^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Статистика

Гласные и согласные

гласные и согласные

Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца преисполняются чувством изящного, пусть поэзия действует на них как музыка...
В. Г. Белинский

После того как будут проанализированы трехзвуковые слова (Сколько звуков? На каком месте?), можно вводить новое — учить различать гласные и согласные звуки. Вам кажется, что это сложно для маленького ребенка? Ничуть! Дайте ему возможность самому обнаружить разницу между гласными и согласными. Вот как это нужно сделать.
Отберите карточки со схемами слов, разобранных на предыдущих занятиях: шар, дом, сыр, кит, лук, лес. Вы видите, что в этих словах есть все гласные звуки нашего языка — а, о, ы, и , у , э.


Положите перед малышом карточку со словом шар и загадайте ему загадку: "В этом слове есть один звук — необыкновенный. Этот звук можно очень громко крикнуть, можно пропеть, когда ты его произносишь, ничто во рту тебе не мешает — ни губы, ни зубы, ни язычок. Угадай, какой это звук". Ребенок легко догадывается — а. Проверьте вместе с ним, так ли это. Не смущайтесь, пусть дети покричат, послушают этот звук, убедятся, как легко он произносится. Точно так же найдите вместе с детьми звуки о (дом), ы (сыр), и (кит), у (лук), э (лес).

Только после этого взрослый объединяет все эти звуки в одну группу и говорит, что они называются гласными, в отличие от согласных, которые нельзя крикнуть так, как гласные звуки. Гласные звуки мы теперь будем обозначать красными фишками. Иногда, чтобы облегчить ребенку различение гласных и согласных, мы говорим ему, что согласный звук нельзя потянуть, нельзя спеть. Давая такое объяснение, мы на самом деле только запутываем ребенка: он начинает считать гласными звуки р, м, л, т. е все те согласные, которые можно долго тянуть и петь.
А вот если мы обратим внимание малыша на другую особенность согласных звуков: при их произнесении нам всегда что-то мешает — или губы, или язык, то ребенок уже никогда не ошибется.
Скажите ему: "Действительно, звук м можно долго тянуть и даже песенку можно "промычать", но посмотри, как крепко закрыт у тебя ротик, когда ты произносишь этот звук, губы мешают ему выйти изо рта". Вот теперь установлена разница между гласными и согласными звуками. Такое не заученное и как бы самостоятельно сделанное определение гласных и согласных звуков прочно усваивается детьми, они легко оперируют своими знаниями.
И сразу же обратите внимание ребенка на то, что согласные звуки в слове произносятся по-разному — то мягко, то твердо. Если вы правильно учили ребенка называть звуки в словах, когда проводили звуковой анализ, если ребенок называл согласный звук так, как он действительно слышится в слове, то различение согласных на твердые и мягкие не вызовет никаких затруднений.
Вот как это можно сделать. Предложите ребенку проанализировать слово Нина. После того как слово разобрано, схема звукового состава заполнена фишками, вы задаете малышу вопрос: "Какие в этом слове есть гласные звуки?" — "И, а", — отвечает ребенок, указывая на красные фишки, стоящие на схеме. "А какие в этом слове согласные звуки?" — "Я и н". — "Очень хорошо! А скажи, как тебе кажется, похожи эти звуки или нет? Послушай, как я их произношу: "'—н'н', ннн". — "Похожи". — "Но один звук я произношу мягко, послушай: н'-н'-н', а другой: н-н-н — как я его произношу?" Обычно ребенок отвечает: "Ты его грубо произносишь". Вы подтверждаете: "Да, я его произношу твердо: н-н-н, а звук н'-н'-н' я произношу мягко, правда? Те согласные звуки, которые мы произносим твердо, называются твердыми согласными, и мы будем их обозначать синими фишками, а те согласные, которые мы произносим мягко, называются мягкими согласными, и обозначать мы будем их зелеными фишками. Давай уберем со схемы белые фишки и поставим эти. Какой звук ты обозначишь синей фишкой?" — "Звук н". — "Правильно, ставь фишку. А зеленой фишкой какой звук в этом слове будем обозначать?" — "Звук н'".
Вот так вы познакомили ребенка с такими сложными понятиями, как гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
На дальнейших занятиях вам больше не понадобятся белые фишки: проводя звуковой анализ слова, ребенок должен теперь характеризовать каждый звук как гласный или согласный и пользоваться соответствующими фишками.

 

При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.