^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Почему ребенок не хочет читать?

Почему ребенок не хочет читать?

За последние годы увеличилось количество детей не увлекающихся чтением, предпочитающих телевизор и компьютер. Родители в растерянности: ребенок отказывается читать! В чем причина такого поведения? Как изменить ситуацию?
Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к ранним годам ребенка, его взаимодействию с родителями.
До недавнего времени считали, что дети учатся читать в школе. Сегодня мы знаем, что запас знаний, который необходим для того, чтобы выучиться читать, ребенок получает до школы. "Годы чудес" - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить. От родителей не требуется учить ребенка читать, они должны развить в нем любовь к чтению.

Условия, которые помогут ребенку научиться читать.

Учимся читать

В домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку также естественно, как умение ходить или говорить. Помочь развертыванию этого естественного хода событий можно, создав ребенку следующие условия:
1. Регулярно читать малышу вслух считалки, детские стишки с часто повторяющимися фразами, книжки с картинками, различные рассказы и т.п.
2. Читать рассказы, интересные ребенку: про животных, игрушки, динозавров, цирк и др.
3. Использовать каждую возможность общения: разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном.
4. Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, ножницами, бумагой и т.д.     
5. Сделать для ребенка карточки с повседневно употребляемыми словами.
6. Записывать истории, которые малыш будет диктовать.

Знакомим с буквами. Учим ребенка читать

знакомим с буквами

Когда наши дети так хорошо ориентируются в звуковой стороне речи, можно начинать знакомить их с буквами.
Начнем с гласных букв, и прежде всего с буквы а. Предложите разобрать ребенку несколько слов: кран, лампа, марка. Все эти слова выложены перед ребенком на столе в виде разноцветных фишек. Попросите малыша найти в них одинаковые гласные звуки. Ребенок определяет, что это звук а. Тогда вы показываете приготовленную заранее букву а и, рассмотрев ее, просите ребенка заменить во всех словах звук а на букву а. Дальше ваш малыш при звуковом анализе слов ставит всегда букву а вместо соответствующей фишки.
Следующая буква, с которой мы предлагаем знакомить ребенка, — я. Почему такая странная последовательность? Ведь мы привыкли к тому, что ребенку показывают гласные буквы а, у, а затем сразу несколько согласных и он начинает читать: мама, папа, Шура, Мура. И читает эти слоги и слова ребенок довольно легко. Но вот ему показывают букву и или я — и так хорошо усвоенный навык чтения вдруг разваливается! Ребенок не может прочесть слогов с этими буквами, он как бы заново начинает учиться читать. Почему?

Звуковой анализ слова со схемой и без нее.

Звуковой анализ слова со схемой и без нее

В звуковом анализе следует перейти к более сложным заданиям: к разбору сначала четырехзвуковых, а затем пятизвуковых слов. Сначала давайте детям для анализа слова без стечения согласных и гласных звуков: луна, рыба, лиса, сани, гуси. Затем постепенно усложняйте задания: сахар, волк, куст, аист, паук.
Способ проведения звукового анализа остается тем же, но ребенку с каждым занятием требуется все меньше усилий для его проведения. Он постепенно перестает прибегать к подчеркнутому произнесению звуков; кажется, что ребенок просто называет звуки слова один за другим. Но это только кажется.

Гласные и согласные

гласные и согласные

Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца преисполняются чувством изящного, пусть поэзия действует на них как музыка...
В. Г. Белинский

После того как будут проанализированы трехзвуковые слова (Сколько звуков? На каком месте?), можно вводить новое — учить различать гласные и согласные звуки. Вам кажется, что это сложно для маленького ребенка? Ничуть! Дайте ему возможность самому обнаружить разницу между гласными и согласными. Вот как это нужно сделать.
Отберите карточки со схемами слов, разобранных на предыдущих занятиях: шар, дом, сыр, кит, лук, лес. Вы видите, что в этих словах есть все гласные звуки нашего языка — а, о, ы, и , у , э.

Слышать слово! Занятия по грамоте

слышать слово

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В. А. Сухомлинский

Итак, с чего начать занятия по грамоте? Прежде всего мы должны научить ребенка слышать звуки нашей речи, научить его слышать, из каких звуков состоят слова, которые мы произносим.