^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Это интересно

Ознакомление с окружающим миром.

ознакомление с окружающим миром

Богатство и широта представлений ребенка о явлениях природы и общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют умственное (как и нравственное) развитие детей. Из своих представлений об окружающем ребенок черпает сведения, полезные для игр и занятий, эти представления накладывают отпечаток на его отношения со сверстниками и взрослыми. Чем правильнее и ярче будут впечатления детей, чем больше они будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.


В детском саду ознакомление с окружающим— это, по сути, самостоятельный предмет обучения. Оно систематически проводится и на специальных занятиях (экскурсии, беседы, чтение и рассказывание педагога, рассматривание картин, показ диафильмов), и в ходе обучающих игр. В отличие от занятий по развитию речи, математических представлений, по изобразительной деятельности, на этих занятиях предметы и явления общественной жизни стоят в центре внимания; важны именно они, их особенности.
Постепенно и последовательно у детей вырабатываются правильные представления о доступных им, близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей. Воспитатели стремятся, чтобы дети учились понимать общественные явления, чтобы у них развивалось уважение к человеку и его труду на благо общества.
Мало научить детей различать цвет, форму и другие внешние свойства предметов. Задача еще и в том, чтобы в доступной форме показать: в каждой вещи заложен общественный труд, в ее создании участвовали люди разных профессий; труд взрослых нужен другим людям.
Конечно, способы ознакомления малыша с важными явлениями общественной жизни в условиях семьи очень индивидуальны, своеобразны.
Детей следует знакомить с достаточно широким кругом явлений, характеризующих нашу действительность. Одни из них (труд взрослых, средства связи и передвижений. проходят через все дошкольные годы, но представления о них расширяются и углубляются в зависимости от возрастных возможностей. Так, дети 3—5 лет усваивают в основном конкретные знания об отдельных видах труда родителей и тех взрослых, работу которых они могут наблюдать.
Дети старшего возраста овладевают знаниями более общими: о групповом, коллективном характере труда (строителей, колхозников, работников транспорта), его общественной значимости.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Младшие дети прежде всего приобретают так называемые лично-бытовые ориентировки. Они должны знать свое имя, фамилию, возраст, имена, отчества родителей (и воспитателей); ориентироваться в помещении своей квартиры (и группы); знать названия предметов домашнего обихода; различать и называть свойства предметов.
Дети 4—5 лет более основательно усваивают эти представления, получают новые; так, ребенок может знакомиться с другими помещениями детского сада (комнаты других групп, кухня, кабинет врача, заведующей), с домом, в котором он живет.

Становятся возможными организованные прогулки (почти экскурсии). Их цель— познакомить ребенка с ближайшей улицей, с некоторыми общественными зданиями (школой, магазином, театром), понаблюдать вместе с ним за транспортом. Детям рассказывают о родном городе, поселке, деревне, о Армии .
В старшем возрасте эти знания уточняются и закрепляются, а интересы детей развиваются и направляются на познание более сложных общественных явлений (наша Родина, школа, дружба народов). Важно, что теперь дети знакомятся уже не с отдельными сторонами изучаемых явлений.
Каждая семья может использовать перечень этих тем как важный ориентир. Разумеется, отец или мать не всегда могут строить занятия с малышом так последовательно и организованно, как это возможно в детском саду. Но сам факт внимания к упомянутым темам должен сыграть положительную роль.
Круг предметов и явлений окружающего, с которыми следует познакомить старших дошкольников, довольно велик. Поэтому целесообразно при работе с детьми давать им знания в определенной системе.
Так, ознакомление детей с детским садом, школой, почтой, библиотекой, магазином и другими культурно-бытовыми учреждениями может идти примерно одинаково и включать следующие представления:
а) об общем виде, характерном облике учреждения, его наименовании, назначении;
б) об основных помещениях учреждения, их оборудовании, назначении и связи в едином учреждении;
в) о работающих в учреждениях людях, их профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, результатах труда и т. д.;
г) о взаимосвязи труда всех работников этого учреждения. Знакомя детей с любым видом труда, полезно придерживаться определенной системы, формируя знания:
о названии профессии (кто варит обед, строит дом);
о месте работы (где работает повар, строитель);
о материале для труда (что нужно для работы повару, строителю); об орудиях труда (чем, с помощью чего работает повар, строитель);
о трудовых действиях (что делает повар, строитель);
о результатах труда (что получается в результате работы повара, строителя);
о пользе труда для общества (для кого варит обед повар, строит дома строитель).
Усвоив под руководством взрослого знания о двух-трех профессиях, дети начинают использовать эти знания при знакомстве с другими профессиями.
Дети 5—6 лет уже многое видели и знают, имеют представление о разных видах трудовой деятельности людей. Теперь важно всемерно раскрывать социальную значимость, роль труда в жизни людей. Дети этого возраста должны знать и понимать, что большинство окружающих нас предметов создано руками человека, его добросовестным и упорным трудом. Чтобы хорошо выполнять свое дело, люди должны многое знать и уметь: учиться шить удобную и прочную, красивую одежду, строить красивые, теплые, светлые дома, школы, детские сады, управлять машиной, самолетом, поездом и т. д. Познакомьте ребенка с тем, как делаются некоторые вещи, как строятся здания, выращивается хлеб, хлопок. Можно уже раскрыть естественную последовательность производственного процесса. Так, можно показать этапы строительства дома — закладка фундамента здания, возведение стен, перекрытий, отделочные работы. Или выращивание зерна — подготовка почвы к посеву, сев, уход за посевами, уборка урожая.
Постепенно у детей растет понимание того, что труд носит коллективный характер, что различные виды труда, профессии взаимосвязаны.
Так, представления о труде по пошиву одежды расширяют за счет знаний о том, что одежду шьют не только дома или в ателье, но и на специальных швейных фабриках. Здесь работают люди разных профессий (модельеры придумывают разные фасоны одежды, закройщики раскраивают материал, швеи шьют одежду). Чтобы эти люди могли работать, нужны разные материалы. Колхозники выращивают лен, хлопок, разводят овец, с которых стригут шерсть. Собранные лен, хлопок, шерсть погружают на машины, поезда, самолеты и привозят на специальные фабрики, там из них делают нитки, ткани. Потом ткани доставляют на швейные фабрики и шьют одежду. А готовые вещи (пальто, платья, брюки) везут в магазин, где их покупают взрослые для себя и детей. К этому можно добавить сведения об использовании разных машин (станков, швейных машин, тракторов, комбайнов, автомобилей и др.), которые делают рабочие на разных заводах.
Обращая внимание 6—7-летних детей на это и при знакомстве с некоторыми другими видами труда, необходимо подчеркивать добросовестное отношение взрослых к работе, желание сделать ее лучше. Так постепенно подводятся дети к пониманию характерных черт труда человека. Они узнают, что любой труд в нашей стране почетен и полезен. За хорошую работу людей награждают грамотами, медалями, орденами.
Все эти знания — хорошая основа для воспитания у детей уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к труду людей и всему, что сделано ими.

 

При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.