^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Ребенок и мир вокруг него (о правилах поведения)

Ребенок и мир вокруг него (о правилах поведения)

В вашей семье растет малыш. Как помочь ему вырасти, научиться взаимодействовать с окружающим миром, сделать его жизнь более удобной, понятной и безопасной.
Жизнь малыша начинается с вашего дома. Здесь он делает первые шаги, начинает говорить, приобретает первые навыки общения с другими людьми (родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, гости). Очень важно в семье создать благоприятные условия для формирования и развития наиболее успешного поведения ребенка. Это потребует усилий от родителей, более тщательной организации своего времени и собственного поведения, но очень поможет ребенку освоить жизненное пространство дома и за его пределами.

Детям часто мешает вести себя правильно:

- отсутствие чувства пространства
- неумение ориентироваться в незнакомой обстановке
- невозможность представить себе то, что находится вне поля зрения
- отсутствие уверенности, что его действия правильные
- ощущение незащищенности
- боязнь наказаний

Начните с самого простого- с дома, где все знакомо и привычно, поэтому он является лучшим полигоном для изучения и освоения пространства. Сначала взрослые сами показывают ребенку роль каждого помещения, делают что-то вместе с ним. Постепенно ребенок привыкает связывать определенные действия с отведенными для этого участками пространства квартиры, сначала с помощью родителей, а потом самостоятельно. Постарайтесь закрепить за каждым помещением свою определенную функцию. Каждый угол квартиры может быть заполнен определенными предметами, которые придают ему понятное значение. Можно нарисовать специальные рисунки и надписи, которые помогу ориентироваться малышу.
В прихожей - одеваются перед выходом на улицу и раздеваются когда приходят домой, меняя уличную одежду на домашнюю.
В ванной комнате - умываются, моют руки, чистят зубы, причесываются, принимают душ, вытираются полотенцем. Здесь можно поиграть с водой и посидеть в ванной.
В кухне готовят пищу, едят. В ней ребенок может найти такие интересные для игр предметы, как чашки, ложки, тарелки, кастрюли и т.д. Таким образом, он может научиться обращаться с посудой, кухонной мебелью, бытовой техникой и т.д.
Важное место в квартире – это место где ребенок спит. Здесь осуществляется ритуал подготовки ко сну, переодевание в пижаму, чтение любимых сказок, обсуждение того, что произошло за день, и составление плана следующего дня.

 

Важно отвести ребенку место для своих собственных занятий и игр. Здесь и ящик с игрушками, полки с играми и книгами, место для кассет или дисков с любимыми мультфильмами и музыкой, стол или парта на которой удобно писать и рисовать, и часть стены, где можно повесить свои рисунки (очень важно для ребенка, что его творчество принимают окружающие и оно является важной частью его общения с людьми). Также, здесь можно что-то менять, создавать, клеить и красить, и что очень важно не бояться "развести грязь".

Когда ребенок освоился с пространством квартиры, ему будет легче освоиться с пространством окружающего мира, включающим в себя двор, магазин, театр, садик, транспорт.
Важно, чтобы процесс знакомства с окружающим пространством происходил в спокойной обстановке, что бы он не вызывал беспокойства и тревоги, чтобы ребенок не воспринимал его как опасность. Необходимо предварительно рассказать ребенку, куда вы хотите отправиться, что вы там собираетесь делать, что интересного можно там увидеть и с чем познакомиться.
Помимо того, что ребенок получает информацию о предстоящей прогулке или поездке, родители объясняют как себя нужно вести в том или ином месте. Это достаточно непросто – научиться правильно вести себя.
В магазине много людей, много всяких интересных предметов, игрушек, но, к сожалению, не все можно потрогать, взять без разрешения, и не все родители могут купить.
В поликлинике надо долго сидеть в очереди, нельзя бегать и кричать, а после всего еще и терпеть разные медицинские манипуляции.
В метро необходимо опускаться под землю – это страшно, а еще там душно и поезд очень гремит.
Вашему ребенку в этих ситуациях не всегда комфортно и ему очень трудно выбрать способ правильного поведения. Ему трудно контролировать свое поведение, свои чувства и, возможно, он начнет капризничать, плакать или "хулиганить", как думают окружающие: пытается забежать первым в вагон, хочет занять место у окна, толкается, разговаривает или пристает к незнакомым людям, пытается дотронуться до их одежды, сумок и т.д.. А может быть, наоборот, пытается спрятаться от окружающих, кричит или плачет. Окружающие и родители ведут себя в этих ситуациях по разному: кто-то сидит и не обращает внимание; кто-то смущается, стесняется поведения ребенка и пытается всем объяснить данное поведение, а кто-то начинает ругать малыша, что приводит к обратной реакции – это только усиливает его переживания и сила негативных реакций возрастает.
Иногда родители начинают грубить окружающим, ведут себя агрессивно – считая что требование ребенка необходимо выполнить, оправдывают его поведение болезненным состоянием, не понимая, что таким образом они показывают ему неправильный образец поведения и взаимоотношений с окружающими. Любая из этих позиций провоцирует окружающих на агрессивные высказывания, обвинения в адрес ребенка и родителей, укрепляет в них отрицательное отношение ко всем "особенным" детям. Часто во время таких конфликтов ребенку приклеиваются очень грубые и жестокие ярлыки-диагнозы. Все это наносит ребенку дополнительную травму.
Семье важно подготовиться к "выходу в свет", никто не знает лучше близких привычки ребенка, его способы реагирования на незнакомые ситуации, утомление, как его можно отвлечь или успокоить.
Перед выходом из дома необходимо подробно обсудить с ребенком предстоящий маршрут, куда вы пойдете, с кем вы будете встречаться, что будет происходить, чего вы ожидаете от ребенка. Родителям или взрослым, сопровождающим ребенка, надо постоянно держать его в поле зрения, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры, готовыми помочь малышу в любой момент. Постарайтесь выбрать угол или место в салоне транспорта, где будет меньше людей, где обстановка более спокойная. Можно занять ребенка тем, что ему интересно: читайте книжку, дайте любимую игрушку, карандаши и альбом для рисования. Надо создать условия, наиболее комфортные для ребенка. Постарайтесь не забыть взять с собой воду, сок, любимое печенье – то, что ребенок любит.
Если все-таки возник конфликт, а реакция окружающих стала явно агрессивной – возьмите инициативу на себя. Объясните им, что происходит с ребенком, не обвиняя его, а ссылаясь на его чувства (испуган, устал, проголодался), не угрожайте обвинителям, смягчите ситуацию. Самое главное – чтобы ваш ребенок чувствовал, что его родители на его стороне, что они хотят и могут защитить его.

Литература
Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров. М., 1997.
Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. СПб., 2000.

Психолог ГДППНД В.Ю.Губкин