадности», «эгоизму», «жестокости», при этом с рождения прививать ребенку нравственные принципы, потому что после трех лет будет безнадежно поздно.

Что делать?

Не умиляться, когда шестимесячный малыш тянет кого-то за волосы или кошку за хвост, а убрать его ручку и сказать «нельзя» строгим голосом, а потом погладить пострадавшего и сочувственным тоном добавить: «Ему больно». Не оставлять без последствий озорство 9-месячного малыша, бросающего печенье на пол, а сказать «нельзя» или лишить его предмета озорства. Не возмущаться, когда двухлетний непоседа шумит, не реагируя на просьбы заболевшей бабушки не шуметь, а переключить его на интересную, но спокойную игру со словами: «Бабушке нужен покой, и мы с тобой не будем шуметь». Не создавать для малыша особых условий, когда «лучший кусок» достается всегда ему, а приучать делиться даже тем, чем его угостили. «Нравственное» поведение ребенка до 7 лет не более, чем освоенные навыки, но именно они создают основу для воспитания нравственности, когда развитие мышления достигнет нужного уровня.

Когда нужна компания

В возрасте пяти - шести лет ребенок только с помощью взрослого может переключиться со своем позиции на позиции другого человека, а после шести лет способен сделать это уже самостоятельно. И до тех пор, пока ребенок не обнаружит, что существует разные точки зрения, которые надо учитывать, -почувствовать то, что чувствует другой, понята чувства другого человека, -он не в состоянии действать, учитывая не только собственные интересы.
Именно поэтому большинство детей способно дружить и играть в компании не раньше 5 лет. И пусть вас не вводят в заблуждение отдельные идеалистические картинки, на которых двук- трехлетние малыши «делятся» игрушками или обнимают друг друга. Они делают так потому, что ни сейчас так хочется.

Важно!
С ребенком до трех лет лучше гулять отдельно от других детей, тем более, что в этом возрасте он еще абсолютно не нуждается в их обществе. В три года ребенок уже способен поделиться или поменяться, но только тем, что самому сейчас не надо. И здесь уже дело не в мышлении, которое к трем годам позволяет понять ваши доводы в пользу "сотрудничества" с окружающими, а эгоцентризме. И хотя в три года дети любят играть в "одной пессочнице", но только поодиночке, каждый "по своим правилам".
Двухлетний же малыш должен играть только со взрослым, ибо это последний год уникального периода, когда способности мозга ребенка к освоению мира в 10-15 раз  превышают обычные, и нужно использовать каждую минуту для обучения его новым знаниям и умениям.

Детский психолог Любовь Майская
Источник: Похудей. Спецвыпуск №9, 2015г