^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Влияние статуса семьи на психологическую готовность ребенка к школе. Часть 2.

ГЛАВА 2
Экспериментальное изучение психологической готовности детей к школьному обучению

2.1. Диагностические методы изучения психологической готовности детей к обучению в школе

Применение в педагогической практике психологических методов предполагает определенную психологическую грамотность учителя. Ему необходимо ориентироваться в том, какие из психологических методик пригодны для использования в практических целях, каковы их возможности, с одной стороны, и в чем их ограниченность, - с другой стороны, какова общая психология применяемых в педагогике психологических методов и какие из них наиболее подходят для решения домной конкретной задачи, как правильно их применять, чтобы они были надежны и достоверны; как правильно интерпретировать полученные данные и каковы этико-педагогические требования, которые необходимо соблюдать при их практическом применении.

 

Применению психологических методов в педагогической практике должен предшествовать серьезный подготовительный этап, состоящий из трех частей:
1) формирование педагогической задачи;
2) знакомство с психологической теорией, описывающей или объясняющей причины, механизмы интересующих учителя явлений, которые он намерен подвергнуть специальному изучению;
3) формирование конкретной цели диагностики, определяющей выбор диагностических методов.
Педагогическая задача формируется обычно как дефицит, недостаток чего-либо.
В педагогической практике наиболее употребительными являются следующие психологические методы: наблюдение, анкетирование, беседа, изучение продуктов деятельности учеников, естественный эксперимент, использование различных измерительных шкал и экспериментных оценок.
Психологические методы изучения учащихся могут нести полезный вклад в воспитание и обучение, организацию различных форм работы с детьми. Однако психологические средства изучения детей сами по себе не обеспечивают эффективности педагогического воздействия, представляя собой лишь один из инструментов, который учитель может использовать в этой работе [4].
Выявлять уровень подготовленности ребенка к школе педагоги, психологи начинают первый этап предварительного обследования в начале учебного года. А затем, получив довольно низкие результаты, в течение года с помощью родителей, воспитателя успешно формируют то, что упущено, и проводят второй этап психолого-педагогического обследования в конце учебного года (апрель, май).
Основной целью проведения второго этапа психолого-педагогического обследования является выявление уровня готовности ребенка к школе после того, как была проведена коррекционная работа (при необходимости).
Основные требования к процедуре проведения обследования:
1) желательно проводить диагностирование в специальной комнате, где ничто не отвлекает ребенка и педагога;
2) предельная доброжелательность к ребенку, использование похвалы, одобрение независимо от результата выполнения заданий;
3) объективность при диагностировании, не стремиться оказывать с верху дозированную помощь ребенку, превращая методику из диагностирующей в обучающую;
4) если ребенок устал, дать ему возможность отдохнуть, а затем продолжить обследование;
5) соблюдать этику общения с детьми и родителями.
В психолого-педагогическом обследовании должны быть выявлены показатели личностного развития, интеллектуального развития, показатели произвольности (саморегуляции).

 

2.2. Диагностическая программа по изучению психологической готовности старшего дошкольника

 

Проблема психологической готовности детей к школе является комплексной. Чтобы удовлетворять требованиям современной школы, нужны и знания, и умения, и желание учиться, и способность устанавливать содержательные контакты с учителями и сверстниками и многое другое; целый набор психологических свойств и качеств.
Готовность к школе сложное понятие. В широком плане под готовностью к систематическому обучению понимается такой уровень развития ребенка, который дает ему возможность достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладеть новыми знаниями, умениями, нормами и правилами поведения, проявлять при этом необходимый уровень активности. В более узком плане говорят о функциональной, умственной, личностной, нравственно-волевой, социально-психологической готовности к школе.
Наиболее целесообразно готовность к школе рассматривать на трех уровнях: морфофункциональном, умственном и личностном развитии. Все указанные уровни составляют область потенциальных свойств, которые свое выражение находят непосредственно в результатах деятельности, знаниях, умениях, поступках, активности, эмоциональных переживаниях, то есть в актуальных свойствах.
В качестве основных показателей морфофункционального развития выступают следующие показатели:
• физическое развитие;
• состояние здоровья;
• развитие анализаторов;
• нейродинамические свойства;
• развитие речевого аппарата;
• развитие мышечного аппарата;
• работоспособность - утомляемость.
Умственная готовность характеризует некоторые содержательные особенности интеллектуальной деятельности. Чтобы успешно учиться, необходим относительно высокий уровень сформированности действий восприятия, памяти, мышления, воображения. Показателями умственного развития являются следующие: отношение к себе – оценивается по уровню устойчивости, адекватности и действенности самооценок, общего представления о своей личности, а также уровню притязаний ребенка, в которой выражается отношение к целям деятельности [16].
Отмеченные виды готовности составляют иерархически организованную систему, представляют из себя область потенциальных свойств. Свое непосредственное выражение они находят в действительности и поведении, которые образуют область актуальных свойств, проявляющихся в той или иной ситуации при решении тех или иных задач.
В качестве показателей актуальных свойств как компонент готовности выступают следующие:
• знания – оцениваются как общий кругозор, так и полнота, точность, системность, соответствие программным требованиям;
• умения и продукты деятельности – способность адекватно отбирать способы деятельности при выполнении тех или иных заданий, уровень развития умений, анализируется качество результатов той или иной деятельности;
• поступки, в них находит выражение нравственная сторона личности – умение строить взаимоотношение, правильно общаться со сверстниками и взрослыми;
• способность правильно оценивать свою деятельность и деятельность других детей и их поступки;
• произвольность поведения (организованность, внимательность);
• развитие основ социальной активности - оценивается по способности детей проявлять элементы инициативы и исполнительности, ответственности, сознательности и самостоятельности;
• социальные переживания - анализируются на основе умения ребенка адекватно эмоционально отражать действительность в процессах деятельности и общения.
Изучение компонентов готовности к школе дает возможность составить целостную картину о личности ребенка, определить те сферы, в которых он готов к школе, а также области, где тот или иной показатель готовности недостаточно выражен.
Уровень психологической готовности к школе выявляется в процессе проведения психолого-педагогического обследования детей 6-7 летнего возраста, результаты которого дают возможность сделать выводы о последующем дифференцированном подходе к ним в учебно-воспитательном процессе.
Цель исследования: выявление уровня готовности ребенка к школе Для достижения данной цели мною был проведен второй этап психолого-педагогического обследование детей 6 лет. Было обследовано 14 детей старшей группы №8 детского сада №19, воспитатели Миронова С.П., Дольникова Ю.В.
В данном исследовании была использована диагностика готовности ребенка к школе, разработанная Кушнир Н.Я. (Приложение 1). Эта программа позволяет выявлять уровень психологической готовности детей, который определяет «школьную зрелость» ребенка. Диагностическая программа предназначена для обследования детей старшего дошкольного возраста.
Проведенное нами психолого-педагогическое обследование помогло выявить:
I. Ориентировка в окружающем. Для выявления ориентировки в окружающем использованы:
1.1 Вопросник состоит из 8 вопросов, ориентировка в окружающем выявляется в беседе с ребенком.
1.2 Методика «Дополнение фраз» позволяет диагностировать способность детей устанавливать причинно-следственные связи в окружающей среде. Дает возможность получить более объективную информацию об осведомленности ребенка, его ориентировке в окружающем. Методика «Дополнение фраз» состоит из 10 текстовых фраз, которые ребенку нужно закончить.
II. Мотивационная готовность. Для выявления мотивационной готовности у ребенка использованы:
2.1 Вопросник (отношение к школе) состоит из 7 вопросов, на которые ребенок должен ответить.
2.2 Тест в картинках (Приложение 2). Ребенку предлагается рассмотреть рисунки (стандартный лист бумаги разрезан на 9 квадратов, в каждом их которых изображены рисунки, отражающие определенный вид деятельности: игровую, трудовую, учебную). После того как ребенок рассмотрел, он выбирает чем бы ему хотелось заниматься в первую очередь, во вторую очередь и в третью.
III. Для выявления уровня развития образных представлений были использованы следующие методики:
3.1 Методика «Разрезанные картинки» (Приложение 3). Ребенку в вперемешку даются части одной картинки. Ему надо опознать изображение и сложить картинку. Дается последовательно три картинки: от простых к сложным. По тому, как ребенок складывает картинки, выставляется уровень развития.
3.2 Методика «Соотнесение свойств предмета с заданным эталоном» позволяет установить, владеют ли дети глазомерным действием соотношения общей формы конкретного предмета с формой заданного эталона. Данная методика содержит набор картинок с 15 изображенными предметами и 5 картинок на каждый эталон.
3.3 Методика «Самые непохожие» позволяет выявить способность детей вычленять признаки в объекте (Приложение 4).
IV. Выявить уровень произвольного запоминания, позволяет:
Методика «Заучивание 10 слов», она также используется для оценки объема запоминаемого материала, утомляемости, активности, внимания. В методику входят три набора по 10 слов в каждом. Ребенку медленно читают один из наборов он должен затем повторять слова. Воспроизведенные слова и их количество фиксируются после каждого предъявления в протоколе обследования. Оценка результатов производится по количественному показателю воспроизводящих слов.
V. Выявление уровня развития мышления и речи. Для оценки уровня мыслительной деятельности могут быть использованы следующие методики:
5.1 Методика «Четвертый лишний» (Приложение 5) выявляет способность детей находить обобщающие понятия для трех объектов.
5.2 Методика «Назови одним словом» помогает выявить уровень сформированности понятий.
5.3 Рассказ по картинкам (Приложение 6). Ребенку необходимо расположить картинки в логической последовательности.
VI. Выявление уровня саморегуляции.
Методика «Да и нет» выявляет уровень произвольности внимания, памяти, умение работать по правилу. В методике 10 вопросов, на которые ребенок должен отвечать не употребляя слова «Да и нет».
VII. Выявление уровня развития моторики руки. Чтобы проверить уровень развития мелких движений можно предложить ребенку выполнить задание «Езда по дорожке». Ребенку надо предложить проехать по дорожке, соединив линии изображения самоката и дома (Приложение 7).

Использовался следующий инструментарий:
1. Лист бумаги с 9 рисунками, отражающий определенный вид деятельности: игровую, трудовую, учебную (методика «Тест в картинках»).
2. Три картинки, разрезанные от простого к сложному с изображением на них матрешки, зайца, чайника (методика «Разрезанные картинки»).
3. Три карточки - образцы-эталоны и 15 карточек: по 5 картинок на каждый эталон (методика «Соотнесение свойств предмета с заданным эталоном»).
4. Восемь геометрических фигур, отличающихся по цвету (красный, синий), по размеру (большой, маленький), по форме (круги, квадраты), (методика «Самые непохожие»).
5. Шесть наборов картинок для указания картинки, которая не подходит является лишним (методика «Четвертый лишний»).

 

2.3. Анализ результатов диагностической программы психолого-педагогического исследования старшего дошкольника

 

Задачей психолого-педагогического обследования старших дошкольников на конец учебного года являлось:
1. Определение уровня психологической готовности детей к школе.
При проведении исследования соблюдались основные требования процедуре проведения обследования:
1. Диагностирование проводится в кабинете педагога-психолога.
2. Подготовлен весь необходимый диагностический инструментарий для проведения обследования.
3. Методики предлагаются только в игровой форме.
4. Точное соблюдение инструкции проведения методики.
5. Обязательное ведение протокола обследования.
6. Соблюдение объективности при диагностировании.
7. Установление доброжелательного контакта с обследуемым.
8. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
9. Дети с низкой работоспособностью обследуются в два этапа.
10. Использование похвалы, одобрения независимо от результата выполнений заданий обследуемым.
Результаты выполнения диагностической программы каждым ребенком фиксировались в протоколе психолого-педагогического обследования (Приложение 8). На основе полученных результатов в протоколе составлена диаграмма индивидуального профиля психического развития каждого ребенка, где графическое изображение наглядно иллюстрирует общий уровень развития ребенка и конкретно каждой функции.
На основе полученных результатов составлена сводная таблица (Приложение 9) с указанием уровней развития по каждой методике, которая позволила дать количественно-качественный анализ диагностики.
Количественно-качественный анализ полученных результатов:
I. Ориентировка в окружающем.
1.1 Вопросник на осведомленность


Уровень

%

Статус семьи

Высокий

71

Полная

4 чел.

Неполная

6 чел.

Средний

29

Полная

2 чел.

Неполная

2 чел.

Низкий

-

-

1.2 Методика «Дополнение фраз»


Уровень

%

Статус семьи

Высокий

29

Полная

1 чел.

Неполная

3 чел.

Средний

71

Полная

5 чел.

Неполная

5 чел.

Низкий

-

-

ІІ. Мотивационная готовность
2.1 Вопросник «Отношение к школе»


Уровень

%

Статус семьи

Высокий

50

Полная

3 чел.

Неполная

4 чел.

Средний

50

Полная

4 чел.

Неполная

3 чел.

Низкий

-

-

2.2 Тест в картинках


Уровень

%

Статус семьи

Высокий

36

Полная

3 чел.

Неполная

2 чел.

Средний

36

Полная

2 чел.

Неполная

3 чел.

Низкий

28

Полная

1 чел.

Неполная

3 чел.

ІІІ. Уровень развития образных представлений
3.1 Методика «Разрезные картинки»


Уровень

%

Статус семьи

Высокий

93

Полная

6 чел.

Неполная

7 чел.

Средний

7

Полная

-

Неполная

1 чел.

Низкий

-

-

3.2 Соотнесение свойств предмета с заданным эталоном


Уровень

%

Статус семьи

Высокий

50

Полная

4 чел.

Неполная

3 чел.

Средний

50

Полная

2 чел.

Неполная

5 чел.

Низкий

-

-

3.3 Методика «Самое похожее»


Уровень

%

Статус семьи

Высокий

29

Полная

2 чел.

Неполная

2 чел.

Средний

29

Полная

2 чел.

Неполная

2 чел.

Низкий

42

Полная

2 чел.

Неполная

4 чел.

IV.Уровень произвольного запоминания
4.1 Методика «Заучивание 10 слов»


Уровень

%

Статус семьи

Высокий

36

Полная

2 чел.

Неполная

3 чел.

Средний

64

Полная

4 чел.

Неполная

5 чел.

Низкий

-

-

V. Уровень развития мышления и речи
5.1 Методика «Четвертый лишний»


Уровень

%

Статус семьи

Высокий

64

Полная

4 чел.

Неполная

5 чел.

Средний

36

Полная

2 чел.

Неполная

3 чел.

Низкий

-

-

5.2 Методика «Назови одним словом»


Уровень

%

Статус семьи

Высокий

43

Полная

3 чел.

Неполная

3 чел.

Средний

50

Полная

3 чел.

Неполная

4 чел.

Низкий

7

Полная

-

Неполная

1 чел.

5.3 Рассказ по картинкам


Уровень

%

Статус семьи

Высокий

50

Полная

4 чел.

Неполная

3 чел.

Средний

43

Полная

5 чел.

Неполная

1 чел.

Низкий

7

Полная

-

Неполная

1 чел.

VI. Уровень саморегуляции
6.1 Методика «Да и нет»


Уровень

%

Статус семьи

Высокий

50

Полная

4 чел.

Неполная

3 чел.

Средний

29

Полная

2 чел.

Неполная

2 чел.

Низкий

21

Полная

-

Неполная

3 чел.

VII. Уровень развития моторики руки


Уровень

%

Статус семьи

Высокий

50

Полная

3 чел.

Неполная

4 чел.

Средний

50

Полная

3 чел.

Неполная

4 чел.

Низкий

-

-

На основе анализа всех проведенных диагностических материалов можно представить общую картину психологической готовности детей к обучению в школе в виде сводной таблицы по результатам 2 этапа диагностической программы психолого-педагогического обследования старших дошкольников (Приложение 9)