^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Игра как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

ГУМЕН О.И.,
главный специалист ГСЛиА Департамента образования, Москва
В дошкольном образовании математика — это не предмет в чистом виде, а развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. В данном возрасте ведущий вид деятельности — игра, поэтому весь образовательный процесс в ДОУ строится на основе игр.
Характеристика игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве
♦ Игра как ведущий вид деятельности вызывает качественные изменения у дошкольников.
♦ Дети в игре отражают окружающее их многообразие действительности и взаимоотношения людей в ней.
♦ Игровая деятельность дошкольников влияет на формирование произвольности психических процессов.
♦ Игровая ситуация и действие в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности детей.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Е. М. Вицина, учитель-дефектолог
За безоблачной картиной дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребенка. За первые 6—7 лет жизни ребенок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У него формируется познавательная деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные виды памяти, постепенно он овладевает словесно-логическим мышлением.
Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и для успешного обучения в школе.

Игры для развития математических представлений дошкольников

игры для развития математи­ческих представлений дошкольников

Предлагаемые несколько игр помогут вам развить математические представления дошкольников.
"Чего не стало?" На столе перед ребенком стоят восемь игрушек (башенка, матрешка, машина, юла, мяч и т. д.). Ребенок пересчитывает их, затем ему предлагают закрыть глаза и в это время убирают две игрушки. Открыв глаза, ребенок должен ответить на вопросы: "Больше стало игрушек или меньше? Какие игрушки исчезли? За какими игрушками они стояли? Перед какими? Между какими? Какой по счету стояла первая убранная игрушка? Вторая?"

Решаем задачи

решаем задачи

Вот теперь, после того как ваш ребенок умеет измерять, считать, понимать зависимость части и целого , можно поговорить о том, как научить его составлять и решать простые арифметические задачи. Целесообразно ограничиться задачами на сложение и вычитание в одно действие.
Прежде всего, пусть ребенок сам примет участие в создании задачи. Дайте ему сначала 2 флажка, потом еще 1. Попросите его рассказать о том, что вы сделали. Потом пусть он скажет, что можно об этом спросить. Важно научить ребенка ставить вопрос задачи, понимать, какой именно вопрос может быть логическим завершением условия данной задачи. В нашем примере ребенок должен сказать: "Сколько стало флажков?"

Часть и целое

Часть и целое

Теперь хорошо показать ребенку, что некоторые предметы можно (а бывает, и нужно) разделить на несколько равных
частей.
Возьмите пачку мороженого и скажите малышу, что вот у вас одна пачка на двоих и поэтому мороженое нужно разделить пополам, на две равные части. Постарайтесь разделить пачку так, чтобы у вас получилось точно две равные части, обратите на это внимание ребенка.

Мерки

мерки

Итак, ваш ребенок уже умеет считать и отсчитывать различные предметы, умеет называть соседей того или иного числа. Но предложите ему узнать, сколько воды в графине или крупы в кастрюле, какой длины стол и высоты стул, — и вы увидите, что ребенок растерялся, что он не знает, как это можно сделать. А между тем умение производить все эти операции весьма важно для его математического развития.
Чтобы ребенок мог узнать, сколько воды в графине и какой длины крышка стола, его необходимо познакомить с измерением.
Скажите малышу, что будете варить кашу. Попросите его помочь вам. Пусть он насыплет в кастрюлю из пакета четыре маленьких стаканчика риса — столько нужно, чтобы сварить кашу. Обратите его внимание на то, что стаканчики должны быть полными, что риса во всех четырех стаканчиках должно быть одинаково, — это важный момент при измерении количества.