^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Диагностика готовности детей 6-7 лет к школьному обучению

ВВЕДЕНИЕ

Одним из многочисленных направлений деятельности практического психолога является отбор детей в школу, и в частности диагностика готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Несмотря на наличие самого разнообразного материала по данной проблеме, основным недостатком большинства таких пособий является неполное описание процедуры обследования и обработки результатов. Помимо этого в диагностике не всегда учитываются все компоненты психологической готовности.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости. В связи с этим в настоящем издании собраны не просто методики, а целые программы, позволяющие проводить полноценную диагностику готовности ребенка к школе и получать сведения о сформированности каждого компонента школьной зрелости.
В работе изложены 5 программ (включающие в себя специально подобранные методики), 5 методик для определения ведущих мотивов учения и методика исследования обучаемости, пользующаяся большой популярностью из-за ее практической значимости, которую можно применять как самостоятельно, так и дополнительно к программам.
Материалы по каждой из диагностических методик представлены в следующем порядке:

  • цель исследования с помощью данной методики;
  • необходимый диагностический материал;
  • особенности предъявления инструкции;
  • особенности проведения исследования;
  • оценка результатов;
  • интерпретация данных.

Диагностическая программа 1

Автор: И.В. Дубровина и др.

Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя четыре сферы: 1) аффективно-потребностная; 2) произвольная; 3) интеллектуальная; 4) речевая.

Исследование аффективно-потребностной сферы.
а) методика по определению доминирующего мотива у ребенка
Оборудование: На столе заранее расставляются игрушки.
Ребенка приглашают в комнату, показывают игрушки, которые он рассматривает в течение одной минуты. Затем экспериментатор подзывает ребенка к себе и предлагает послушать интересную сказку (но не очень длинную). На самом интересном месте чтение сказки прерывается и задается вопрос: «Чего тебе сейчас хочется больше: дослушать сказку или пойти поиграть с игрушками?»
Дети с развитым познавательным интересом просят дочитать сказку, со слабым – идут играть (но игра, как правило, носит манипулятивный характер – хватают то одну игрушку, то другую).
б) Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника
Беседа должна содержать вопросы, которые бы косвенным образом позволяли определить наличие познавательных или учебных потребностей.
Вопросы могут быть такими:

  • Что ты знаешь о школе?
  • Как ты думаешь, что там будет интересного?
  • Ты со своими друзьями играешь в школу?
  • А кем тебе больше нравится быть: учителем или учеником?
  • Тебе нравятся мультики или фильмы про школу?
  • А сам ты умеешь читать?
  • А ты хочешь научиться читать, писать?
  • Как ты думаешь, зачем детям надо идти в школу?
  • Как ты думаешь, как лучше учиться: в школе с учительницей или дома с мамой?
  • Кем ты хочешь быть? А что для этого нужно?

Число положительных ответов 6 и более свидетельствует о наличии познавательных или учебных потребностей.

Исследование произвольной сферы
а) Методика «Домик».
Цель: Выявить у ребенка умение ориентироваться в работе на образец, умение точно скопировать его, уровень развития произвольной памяти, внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листочке точно такую же картинку, какую ты видишь здесь (положить перед ребенком образец с домиком). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а надо поверх неправильного (или рядом) нарисовать правильно. Тебе понятно задание?»
Рисунок выглядит следующим образом:

домик

 

Пока ребенок рисует, стоит отметить:

  • ведущую руку;
  • как работает с образцом;
  • быстро или медленно проводит линии;
  • отвлекаемость во время работы;
  • сравнивает ли свой рисунок с образцом по окончании работы;
  • исправляет ли сам ошибки.

Ошибками считается:

  • отсутствие какой-либо детали на рисунке;
  • увеличение отдельных деталей более чем в 2 раза при сохранении общих размеров рисунка;
  • неправильное изображение деталей в пространстве рисунка;
  • отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;
  • разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены;
  • наложение линий одна на другую.

За каждую ошибку начисляется один балл.
Таблица 1 Уровни оценки результатов для детей 6 и 7 лет


Для детей 6 лет:

Для детей 7 лет:

1-2 балла – высокий уровень;
3-5 баллов – средний уровень;
> 5 баллов – низкий уровень.

  •  
    • балл – высокий уровень;
    • балла – средний уровень;

> 3 баллов – низкий уровень.

б) Методика «Да и Нет»
Инструкция: «Давай с тобой поиграем в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, какие слова нельзя будет произносить? (Ребенок повторяет эти слова). Теперь будь внимателен, я тебе буду задавать вопросы, отвечая на которые нельзя будет говорить слова «да» и «нет». Понятно?»
После того, как ребенок подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».
Ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Допустимо, если ребенок вместо словесного ответа отвечает утвердительным или отрицательным кивком головы.
Оценка:
Высокий уровень – ни одной ошибки;
Средний уровень – 1 ошибка;
Низкий уровень – более 1 ошибки.

Исследование интеллектуальной сферы.
а) Методика исследования обучаемости А. Ивановой (приложения А, Б).
б) Сюжетные картинки
Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.
Материал: 3-4 сюжетные картинки, предъявляемые в неправильной последовательности.
Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом расскажи по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».
Оценка:
Высокий уровень – если ребенок все сделал правильно или же при неправильной раскладке картинок сочинил логичную версию рассказа.
Средний уровень – если картинки разложены правильно, но рассказ ребенок смог составить только при помощи наводящих вопросов.
Низкий уровень – если ребенок не справился с заданием.
Считается, что ребенок не справился с заданием в том случае, если:

  • не смог выложить последовательность картинок и отказался от рассказа;
  • по выложенной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
  • выложенная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность, несоответствующую рассказу);
  • каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными – в результате рассказа не получается;
  • на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

В случае если наблюдаются феномены, описанные в пунктах 4 и 5, требуется дополнительная проверка интеллектуальных способностей ребенка, т.к. подобные нарушения характерны для детей с ЗПР.
Данная методика позволяет определить и уровень развития речи ребенка: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д. Но не менее важно и умение выделять на слух в слове различные звуки, т.е. развитие фонематического слуха.

Исследование речевой сферы
Методика «Звуковые прятки».
Предназначена для проверки фонематического слуха.
Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагается поиграть в прятки со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове.
Инструкция: «Давай с тобой поиграем в прятки со звуками. Мы с тобой загадаем какой-нибудь звук, который надо будет искать. Потом я буду называть тебе слова, а ты мне будешь говорить, есть в них звук, который мы ищем, или нет». Разобрать пример: «у» - шуба.
Предлагается по 4 слова на каждый звук:
«о» – кошка, море, точка, баня;
«а» – мама, парта, стол, каша;
«ш» – шайба, ручка, школа, суша;
«с» – суп, киска, лужа, свет.
Оценка:
Высокий уровень – ни одной ошибки;
Средний уровень – 1 ошибка;
Низкий уровень – более 1 ошибки.
Если ребенок на все слова подряд отвечает, что искомый звук есть, или, что разыскиваемого звука нигде нет, то правильные ответы стоит рассматривать как случайные.
Общие итоги: готовность ребенка к школе определяется преобладанием высокого и среднего уровней по каждой из четырех обследуемых сфер. Наличие низкого уровня по одной или двум сферам свидетельствует о недостаточном развитии соответствующих способностей. В связи с этим родителям даются соответствующие рекомендации по развитию отстающих способностей, и в конце августа проводится повторное тестирование.
Форма протокола, заполняемого в процессе обследования, представлена ниже.


Протокол обследования

ФИ ребенка

 

 

 

 

Возраст

 

 

Дата обследования

 

Исследование аффективно-потребностной сферы

1. Доминирующий мотив:

 

а) познавательный

 

 

 

 

б) игровой

 

Беседа по выявлению внутренней позиции школьника

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

Исследование произвольной сферы

а) Методика «Домик»

 

 

высокий

средний

низкий

б) Методика «Да» и «Нет»

 

высокий

средний

низкий

Исследование интеллектуальной сферы

а) Методика исследования обучаемости А.Ивановой

ПО=

б) Методика «Сюжетные картинки»

высокий

средний

низкий

IV. Исследование речевой сферы

Методика «Звуковые прятки»

высокий

средний

низкий